Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003. - 64 с.
           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита
           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература

С. 50.

Печенеги, торки, половцы

           После смерти Святослава Киевская Русь потеряла большинство владений в Степи, а с конца X в. печенеги начинают тревожить Киевскую Русь, грабят села, нападают на города, на столицу - Киев.
           "Они - темные брюнеты с совершенно бритыми бородами, бедны..." - писал о печенегах арабский путешественник Ахмед ибн - Фадлан в начале X в. Печенеги постепенно охватывают новые территории, распределяют их между объединениями племен. Известный византийский автор Константин Багрянородный сообщает, что в междуречье Днепра и Волги земли печенегов ("пачанакитов") делились на фемы: Куарципур, Сирукаллен, Вороталмат, Вулацапон. В какие фемы входил бассейн р. Бахмут неизвестно.
           По сведениям Константина Багрянородного грабежи и получение откупов были одной из важнейших отраслей дохода печенегов. Печенеги хоронили умерших в наших степях под курганами в деревянных гробовищах головой на запад. Слева от покойника размещали чучело боевого взнузданного коня - вернейшего друга в степи. Сам покойник сопровождался оружием, среди вещей выделяются характерные удила из железного прутка без перегиба, сабли с прямым клинком, плоские двухлопастные наконечники стрел каменные нагрудные подвески.
           Торки вторглись из-за Дона в наши степи в начале XI в. Это была разноэтническая масса из 24 племен, названная по наиболее сильным торкам (так называли их русские летописи) или огузам (название восточных авторов) Они недолго пробыли в Бахмутском крае. Их целью был поход на Византию, потому они только прошли по нашим степям. Из раскопок В.А Городцова происходят материалы курганных захоронений, перекрытых деревянным настилом, на котором находились череп и ноги коня. Возможно, это были торки, оставшиеся жить здесь при половцах. По сообщению ибн - Фадлана в

С. 51.

Половецкие статуи из 1-2-пос. Карфаген, 3-Триполь

руку умершего помещали деревянный кубок с хмельным напитком - набизом. Из дерева вырезали куклы, которые как считали, в роли слуг должны были сопровождать умершего в рай.
           В середине XI в. в северопричерноморских степях появились пришедшие из глубин Азии половцы, как их называли киевскорусские летописи, или кипчаки из восточных источников. В 1060 г. кипчаки пытались из степи грабить Черниговские земли Киевской Руси. Но были разбиты. Повесть временных лет писала, что "Придоша половци на Роуську землю.... Се быст первое зло о поганых безбожных враг...", существует несколько версий происхождения слова "половцы", но скорее это название связано со словом "поле" - то есть "жители поля", "степи". "Это летучие люди, а поэтому их нельзя поймать. Они не имеют ни городов, ни сел, оттого за ними следует зверство. Не таковы даже коршуны, плотоядный род и всем ненавистный, таковы разве грифы, которых благодетельная природа удалила в места необитаемые" - писал о половцах византийский автор Евстафий Солунский.
           К концу XI ст. украинские степи были строго распределены между половецкими ордами, начался процесс "обретения родины". Бахмутский край входил в состав одного из могущественных объединений половцев - орду донецких половцев или шаруканидов. Еще в 1068 г. хан Шарукан нар. Альте разбил объединенные полки русичей под руководством князей Изяслава, Всеволода и Святослава Ярославичей. В древнерусских былинах часто упоминаются Змеи С. 52. Горынычи - враги русских богатырей. В числе "змеев" упоминается и Шарк -великан - это по мнению академика Б.А. Рыбакова сам Шарукан.
           Летописи содержат данные о половецких городах в среднем течении р. Северский Донец - Сугров, Балин и Шарукань (по имени хана). Как полагал известный краевед 1920-1930-х годов Н.В. Сибилев это известные археологам Маяцкое, Теплинское, Сидоровское городища (сейчас Славянский район Донецкой области). В этих же землях впоследствии правили сыновья Шарукана Сырчан и Отрок.
           Внук Шарукана, сын Отрока хан Кончак возглавлял донецких половцев во второй половине XII века. Он неоднократно ходил походами на Русь. В 1185 г. в плену у Кончака содержался князь Игорь Новгород-Северский после поражения русичей от половцев на р. Каяла (это событие воспето в знаменитой поэме "Слово о полку Игореве").
           Следует сказать, что шаруканиды контролировали самые богатые в природном отношении земли, известные наличием карстовых провалов с соляной рапой в низовьях р. Тор (где, кстати, находилась ставка Кончака и недалеко город Шарукань) и в среднем течении р. Бахмут. Соль в те времена была значительным богатством. Именно в эти края были направлены несколько походов русичей, в том числе поход Владимира Мономаха 1113 г., который покорил половецкие города Сугров, Балин, Шарукань, рассеял половцев по степи, "пил золотым шеломом" из Дона (в то время так назывался Северский Донец и нижнее течение Дона).
           Сюда же походом шел и князь Игорь Святославович в 1185г. Полагают, что князь Игорь хотел найти в этом походе "славу", "преломить копие о поле половецком". Но ряд фактов (русичи везли с собой "злато", сын Игоря женился вскоре на дочери Кончака, Игорь содержался в плену у Кончака достаточно в хороших условиях, а затем благополучно вернулся на родину, сам Игорь был связан тесно с купцами, а хан Кончак не ходил после поражения русичей на Новгород-Северские земли) указывают, что поход Игоря мог быть торговой экспедицией за солью. Новгород-Северская земля не имела каменной соли, ее привозили с далекой Галичины, поэтому русичи были заинтересованы в поисках близких источников соли.
           Следы от пребывания половцев в долине р. Бахмут фиксируются подкурганными погребениями, каменными изваяниями и случайными находками. Половецкий погребальный обряд имеет ряд специфических черт, которые отличают его от погребальных обрядов других кочевников. Покойников хоронили в гробах-колодах или гробах сложной конструкции, сбитых из отдельных реек. Гроб помещали в материковую яму, или насыпь уже существующего кургана так, чтобы покойник находился головой на восток, реже - на запад. Яма имела прямоугольную форму и перекрывалась деревянными плахами, С. 53. на которых размещали жертвенную пищу. Рядом с воином находился и целый остов коня. Курган по периметру обкладывали камнями или, если погребение было впускным, камни помещались над ним. В конских погребениях встречаются как целые остовы, так и отдельные части. В ряде погребений останков коня нет совсем. Половецкие погребения отражают социальное неравенство, имеющееся в их среде, - встречаются погребения как богатых воинов (с оружием, украшениями, в том числе с драгметаллов, гривнами), так и рядовых общинников. Среди половецких погребений, раскопанных В.А. Городцовым, в Бахмутском уезде встречаются такие, где найдены только горшок или нож. Выделяется женское погребение у с. Переездное, в котором найдена золотая налобная подвеска.
           На территории Артемовского района отмечены и немногочисленные случайные находки, датируемые XI - XIII вв. и связанные с половцами. Это -железные удила из с. Клещеевки, четыре железных наконечника стрел из Часов Яра и бронзовый котел из кургана у с. Отрадовки.
           Пожалуй, наиболее интересными половецкими древностями являются в нашем крае каменные "бабы". В ряде сел Бахмутского уезда (Переездное, Звановка, Новоалександровка, Луганское, Николаевка, Триполье, на территории г. Северска), еще в начале нашего века, было зафиксировано более 50 половецких каменных изваяний, стоящих на курганах. Большое количество их находилось в садах помещиков, в крестьянских дворах. Их использовали как украшения для ворот, оград, в качестве строительного материала как фундаментные плиты, разбивали на куски. В.А. Городцов отмечал, что Бахмутский край составлял "центр площади распространения каменных баб на юге России и является самым богатым этими памятниками". Дальнейшие исследования подтвердили эту мысль В.А. Городцова.
           Со станции Ступки из имения генеральши Мажной генералом артиллерии Н.Е. Бранденбургом была вывезена половецкая статуя, единственная, которая изображала воина в латах. Сегодня эта статуя и 2 женских являются украшением коллекции ГИМ (Москва). По свидетельству источников только хан Шарукан носил такие доспехи. Оттуда же, со Ступок, была вывезена и статуя, изображающая женщину в богатой одежде. Не жена ли это Шарукана?
           Возможно, в районе Ступок осталось до сих пор неисследованное погребение Шарукана. До сих пор ученые окончательно не выяснили что собой представляли святилища, в которых ставились каменные изваяния - "бабы". Не выяснен и вопрос, какую конкретно религию исповедовали половцы.
           Из громадного количества каменных скульптур - статуй до нашего времени на территории района сохранилось несколько. Но даже эти, чаще всего разбитые, безголовые изваяния могут рассказать немало. Интересна, например, С. 54. небольшая статуя из с. Покровское, изображающая сидящую молодую женщину, одетую в легкую рубаху с двумя орнаментированными полосами на рукавах. На шее женщины видна гривна с гладкой поверхностью - наиболее распространенное половецкое украшение. Чаще всего на статуях встречается одна гривна, на покровской их две: вероятно, изображенная половчанка происходила из знатного рода. На голове - шляпа с толстыми полями и высокой тульей. Поля шляпы слегка опущены на лоб. Такие шляпы были самым распространенным головным убором у женщин донецкой орды. Из-под полей шляпы спускаются "рога". Такое украшение в виде штампованных полуколец, иногда позолоченных, нашитых на войлочные валики, имитировали бараньи рога. Они часто встречаются в погребениях XII века и, вероятно, имели магическое значение. В руках женщина держит плоский предмет в виде расширяющейся к верху трапеции с острой выемкой посередине верхней кромки.
           Сохранившаяся верхняя часть изваяния из с. Красное позволяет пополнить сведения об одежде половчанок. Изображенная женщина также была одета в простую рубаху, украшенную по рукавам полосами. От головного убора сохранились "рога", а на спине - длинная лопасть с двумя косами, уложенными в матерчатые футляры по краям лопасти - необходимая принадлежность взрослых половчанок.
           Статуя из с. Триполье изображает стоящую взрослую женщину, одетую в рубаху с орнаментированным подолом. Голова изваяния отбита.
           На статуе прослеживаются изображение традиционной гривны, подвешенные к поясу бытовые предметы - зеркало, кресало и колчанообразная сумка.
           Нельзя не остановиться подробнее на мужской и женской статуях, вывезенных из Ступок в Москву (ГИМ). Чтобы завершить тему половецкой женской одежды и получить представление о наряде аристократов начнем с женского изваяния: на нем изображена характерная для донецкой орды шляпа с массивным "сооружением" на затылке, переходящем в лопасть с двумя косами. Головной убор дополняют налобная повязка и "рога". Лицо явно портретное: щеки и подбородок полные, глаза маленькие, нос выступающий, рот небольшой. В ушах - кольчатые серьги с тремя лучами, отходящими вниз. На шее -две витые гривны. В отличие от предыдущих женских статуй, на этой, помимо длинной рубахи с отороченным подолом и обшлагами на рукавах, изображен короткий кафтан. Ворот кафтана широкий, круглый, полы расходятся и оторочены тройной линией. Короткие и узкие рукава кафтана украшены продольными и поперечными галунами. Сзади кафтан тоже украшен орнаментом.
           Мужская статуя из Ступок также передает индивидуальные черты лица с тяжелым, полным подбородком, пухлыми щеками, сросшимися бровями, висячими усами и небольшими, овальной формы, глазами. По бокам лица С. 55. изображено что-то напоминающее "рога", но, возможно, это ремни от шлема сферической формы с шишаком и накладными фигурными пластинами. Только на этом изваянии изображены великолепные панцирные доспехи со сплошными нагрудником и наспинником. Живот и бока воина защищены длинными, вероятно, металлическими пластинами, из-под которых видны полы кафтана. Ворот и прорези рукавов окаймлены тонкой оковкой, короткие рукава укреплены пластинами. На нагруднике - декоративная бляха, на плечах - заплечники: с их помощью соединялись нагрудная и наспинная части панциря.
           Обе фигуры, одинаковые по размерам и технике исполнения, изображали, вероятно, супружескую пару, принадлежащую к самой верхушке половецкой аристократии.
           Еще две статуи позволяют дополнить представление о снаряжении воина-половца и восстановить детали мужского костюма. На одной из них, из с. Владимировка, видны круглые нагрудные бляхи, закрепленные ремнями. Вероятно, они изготавливались из толстой кожи, так как при раскопках ни разу не встречались.
           Сапоги и поножи видны на другом изваянии из с. Владимировка. Поножи - характерная черта костюма кочевника-мужчины - представляли из себя ремни, которые верхним концом крепились к поясу, а нижним - к верху сапог. Основное их назначение - поддерживать высокие сапоги с мягкими голенищами.
           Таким образом, половецкие каменные изваяния значительно обогащают наши знания о многих сторонах жизни кочевников: их быте, вооружении, одежде, религии.

Под властью Золотой Орды

           В начале XIII в. в Половецкую степь вторглись татаро-монголы. Тридцатитысячное монгольское войско Джебе и Субедэя прошло в донские степи и здесь в 1223 г. разгромило половецкое войско. Половцы обратились за помощью к князьям Киевской Руси, поскольку их экономические, политические и родственные связи со многими князьями были весьма прочными. В битве на Днепре у Заруба объединенное русско-половецкое войско довольно легко рассеяло противника, но через девять дней - 31 мая 1223 г. в битве нар. Калка в Северном Приазовье союзники потерпели сокрушительное поражение от монголов. Монголы прошли до Днепра, опустошая все на своем пути, в том числе в очередной раз воскресшие половецкие города - Сугров, Балин, и Шарукань.
           Русь, поддержав половцев, оказалась в числе врагов Монгольской империи. В 1236 - 1240 гг. монголы опустошили последовательно северо-восточные княжества, Левобережье Днепра и южнорусские города Чернигов, Переяславль, Киев, по словам современников произвели "великое избиение в земле Русской... Пришли C. 56. народ незнаемый, безбожные агаряне, о которых подлинно никто не знает, какого они отродья, откуда начало их и какой они веры. Они называются татары, кланяются солнцу, и луне, и огню. Некоторые между ими зовутся таурмены, иные зовутся комани, иные монги..." - отмечал русский летописец. В 1241 г. хан Бату возвращается в Азию. С ним ушла и основная часть монгольского войска. Основу населения Золотой Орды составили оставшиеся в Причерноморье половцы. Уже в XIV в. оставшиеся в Северном Причерноморье монголы почти полностью растворились в половецкой среде. Степные кочевники продолжали вести свое традиционное хозяйство. Их подчинение монголам проявлялось главным образом в том, что их войска вливались в состав вооруженных сил империи и действовали только по приказу монгольских ханов.
           О том, что наш край был в то время не безлюдной степью, свидетельствуют находки железных кинжала и копья в Артемовске, железных наконечников стрел в Часовом Яре, татарской монеты 1346 г. юго-восточнее с. Яковлевка. Боевой топор XIII - XIV вв. найденный в Артемовске, характерен для вооружения русского воина и указывает, возможно, на то, что русичи заходили в то время на берега Бахмута. Хотя, это мог быть и военный трофей.
           Поражение от литовцев в 1363 г., от Московского княжества в 1378 и 1380 гг., от хана Тохтамыша в 1380 г., от войск Тимура в 1391 и 1395 годах ускорили распад Орды на ряд враждующих между собой улусов.

Казацкие древности

           После распада Золотой Орды половцы, составлявшие основную часть населения, кочевавшего в степях между Доном и Днепром, начали уходить на восток. Побережье Азовского моря заняли ногайцы, более северные районы почти полностью опустели. В 1415 г. в Крыму к власти пришла династия Гиреев, хан Девлет-Гирей объявил себя независимым от Золотой Орды, получив поддержку от Литвы и Московского государства.
           В 1475 г. Крым был взят турками и с этого времени крымские ханы, став вассалами турецкого султана, начали все чаще тревожить границы северных соседей. Проводя в жизнь агрессивную политику Турции, хан Менгли-Гирей в 1502 г. очистил Азов и устье Дона от казаков. Казаки вынуждены были перебираться в Среднее Подонье. Пространство между Азовским морем и Северским Донцом оставалось незаселенным и получило название "Дикое поле". Бескрайние здешние степи лишь кое-где пересекали, вытоптанные крымскими отрядами во время набегов на Московское государство, дороги - сакмы. В XVI в. здесь появляются тайные шляхи, связывающие запорожских и донских казаков. Вдоль них в укромных местах устраивались зимовища. Жившие на зимовищах казаки следили за перемещением

C. 57.

Татарские и казацкие вещи из Артемовска и окрестностей

С. 58. крымчаков, обеспечивали продовольствием казачьих гонцов, курсировавших между двумя казачьими вольницами.
           Для защиты южных рубежей Московское правительство в 70-е годы XVI в. создало систему сторожевой службы. Всего на юге находилось 73 сторожи. Семь из них располагались на Левобережье Среднего течения Донца. Участок от устья Тора до устья Айдара контролировала Бахмутская сторожа. Под защитой сторож начинают возникать зимовища и в Подонцовье: Закотное, Ямское, Скелевое, Кодемо, Грузская, хут.Ивановка.
           От этого тревожного времени до наших дней дошли весьма характерные находки: железный татарский нож-ятаган (с. Покровское), железный кувшин-водолей (г. Артемовск). В Артемовске найдена и пищаль - ручное огнестрельное оружие, изготовленное в Москве, о чем свидетельствует клеймо, изображающее Московский Герб - Георгий Победоносец, побеждающий змея. В это время в Московском государстве формировались пехотные и конные отряды пищальников. Их ядром было казачье население, хлынувшее в пределы Московии после распада Золотой Орды. Служба пищальников была наследственной и пожизненной. Они наделялись землей в пограничных городах, получали жалованье, носили форму единого образца, имели права на льготную торговлю и занятие кустарными ремеслами. Со временем пищальники стали основой, на которой формировались стрелецкие полки. Как попала пищаль в среднее течение р. Бахмут - остается загадкой. Возможно, это археологические следы одного из разведывательных отрядов, регулярно высылаемых из Путивля и Рыльска далеко в степь.
           С середины XVII в. казаки постепенно начинают заселять Дикое поле. В это время в Среднем Подонцовье действуют самостоятельные казачьи отряды Василия Копоня, Торского, Рубаки, Забужского. С Поднепровья бегут сюда от польского гнета крестьяне, продвигаются запорожцы. С Дона на Торские и Бахмутские соляные озера приходят донские казаки. Из-за Донца сюда с той же целью пришли слободские казаки. Документы свидетельствуют, что уже в это время берега р. Жеребец от устья до верховья были усеяны зимовищами, пасеками, рыбными и звериными угодьями казаков Изюмского слободского полка. Казацкая глиняная "люлька", кружка и бутыль, светильник, найденные на территории Артемовска и Покровского, говорят о том, что казаки основательно обосновались и в долине р. Бахмут. А обломок запорожской сабли напоминает о военной опасности, подстерегавшей бахмутских солеваров в XVII столетии, когда начиналась история Бахмутской крепости.
           В открытом в 2001 году Часовоярском промышленном историко-краеведческом музее имеется интересная коллекция казацких вещей 17 века: 3 глиняные трубки, медные нательные кресты, керамический изразец печи и посуда.

С. 59.

Источники и литература

ОПИ ГИМ. - Ф.431, ед. хр.327, л.165 - 171.
ОПИ ГИМ. - Ф.431, ед. хр.328, л.20 - 23.
Археологический альманах. - № 1. Каталог случайных находок из археологических собраний Донецкой области. - Донецк, 1993. - 235 с.
Белоусов М. Медная плавка на Урале и Юге России // Горный журнал. - СПб, 1879. - Т. З.
Березанская С.С. Первые мастера-металлурги на территории Украины // Первобытная археология - поиски и находки. - К.: Наук, думка, 1980.
Бранденбург Н.Е. Из поездки 1891 г. в Донскую область и Бахмутский уезд // Записки Русского археологического общества. Нов. сер. - Т. 8. - Вып. 1 -2. - СПб, 1896. - С. 19 - 36.
Веселовский Н.И. По поводу ответа В. А. Городцова // ИАК. - 1910. - № 37. -С. 98 - 102.
Волошко В.И., Татаринов С.И. Разведка памятников по речкам Бахмут и Жеребец // АО 1977года.- М.: Наука, 1978. - С. 308 - 309.
Городцов В.А. Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в 1903 г. // Тр. XIII АС: В 3-х т. - Т. I. - M., 1907. - С. 211 - 285.
Городцов В.А. Дневник археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в 1903 году // Тр. XIII АС: В 3-х т. - Т. I. - М, 1907. -С. 286 - 366.
Городцов В.А. Бахмутская миниатюрная баба // ИАК.- Вып. 37.- 1910.- С. 89 -97.
Дегерменджи С.М., Татаринов С.И., Ковалева Л.Г., Волошко В.И. Исследования памятников неолита и бронзы на р. Донец // АО 1976 года. - М.: Наука, 1977. - С 288 - 289.
Дегерменджи С.М., Татаринов С.И., Цыганенко В.И. Раскопки поселений эпохи бронзы на Северском Донце // АО 1977 года. - М.: Наука, 1978. -С. 320 - 321.
Колесник А.В. Раннепалеолитические находки из Корнеева Яра (Донбасс) // СА. - 1986. - №1.
Колесник А.В. Мустьерская кремнеобрабатывающая мастерская в Донбассе. Звановка // СА. - 1989. - №1.-С. 117 - 124.
Колесник А.В., Привалов А.И. Мустьерская стоянка Звановка // АО 1978 г. - М.: Наука, 1979. - С. 341 -3 42.
Колесник А.В., Татаринов С.И. Новые данные по палеолиту в Донецкой
С. 60. области // АО 1976 года. - М.: Наука, 1977. - С. 308.
Лавров Н. О древнейшем горном производстве в горах Колываново-Вознесенского горного округа, в горах Нерчинского горного округа, на Урале, в Екатеринославской губернии // Записки Императорского Сибирского минералогического общества. - Т. IX.. - СПб, 1874.
Леваковский И.Ф. Заметка об ископаемых изделиях, найденных в Бахмутском и Славяносербском уездах // Тр. Харьковской комиссии по устройству XIII АС в Екатеринославе. - Сб. Харьковского историко-филологического общества. - Т. 16. - Харьков, 1905. - С. 579 - 580.
Литвиненко Р.А. Курганный могильник Возрождение II на Донетчине // РА. - 1993. - №3. - С. 188 - 197.
Носов 2-й. О древних рудниках на территории Донбасса // СПб Ведомости.-1865. - № 250.
Носов 2-й. Открытие медной руды с древними разработками в Бахмутском уезде // Горный журнал. - №11. - СП6, 1865.
Носов 1-й. Об успехах горной промышленности в первом округе западной части Донецкого кряжа в течение 1874 года // Горное хозяйство и статистика. -СПб, 1875. - С. 327 - 342.
Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния. // САИ. - Вып. Е 4-2. - М.: Наука, 1974. -200 с.
Плетнева С.А. Хазары. - М.: Наука, 1976. -91 с.
Посредников В.А. и др. Методические рекомендации по проведению археологических разведок в Донецкой области. - Донецк: ДонГУ, 1989. - 27 с.
Посредников В.А. и др. Методические указания к организации самостоятельной работы на археологической практике "Раскопки курганов в зонах новостроек Донбасса". - Донецк: ДонГУ, 1990. - 95 с.
Посредников В.А. и др. Курганы эпохи раннего металла Ивано-Дарьевского микрорайона в Донбассе. - Донецк: ДонГУ, 1991. - 100 с.
Посредников В.А. и др. Исследование двух курганных групп у г. Артемовска // История и археология Слободской Украины. - Тез. докл. и сообщ. Всеукраинск. конфер. - Харьков, 1992. - С. 130 - 132.
Привалова О.Я., Привалов А.И. Список памятников археологии Украины. Донецкая область. - К., 1988.- 110 с.
Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе // Тез. докл. обл. науч.-практич. семинара. - Донецк, 1989.
Санжаров С.Н. Катакомбное погребение близ г. Северска // СА. - 1983.- №3. - С. 202 - 207.
Сибилев Н.В. Древности Изюмщины. - Вып. 1-4. - Изюм, 1926 - 1930.
Татаринов С.И., Шепитько А.А. Новые данные о древних медных рудниках
С. 61. Донбасса // АО 1976 года. - М.: Наука, 1977. - С. 378 - 379.
Татаринов С.И. К вопросу о существовании в Северном Причерноморье горно-металлургического центра во II-I тыс. до н.э. // 150 лет Одесскому государственному археологическому музею. -Тез. докл. - К., 1975. - С. 64 - 65.
Татаринов С.И. Работы Артемовского отряда // АО 1975 года. - М.: Наука, 1976. - С. 341-342.
Татаринов С.И. Новое каменное изваяние из Донецкой области // СА. - 1977.-№3. - С. 28 - 30.
Татаринов С.И. О горно-металлургическом центре эпохи бронзы в Донбассе // СА. - 1977. - №4. - С. 192 - 207.
Татаринов С.И. Исследование поселений горняков-металлургов эпохи бронзы в Донбассе // АО 1977 года. - М.: Наука, 1978. - С. 390.
Татаринов С.И. Нова пам'ятка культури багатовалікової кераміки на Донеччині // Археологія. - 1979. - №30. - С. 82 - 84.
Татаринов С.И. Древний медный рудник "Выскривский" в Донецкой области // СА. - 1978. - №4. - С. 251 - 255.
Татаринов С.И. Металлообработка в эпоху поздней бронзы на Среднем Донце // СА. - 1979. - №4. - С. 258 - 265.
Татаринов С.И. Работы Артемовской экспедиции // АО 1979 года. - М.: Наука, 1980. - С. 343 - 345.
Татаринов С.И. Железоделательный горн бондарихинской культуры // СА. - 1980. - №3. - С. 280 - 283.
Татаринов С.И. Новые сосуды эпохи бронзы со знаками (Донбасс) // СА. - 1981. - №4. - С. 250 - 253.
Татаринов С.И. Раннескифское погребение из Приазовья // СА. - 1982. - №1. - С. 227 - 229.
Татаринов С.И. Металлургия бронзы у племен срубной культуры Восточной Украины // СА. - 1983. - №4 . - С. 32 - 44.
Татаринов С.И. и др. Дроновские древнеболгарские могильники на р. Северский Донец // СА. - 1981. - №1. - С. 300 - 307.
Татаринов С.И. и др. Новые катакомбные памятники Бахмутского края // Донецкий археологический сборник - Донецк, 1997. - №7. - С. 77 - 115.
Татаринов С.И. Сезонное жилище горняков-металлургов эпохи бронзы у с. Пилипчатино в Донбассе // СА. - 1988. - №4. - С. 196 - 202.
Татаринов С.И. Візитна картка ашелю //Людина i світ. - 1988. - №8.
Татаринов С.И. Новые праболгарские погребения могильника Лиманское озеро (Дроновка 3) // Тез. докл. участников обл. семинара руководителей кружков юных археологов "Организация археологических экспедиций с участием школьников. - Донецк, 1988. - С. 35 - 36.
С. 62. Татаринов С.И., Эдельман A.M., Михелис А.А. Геология и палинология медных рудников эпохи бронзы в Донбассе // Проблемы исследования памятников археологии Северского Донца. Тез. докл. обл. науч.-практ. конфер. - Луганск, 1990. - С. 112.
Татаринов С.И. Мусульманские элементы в погребальном обряде праболгар Среднедонечья // Ранние болгары и финно-угоры в Восточной Европе. - Казань, 1990. - С. 52 - 71.
Татаринов С.И. Донецкий горно-металлургический центр эпохи бронзы и металлообработка в Восточной Украине // Охрана и исследование памятников археологии Полтавщины. - Полтава, 1990. -С. 112 - 115.
Татаринов С.И. Металлургия железа в эпоху поздней бронзы в Донбассе // Проблемы исследования и охраны памятников археологии в Донбассе. Тез. докл. науч.-практ. семинара. - Донецк, 1986.
Татаринов С.И. Космогонические представления людей эпохи бронзы // Былое. - 1991. - № 1. - С. 4 - 6.
Татаринов С.И. Древнейшие люди на территории Бахмутского края // Былое.-1992. - №3. - С. 3 - 4.
Татаринов С.И. История археологических исследований Бахмутского края //Былое. - 1993. - №4 - 5. - С. 4 - 9.
Татаринов С.И. Древний металл Восточной Украины. - Артемовск, 1993. - 153 с.
Татаринов С.И. Кочевники Бахмутской степи // Бахмутський часопис. - 1994. - №1 - 2. - С. 6 - 12.
Татаринов С.И. и др. Древности Бахмутского края. - Артемовск, 1996. - 79 с.
Татаринов С.И. Загадковий культовий предмет з Маяцького городища на Донеччині // Бахмутський часопис. - № 5 - 6. - Артемівськ, 1997. - С. 8 - 9.
Татаринов С.И., Федяев С.В. Некоторые культовые предметы эпохи бронзы (по материалам могильника "Лиманское озеро" на Северском Донце) // Проблемы истории и археологии Украины. - Тез. докл. науч. конфер. - Харьков, 1999. - С. 16.
Татаринов С.И., Посредников В.А., Афанасьева В.В., Федяев С.В. Голоса тысячелетий: Очерки археологии Бахмутского края. - Артемовск, 2001. - 76 с.
Татаринов С.И., Федяев С.В. Новые раннеболгарские погребения из могильника Дроновка-3 (Лиманское озеро) на Северском Донце // Степи Европы в эпоху средневековья: Т. 2. Хазарское время. - Донецк, 2001. - С. 365 - 374.
Татаринов С.И. Жилище горняков бронзового века на Клиновском медном руднике в Донбассе // Археологический альманах. - Донецк, 2001. - № 10. - С. 209 - 214.
С. 63. Телегин Д.Я. Гробница медного века у совхоза "Ямский" // АО 1966 года. - М: Наука, 1967. - С. 191 - 194.
Телегін Д.Я. Середньостогівська культура епохи міді. - К.: Наук, думка, 1973. - 172 с.
Терещенко А.В. О могильных насыпях и каменных бабах в Екатеринославской и Таврической губерниях // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. - М., 1866. - №4. - С. 1 - 37.
Федоровский А.С. Доисторические разработки медных руд и металлургия бронзового века в Донецком бассейне // Воронежский историко-археологический вестник. - Воронеж, 1921. - С. 1 - 13.
Федяев С.В., Татаринов С.И. Уникальное погребение катакомбной культуры с "игрушкой" // Проблемы истории и археологии Украины. - Тез. докл. науч. конфер. - Харьков, 1997. - С. 22.
Федяев С.В. Глиняная модель колыбели ранней бронзы // Бахмутский часопис. - №5.-6. - Артемовск, 1997.- С. 9 - 12.
Федяев С.В. К вопросу о мире детства скотоводческих обществ бронзового века // Проблемы истории и археологии Украины. Матер, международ. науч. конфер. - Харьков, 2001. - С. 38 - 40.
Черных Е.Н. Обследование медных рудников Донбасса // АО 1969 года. - М.: Наука, 1970. - С. 292.
Черных Е.Н. Древняя металлообработка на Юго-западе СССР. - М.: Наука. 1976.- 302 с.
Шаповалов Т.А., Байдебура Ю.П. Раскопки курганов у поселка Новолуганское Донецкой области // Археологические исследования на Украине в 1967 г. - Вып.2. - К.: Науковадумка, 1968. - С. 127 - 131.
Шаповалов Т.А. Погребение предскифского времени в кургане "Стрижена Могила" // Археологические исследования на Украине в 1968 году. - К.: Наук, думка, 1971. - С. 191 - 193.
Шаповалов Т.О. Сарматське поховання поблизу с. Новолуганське // Археологія. - Вип. 8. - К.: Наук, думка, 1973. - С. 82 - 88.
Шрамко Б.А. Древности Северского Донца. - Харьков: Изд-во ХГУ, 1962. -402 с.

          

           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита

           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, роловцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru