Эпоха
мезолита - неолита
Энеолитические
племена края
Памятники
ямной культуры
Племена
катакомбной культуры
Племена
бабинской культуры
Срубная
культурно-историческая общность
Племена
бондарихинской культуры
Киммерийские
древности
Скифская
эпоха
Завоевание
края сарматами
Великое
переселение народов
Печенеги,
торки, половцы
Под
властью Золотой Орды
Казацкие
древности
Источники
и литература
С. 36.
Киммерийские
древности
Если следовать
за слепым сказителем Эллады Гомером, то страна киммерийцев
("Гиммири") находилась у входа в царство Аида.
В ассирийских источниках походы киммерийцев в Малую
Азию относятся к 722 - 715 годам до н.э. Киммерийцы
нанесли поражение урартскому царю Руссе I, разбили царя
Ассирии Саргона II, воевали в Лидии, Мидии. Древние
греки называли киммерийцев "доителями кобылиц"
- гиппомологами. Основным занятием киммерийцев в VIII
- VII вв. до н.э. было кочевое скотоводство, во главе
племен стояли вожди - "цари". Поселения киммерийцев
неизвестны.
На территории
Бахмутского края встречены как памятники черногоровского,
так и новочеркасского типов, связываемые с киммерийцами
погребения под курганами. А.И. Тереножкин считал, что
киммерийская культура Приазовья складывалась на срубных
традициях. Впервые погребение воина-киммерийца было
открыто в 1901 г. на окраине с. Черногоровка (ныне г.
Северск) В.А. Городцовым - погребение ребенка, женщины,
мужчины в скорченном положении на левом боку с черпаком,
кубком, бронзовыми псалиями, удилами, шилом и иглою.
В 1968 г. в
кургане у с. Веселая Долина открыто впускное погребение
сильно скорченного скелета спиною вверх ("ничком"),
у черепа обломки серой керамики, остатки деревянной
чаши с медными скобками, полный набор упряжи: два псалия,
три большие бляхи, пуговицы и бляшки из кости и клыка
дикого кабана с резным геометрическим орнаментом. В
1967 году в насыпи кургана у с. Новолуганское Т.А. Шаповалов
открыл разрушенное погребение с аналогичным набором
блях конской упряжи из клыка дикого кабана. Эти погребения
отнесены А.И. Тереножкиным к VIII - началу VII века.
М.П. Грязнов, открывший в кургане Аржан на Алтае, где
имелись в сложнейшей по конструкции могиле раннего скифского
царя, такие же вещи, отнес погребения (камера № 1, №
26 - Аржан) типа Новолуганского и Веселой Долины к ранне-скифскому
времени.
Скифская эпоха
Скифы, обитавшие
в Северном Причерноморье, или как они себя называли
- сколоты, вошли в мировую историю опустошительными
набегами на цивилизации Передней Азии. "Скифская
пустыня" - изречение античного автора - о разрушенных
и разграбленных цветущих городах далеких переднеазиатских
стран, о скифских C. 37.
пастбищах, обозначение варварства. В библейской книге
пророка Иеремии (VII - VI вв. до н. э.) сказано об Ашкеназ
(скифах) как о народе, пришедшем издалека, народе древнем,
"которого языка ты не знаешь и не будешь понимать,
что он говорит. Колчан его, как открытый гроб, все они
люди храбрые. И съедят они жертву твою и хлеб твой,
сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец и волов твоих,
съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные
города твои, на которые ты надеешься". 28 лет господствовали
скифы в Передней Азии, дошли до Египта, по выражению
"отца истории" Геродота" "все опустошили
своим буйством и излишествами". Египетский фараон
Псаметих откупился "дарами". В то же время
античные авторы (Помпей Трог) свидетельствовали, что
скифы в то время "вели войны с отдаленными народами,
а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не
власти себе, а славы своим народам". К "дарам"
Псаметиха, очевидно, можно отнести найденную в 1985
г. в г. Часовом Яре при земляных работах терракотовую
статуэтку Ушебти (VIII в. до н.э. XXIII династии Каромамы).
Бесстрашные
всадники, изгнавшие из своей страны царя Дария с многочисленным
войском, пьющие неразбавленное вино, скальпирующие врагов
и делающие из их черепов чаши для питья, народ со сложным
миром верований и странных обычаев - такими запомнили
скифов древние античные авторы, немало восхищающиеся
жизнью этих "варваров".
Древнегреческий
историк Геродот описал обычаи скифов, дал краткие сведения
об их истории: "кочевые скифы, жившие в Азии, будучи
теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Араке
и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна,
занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала,
говорят, киммерийцам)". Скифы, пришедшие в VII
в. до н. э. из-за Дона, заселили Северное Причерноморье.
Одной из загадок археологии, по выражению известных
скифологов В.А. Ильинской и А.И. Тереножкина, является
факт почти полного отсутствия скифских погребений в
Донбассе. Из сотен курганных погребений края только
единицы связываются со скифами, да и то почти все они
потревожены грабителями. А ведь по Геродоту наши степи
заселяли "самые лучшие и многочисленные скифы,
считающие прочих скифов своими рабами": - скифы
царские.
В 1990 г. в
кургане у с. Васюковка было открыто впускное катакомбное
погребение скифянки. На ступеньке находился детский
скелетик без инвентаря, в камере скелет женщины на спине,
с широко раскинутыми ногами, бронзовым зеркальцем, бронзовыми
бусинками и сплющенным бронзовым котлом с одной фигурной
ручкой. Большие курганы в г. Часов Яр, в с-зе "Ямский",
с. Клиновое ("Горелая Могила"), с. Дроновка
по внешнему виду можно связать с погребениями правителей-номархов.
C. 38.
Скифо-сарматские
вещи: 1-7-Веселая Долина, 8-9-Васюковка, 10-Часов Яр,
11-Звановка, 12-Переездное
С.
39. В 1969 г. у с. Звановка на берегу р.
Бахмут было найдено уникальное каменное изваяние. Округлая
уплощенная голова, глаза - точками, дуговидные брови,
прямой нос, усы и бородка. На шее зигзагообразная гривна,
руки слегка выделены. Показаны и продолговатые женские
груди. Изваяние вызвало интерес у известного скифолога,
исследователя Мавзолея Паллака и Скилура в Неаполе Скифском,
П.Н. Шульца, который специально приезжал в Артемовск
осенью 1969 года. По мнению исследователя звановская
стела изображает предка скифов (мужчину и женщину одновременно)
и датируется VI в. до н. э. Памятников скифов в Донбассе
очень мало: их всего около трех десятков, разбросанных
по степи. Скифское погребение, например, было раскопано
В.А. Городцовым в начале века недалеко от устья р. Кудрявка.
Несмотря на
то, что скифская культура развивалась в Донбассе 500
лет, находок скифской керамики здесь мало. Незначительные
следы пребывания скифов в виде сгоревших бондарихинских
жилищ и отдельных горшков скифского облика открыты на
поселениях Дроновка-1 (1970 г.) и Лиманское озеро. Чем
можно объяснить малочисленность памятников? Возможно,
постоянной борьбой за донецкие земли, за соль, золото,
полиметаллические руды. Во всяком случае очень большое
количество вооружения - железные кинжалы, клевец-топорик,
бронзовые наконечники стрел - являются случайными находками.
В начале 70-х годов в с. Красное на огородах найден
железный кинжал с брусковидным перекрестьем, относимый
к VI - V векам до н.э., в районе г. Северска (Яма) найдены
два наконечника бронзовых стрел с шипами VII - VI веков
до н.э. В кургане в г. Часов Яр ( ул.Горького, 1966
г.) найдена амфора IV в. до н.э.
Концентрация
скифских древностей в районе г.Часов Яр косвенно может
указывать на возможную добычу и продажу скифами огнеупорных
балыков грекам-колонистам Крыма и Причерноморья.
Завоевание
края сарматами
Согласно
древнегреческому историку Геродоту соседями скифов были
проживавшие за Доном (Танаисом) сарматы, родственные
скифам племена, занимавшиеся скотоводством.
По этнографическим
данным ученого-экономиста Н.И. Зибера "пастухи
охотнее покидают страну, где им грозит опасность, чем
отдают свои стада на произвол войны".
С III века
до н.э. начинается натиск на скифов племен ираноязычных
сарматов. Они помогали скифам во главе с царем Иданфирсом
победить Дария-1 - царя персов в 512 г. до н.э. По Геродоту
они происходили от скифов и амазонок приазовских степей.
Их женщины "ездят верхом на охоту с мужьями С.
40. и без них, выходят на войну и носят одинаковую
с ними одежду". Скилак в IV в. до н.э. указывал,
что "народ савроматов управляется женщинами".
Диодор Сицилийский
так описал во II веке до н.э. вторжение сарматов в Скифию:
"сарматы сделавшись сильнее, опустошили значительную
часть Скифии и превратили ее в пустыню...".
То, что среди
сарматов были женщины-воительницы, подтверждают раскопки
в районе пос. Новолуганское (1967 г., Т.А. Шаповалов).
Здесь было открыто два сарматских погребения. В первом
(п.1) - скелет женщины на спине, головою на СЗ, на правом
боку плеча бронзовое зеркало. Правая рука ниже локтя
отрублена, на костях таза также надрубы. Среди украшений
- 14 стеклянных, позолоченных изнутри, бус на золотой
нитке, бронзовая застежка-фибула, у головы два одноручных
красноглиняных кувшина, в ногах остатки деревянного
блюда с костями лошади, с оковкой медными пластинками.
В погребении
№ 5 этого кургана находился мужчина-воин на спине, головою
на юг, в деревянном гробовище. Его сопровождали 82 железных
трехлопастных наконечника стрел, железный меч-акинак
длиною 35 см с роговидным навершением, железный нож.
Под тазом скелета находился в тайнике бронзовый котел
шаровидной формы с двумя греческими надписями у венчика.
Они убедительно до сих пор не расшифрованы. Могилы сармат
датируются I в. н.э.
Отдельные погребения
сармат были открыты В.А. Городцовым в бахмутских курганах
еще в 1903 г. Так, у с. Переездное В.А. Городцов раскопал
погребение ребенка, у черепа которого лежало ожерелье
из мелких бус, возле правой руки находился небольшой
сосудик, а в левой руке держал меловую статуэтку.
К сарматскому
времени относятся случайные находки глиняного одноручного
кувшина из с. Переездное (1975 г.), вещей из разрушенного
погребения в с. Благодатное - бронзового браслета со
змеиными головками, бронзовой пряжки с язычком, серьги
- лунницы, двух стеклянных трубчатых бусин, обломка
железного ножа, которые датируются III - II веками до
н.э. В 1988 г. в районе Часова Яра найдена серебряная
монета-тетрадрахма Митридата Евпатора. Обломки двуручных
амфор I - II вв. найдены в 1988 г. экспедицией Донецкого
университета в 1 км к югу от с. Миньковка на ровной
площадке водораздела, здесь, видимо была стоянка - кочевье
сарматов.
История
изучения древностей края
Эпоха
палеолита