Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003. - 64 с.
           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита
           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература

С. 14.

Племена катакомбной культуры

           В XXII - XVIII столетиях до н.э. степи Бахмутского края заселяли племена, хоронившие своих умерших в катакомбах под курганами. Впервые донецкую катакомбную культуру выделил в начале века В.А. Городцов на основании раскопок на территории нашего края. Донецкая катакомбная культура - одна из наиболее ярких культур бронзового века Украины, а бахмутские памятники - одни из наиболее ярких в донецкой культуре. Их характеризуют богатые инвентарем катакомбы, которые представляют собой выкопанные в глине шахты с боковым ходом - пещерой, в которой хоронились умершие. В это же время в Передней Азии создатели Библии, кочевники Восточного Средиземноморья хоронили умерших в искусственных пещерах, домах душ - "бет нефеш", ход в которые замуровывался и в которых были похоронены Авраам, Сарра и другие "предки".
           Для бахмутских катакомб характерно присутствие значительного количества изделий из бронзы, в некоторых курганах в 50 - 100% могил, тогда как в других районах бронза встречается в одном из десяти (Донбасс) и одном из сотни (более западные регионы) погребений.
           Замечательна разнообразная глиняная посуда, покрытая пышным орнаментом в виде концентрических кругов, "полотенец", треугольников, крестов. По сравнению с ямным временем резко возрастает количество населения. Только в бассейне р. Бахмут известно уже более 100 погребений.
           В катакомбное время возникают большие курганные родовые могильники со строгой планировкой катакомб, сконцентрированных в круги, как например, у с. Покровское (уроч. Рындивка и Острая Могила), с. Ивано-Дарьевка, с. Дроновка, г. Северск, г. Артемовск.
           В могилах находят немало вещей импортных, свидетельствующих об активных торговых связях. Основой хозяйства катакомбных племен было кочевое скотоводство. В погребениях встречаются преимущественно кости овцы, реже коровы, лошади, очень редко кости свиньи, которая является домашним животным оседлого населения. Такой состав стада характерен для подвижного населения. В С. 15. катакомбах умерших сопровождают орудия труда, различные вещи, уложенные в сумки или футляры типа походных колчанов и торбы, часто встречаются только нож и шило - типичные многофункциональные орудия степняков-чабанов. Интересна глиняная модель колыбели - игрушки из Покровского кургана № 3 (С.И. Татаринов, 1989 г.). Остановимся на нем подробнее.
           Курганная группа была расположена на восточной окраине с. Покровское Артемовского р-на Донецкой обл. Состояла из 3 курганов, расположенных по одной линии с З на В, на расстоянии 15 - 25 м друг от друга. Интересующее нас погребение было впущено в задернованный курган №3, сооруженный над основным катакомбным погребением. Диаметр кургана 26 м, высота 3 м. Насыпь повреждена ранними ямами. Курган содержал 9 катакомбных погребений.
           Погребение №8 открыто в 9 м южнее от центрального репера на глубине 2,3 м в виде подпрямоугольного могильного пятна 1,6 х 1 м. Яма-камера углублена в материк на 0,15 м, стенки корытообразные. В погребении обнаружено два детских костяка.
           Первый погребенный (подросток) лежал в восточном углу ямы-камеры в скорченном положении на правом боку, головою на С. Сохранность плохая, отсутствовала нижняя часть скелета. Второй погребенный (младенец) находился впереди подростка, сохранился свод черепа с молочными зубами, костный тлен. Положение и ориентировка та же. Дно ямы покрыто коричневым тленом. У ног подростка обнаружено большое пятно охры алого цвета.
           Интересен инвентарь погребения. В западном углу, рядом с черепом младенца стоял большой горшок раздавленный грунтом. Короткая прямая шейка орнаментирована тремя рядами оттисков тесьмы и четырьмя асимметрично расположенными фестонами по корпусу, оттисков по закраине дна. Высота - 16,5 см, диаметр венчика - 18 см, диаметр дна - 10,5 см. В южной половине ямы-камеры найден вотивный сосудик высотой - 6,5 см, диаметр венчика - 4,3 см, диаметр дна - 4 см, диаметр боков - 7 см. Орнаментирован по шейке девятью треугольниками вершинами вверх и вертикальными зигзагообразными линиями по тулову. В погребении стоял вверх дном. На расстоянии 0,5 м от него, в южном углу находилась разбитая на три части глиняная модель колыбели длина - 12 см, ширина - 4 см, высота стенок - 3 см, куполообразной части до 7 см. Снаружи покрыта орнаментом в виде волнистых прочерченных линий, имитирующих плетение лозою, чередующихся с торцевыми оттисками палочки. Снаружи и внутри бортики имеют сквозные проколы в один ряд, внутри поверхность заглажена.
           Археологи отмечают насыщенность детских погребений погребальным инвентарем и выделяют ряд сопутствующих предметов, которые принадлежат непосредственно детским погребениям и должны обеспечить загробное существование ребенка в соответствии с традиционными верованиями. К таким

С. 16.

Вещи из погребения катакомбной культуры с моделью колыбели, Покровское 1989 г.

C. 17. предметам относят: "флейты Паны", амулеты-фетиши, украшения, вотивные сосуды, глиняные рожки или соски для искусственного вскармливания младенцев, обильное применение охры и других минеральных красок и почти полное отсутствие орудий труда и оружия. Делается вывод о существовании у скотоводческих племен колыбельного (люлечного) культа, в котором нашли отражение представления о младенчестве как особом психофизическом состоянии, связи рождения и смерти. (Ковалева, 1998; Федяев, 2001).
           Немаловажным является выделение среди погребального инвентаря детских погребений игрушек. К ним относят миниатюрные (вотивные) сосудики, гальки необычных форм, альчики. Мы же относим к ним и глиняные модели колыбелей - люлек и кибиток - повозочек.
           Глиняные модели исследователи связывают с культовой обрядностью, где они могли подвешиваться к бубну и использоваться в ритуалах или как средство для перевозки умерших детей в потусторонний мир и т. д.
           Дети бронзового века чаще наследовали профессии своих родителей. Игрушки, в том числе колыбели и кибитки, могли служить своеобразным миниатюрным наглядным пособием для обретения ими тех или иных профессиональных навыков. Мальчики, возможно, осваивали профессии возничего, столяра и т. п., девочки же учились быть матерями, что в скотоводческих обществах с высокой детской смертностью было немаловажным. Дети учатся у своих предшественников. Это культура традиционного патриархального общества, внутри которого взаимоотношения возрастных слоев социальных и ранговых групп строго регламентированы, где главным определителем служит опыт предшествующих поколений.
           Меньше было развито земледелие, что объясняется засушливым климатом в катакомбное время, низкой влажностью почвы, восточными суховеями, тяжелым составом почв. Остатки проса, не требующие особого ухода при разведении и мало боящегося засухи, были зафиксированы В.А. Городцовым в катакомбах у сел Черногоровка, Стратилатовка, Каменка, где имелись легкие для обработки и влажные пойменные наилки и почвы на мелу. Именно на Донце остатки кратковременных стойбищ катакомбников среди островов высоких пойменных зарослей, не заносимых зимой снегом, которые быстро возобновляются после выпаса, как например, у с. Дроновка, у озер Чернецкое, Усово, в урочище Кордон и другие, которые все относятся к позднему периоду культуры. Катакомбники занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством.
           Во многих погребениях бахмутского края обнаружены изделия из металла - бронзовые ножи листовидной формы и в виде клинка с раскованным окончанием, шилья, изогнутые булавки, бляхи и пронизи, бусы, наборные браслеты с медальонами, серебряные спирали-подвески и другие. В литературе считается, C. 18. что целые серии металла поступали в Северное Причерноморье и, в частности, Донбасс с Кавказа. Это ошибочное заблуждение. Дело в том, что состав бронзы катакомбников - медь с примесью мышьяка, якобы получался на Кавказе. Однако в верховьях р. Бахмут у г. Никитовка имелись древние разработки арсенопирита и антимонита в виде выработок с остатками примитивных лестниц и горными каменными орудиями (Никитовское ртутное поле). Из этих минералов, выплавляя их совместно с медью, легко получить так называемую "кавказскую мышьяковистую бронзу". С.И. Татаринов открыл рудники, старше чем середины II тысячелетия до н. э., предположительно катакомбного времени у с.с. Выскривка, Пилипчатино, Медная Руда.
           Кочевой образ жизни катакомбников не способствовал тому, чтобы возле рудников существовали стационарные производственные зоны. Однако в Донбассе вокруг рудных проявлений известно уже 15 погребений

План курганного могильника у г. Артемовск; Погребение, наконечники стрел из погребения мастера-стрелодела катакомбной культуры, Артемовск, 1995 г.

С. 19. литейщиков-кузнецов с наборами глиняных литейных форм, льячек, сопел, каменных кузнечных орудий и др. Из сел Покровское, Дроновка, Ивано-Дарьевка и др. происходят очень массивные ножи своеобразной формы, которые могли быть изготовленными только при богатстве сырьем. Использование местных руд доказывается наличием небольшой группы металла из чистой меди, без примеси мышьяка, что характерно для состава местных медных руд. В кургане у с. Раздоловка найдена и массивная заготовка бронзового стержня. Таким образом, открытия артемовских археологов не позволяют считать местное население более отсталым, чем кавказцев в освоении залежей металла.
           В последнее время известные российские археологи Е.Н. Черных и А.Д. Пряхин, побывавшие на бахмутских рудниках, склоняются считать донецкие руды как источники получения так называемых "мышьяковистых кавказских бронз".
           Не исключено, что киноварь (минерал темно-вишневого цвета с алмазным блеском), арсенопирит (встречаются в киновари алыми друзами) принимали, добавляя в тигель, за ритуальную краску - "охру".
           Племена донецкой катакомбной культуры занимались производством каменных орудий, деревообработкой, обработкой кости и рога, приготовлением минеральной краски - охры. Возле г. Артемовска и с. Покровское были открыты многочисленные воинские погребения, которые содержали инструменты и сырье для изготовления кремневых наконечников стрел, древков к ним. В эти наборы входили кремневые заготовки, каменные отбойники для откалывания заготовок, песчаниковые абразивы для шлифовки древок, бронзовые шилья для тонкого "струйчатого" ретуширования изделий из кремня и др.
           Особенно выразительны погребения, раскопанные в 1995 - 1998 гг. экспедицией Артемовского музея (С.И. Татаринов, С.В. Федяев) на восточной

Вещи катакомбной культуры из курганов у Артемовска и Дроновки, 1989 - 1995 гг.

С. 20.

Горшки катакомбной культуры из курганов у г. Артемовска, сс. Дроновка, Покровское 1989 - 1995 гг.

С. 21. окраине города на живописной горе над бывшими соляными озерами и у Острой Могилы с. Покровское.
           Некоторых умерших сопровождали целые груды местного галечникового кремня, деревянные футляры с уложенным инструментом - каменными отбойниками, шлифовальными плитками "выпрямителями древок стрел", морскими ископаемыми раковинами для отжимания сколов кремня, речными раковинами для обтески древок, огромного бронзового шила для нанесения на наконечники тонкой изящной ретуши, точилами-абразивами и др.
           Особенно интересно, что в одном погребении было обнаружено 35 наконечников стрел и столько же их заготовок, что впервые встречено в катакомбах Великой Степи. Таким образом, в артемовских курганах найдены комплексы, по которым можно проследить все этапы изготовления наконечников самих стрел, что иллюстрируется соответствующими различными заготовками и готовой продукцией.
           Помимо изящных наконечников стрел, которые при ударе проникали в тело и имели "усы", что затрудняло извлечение, в бахмутских катакомбах встречены боевые каменные топоры, молотки, булавы, наконечники дротиков престижного вида - грозное оружие тех времен. Развитие воинского дела обусловило независимость донецких катакомбных племен, расцвет яркой культуры. Интересны и украшения - бронзовые кольца, подвески, бляхи, бусы, известняковые бусы.
           Керамика из бахмутских катакомб - это пышно украшенная посуда: кубки, яйцевидные, стройные с коротким и раструбовидным горлом горшки, вотивные маленькие сосуды, амфоры с ушками, миски, курильницы, реповидные горшки. Керамика лепная, но отдельные экземпляры позднего периода изготовлены с помощью поворотного столика. Сложный мир духовных представлений катакомбников документируется загадочными изображениями на посуде, изображениями стоп и охры в катакомбах. Уже сейчас ясно, что расшифровку орнамента на посуде трудно производить без учета материала конкретного погребения. Скорее всего, орнамент отражает судьбу похороненного человека. Так, прослеживается определенная связь "вытянутых" горшков с "суровым" орнаментом и кубков с воинскими могилами, стройных горшков с плавно изображенным орнаментом - с женскими и детскими погребениями, хотя бывают и различные варианты.
           На горшках из сел Ивано-Дарьевка, Покровское встречается так называемый "асимметричный" орнамент, проще знаки. Ясно, что они несут какую-то информацию, или даже, как считает Г.Н. Тощев, это письменность.
           Уникальным является погребение с 8 расчлененными и сложенными "пакетами" телами умерших (Артемовск, 1995 г.) и 2 катакомбы с колодцами глубиною от 8 до 12 метров (Покровское, Острая Могила, 1998 г.).
           С. 22. Впервые катакомбные погребения открыты в 1 км от Пилипчатинского медного рудника в 1998 г.
           Трудно понять причины упадка столь яркой культуры. Интересно, что в конце существования культуры курганы концентрируются уже на Донце, где известны и стойбища. Очевидно, население тяготело к участкам поймы Донца с

Горшки катакомбной культуры из курганов у г. Артемовска, сс. Дроновка, Покровское 1989 - 1995 гг.

С. 23. растительностью, которая быстро восстанавливалась после выпаса скота. Пастбища в степи в результате чрезмерного роста населения были истощены. В это же время много погребений донецкой культуры появляется в Поднепровье, на Ингуле. Единство донецких племен, далеко уже не единых в социальном плане, разрушалось, в бахмутских степях появляются погребения иноплеменников-выходцев из манычских степей, Приазовья, Среднего Дона, которые не были безразличны к природным дарам Донецкого кряжа и любой ценой стремились их захватить. И это им удалось, на смену ярким, богатым металлом погребениям в бахмутских курганах приходят бедные и невыразительные.

Племена бабинской культуры

           Древности XVII - начала XVI вв. до н. э. встречаются в бассейне р. Бахмут довольно редко. Наиболее заметным является поселение Дроновка-1 (раскопки С.И. Татаринова в 1970 г.), где найдено много фрагментов горшков, украшенных множеством валиков, несколько изделий из кости. Незначительный слой этого времени имелся и на поселении "Лиманское озеро" у с. Дроновка.
           Более часты погребения в курганах как основные, так и впускные.
           В 1969 году у с. Клиновое исследовано основное погребение КМК: в деревянном срубе, на левом боку лежали детские костяки, сильно скорченные, головой на запад. Рядом находился целый набор из 36 игральных астрагалов (костей из задних ног овцы, грани этих костей отличаются друг от друга, что позволяло их использовать в игре). Некоторые астрагалы были орнаментированы косыми крестами, несколькими насечками, имели сточенные грани.
           В 1997 г. у северо-восточной окраины Артемовска исследованы два кургана раннего этапа культуры. В одной из могил погребенного мужчину сопровождали богатые жертвоприношения животных, каменный отбойник и кремневый отщеп. Видимо, он был мастером по изготовлению кремневых орудий. Безинвентарные погребения культуры многоваликовой керамики в деревянных рамах были открыты у с. Платоновка в 1989 г., у с. Миньковка в 1988 г.
           У с. Раздоловка в 1990 г. найдено погребение мастера по изготовлению кремневых изделий, где кроме заготовок орудий найден отжимник кремня из клыка вепря. Примечательно погребение у с. Возрождение подростка, ориентированного на запад, в скорченном положении, на левом боку, его украшала бронзовая гривна на шее в виде круглого в сечении прута, сужающегося к концам, и один из которых был загнут наружу, а другой вовнутрь. Подобные гривны распространены были в Подунавье, на Ближнем Востоке. По мнению киевского археолога В.И. Клочко гривна из Возрождения является несомненным импортом, датируется XVII в. до н.э.

           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита

           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru