Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003. - 64 с.
           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита
           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература

С. 40.

Великое переселение народов

           Огромные по масштабам и последствиям изменения произошли в Северном Причерноморье в конце IV века. Здесь сразу нужно оговориться, что так называемое "Великое переселение народов", связанное с вторжением кочевников из Азии, происходило неоднократно в наших степях и ранее, но С. 41. слабо известно, поскольку отсутствуют письменные свидетельства. Вторжение гуннов в 375 г. с Востока вызвало великое потрясение в Европе, подорвало силы Западной Римской империи, и привело к ее падению, стало мощным природным фактором в сложении многих народов.
           Тем более, что гунны в V в. исчезли как народ.
           "Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяными Танаисом и свирепыми народами

Погребения могильника Лиманское озеро

С. 42.

Погребение могильника Лиманское озеро с конской упряжью

массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход - авторы) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых ногах, все наполняли резней и ужасом... Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются нежданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих маляток", - с ужасом писал христианский писатель IV в. Евсевий Иероним. Гунны только увлекли в движение многочисленные племена, постепенно сами растворялись в среде побежденных. После смерти в С. 43. 453 г. вождя гуннов Атиллы, "бича божьего и молота вселенной", как назвали его римляне, гуннская держава распалась.
           В наших степях остались кочевать часть гуннов - акациры. В 463 г. акациров покорили сарагуры и анагуры. В VI в. в Приазовье господствовали кутургуры, а в 558 г. племена Северного Причерноморья были, как свидетельствуют письменные источники, подчинены аварами, которые создали здесь свое государственное объединение - Аварский каганат. Авары вели многочисленные войны как против соседних народов, так и внутри каганата против

Могильник Лиманское озеро, конская упряжь

С. 44. периодически бунтующих подчиненных народов - славян - антов, кутургуров, оногуров, утургуров. После того, как мощь Аварского каганата угасла, в Приазовье в 635 г. создают свое государство - Великую Болгарию - болгарские племена во главе с ханом Кубратом. Но оно просуществовало недолго: в 40-е годы после смерти Кубрата распалось на орды Батпая и Аспаруха. Аспарух основал Болгарию на Дунае.
           Все эти события, естественно, не могли не затронуть Бахмутский край. Кочевой образ жизни, большая нестабильность политической ситуации привела к тому, что археологические памятники IV - VII вв. в наших степях почти отсутствуют. Отдельные предметы найдены в с. Ялта и г. Ясиноватая Донецкой области. На территории Бахмутской котловины памятников эпохи "Великого переселения народов" пока не обнаружено.
           Одновременно с созданием в Приазовье и на Тамани Великой Болгарии хана Кубрата в Дагестане началось образование хазарского каганата. После ослабления болгарского государства хазары захватили Приазовье. Часть побежденных болгар во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где основали новое государство - Дунайскую Болгарию. Другая часть, возглавляемая ханом Батпаем, подчинилась хазарам и осталась в Приазовье, войдя в состав хазарского каганата.
           В начале VIII в. у хазар появились грозные враги - арабы, и вся первая треть VIII в. прошла в кровопролитных арабо-хазарских войнах. Постоянная угроза арабского вторжения заставила хазар и жившие на Северном Кавказе аланские племена переместиться на север. Хазары ушли в низовье Волги, аланы - в верховья Дона и Северского Донца. На новой территории хазарский каганат стал мирным государством с развитой экономикой и своеобразной культурой. Стремление хазар к политической независимости привело к тому, что на рубеже VIII и IX вв. каган Обадия и часть хазарской аристократии приняли иудейскую религию. Несмотря на веротерпимость хазарского общества (на территории каганата жили язычники, мусульмане, христиане), принятие каганом и Итильской знатью религии "избранного народа" вызвал недовольство среди его подданных и в каганате вспыхнула междуусобная война, которая привела к упадку каганата. Вторжение венгров, а затем в конце IX века печенегов, привело к уходу болгарских племен на Дунай, где была образована Дунайская Болгария, и на Каму, где была создана Волжская Болгария.
           От хазар зависели многие соседние народы. В том числе поляне, северяне, радимичи, вятичи и другие, платившие ежегодно хазарам большую дань. А в Киеве находилось представительство кагана, ведавшее приемом дани и слежением за благонадежностью своих вассалов. Поэтому в 965 г. киевский князь Святослав Игоревич, сам перенявший многие культурные обычаи у С. 45. своих суверенов, выступил против Хазарии. Довершая ее разгром, он взял столицу Итиль и пограничную крепость Саркел.
           Племена болгар и алан, основного населения Хазарии, оставили после себя богатую археологическую - салтово-маяцкую культуру. Название культуре дали два памятника - Маяцкое городище на Дону и Салтовский могильник в верховьях Донца (г. Харьков). В настоящее время количество обнаруженных памятников салтовской культуры исчисляется сотнями. Разнообразие и богатство памятников позволило еще в 50-е годы выделить основные варианты салтовской культуры: лесостепной аланский с городищами, укрепленными сложенными из камня стенами и с катакомбными могильниками, и степной болгарский - с городищами, обнесенными земляными валами, рвами и могильниками, состоящими из ямных погребений.
           На территории нашего края известен ряд памятников степного варианта, оставленных древнеболгарскими племенами (черными болгарами называли их на Руси): кочевья, селища, могильники. Маршруты кочевых болгар-скотоводов проходили по берегам р. Бахмут. Здесь были заливные луга с богатым травостоем и насыщенная солями растительность на холмах, вода для скота, реки изобиловали рыбой. Если кочевники не имели определенных мест, где они останавливались постоянно из года в год, то фрагменты посуды - амфор, кухонных горшков, кости животных, различные мелкие бытовые предметы встречаются на узких длинных участках речных берегов. Если же кочевники, следуя за своими стадами, ежегодно останавливались в одних и тех же местах, обычно наиболее богатых кормом для скота, то на этих участках прослеживается наибольшее скопление подъемного материала. Именно такое кочевье обнаружено на левом берегу р. Бахмут в черте г. Северск, где найдены многочисленные обломки салтовской керамики. Выше по течению р. Бахмут салтовские кочевья обнаружены на территории ДОСС, в селах Отрадовка, Кодемо, Николаевка. Есть следы болгарских поселений и в долине речки Горелый Пень, правого притока Бахмута в с. Покровское: первое расположено в самом селе, на левом берегу речки, второе кочевье расположено в 2-х км к востоку от фермы к-за им. Чапаева. В с. Покровское найден железный салтовский наконечник копья. Салтовское кочевье открыто в.с. Медная Руда.
           Селища оседлых болгар устраивались на надпойменных террасах. На земледельческий характер этих поселений указывают находки зернотерок и железного плуга на селище у с. Красное на берегу р. Ближние Ступки. На этой же речке известно еще два селища: одно в 1,6 км к юго-западу от села, а второе - на северо-западной окраине Артемовска у VIII ставка, на р. Бахмут большое селище болгар-земледельцев обнаружено на левом берегу в устье речки Кировская Вилка в 1 км севернее с. Звановка. Но наиболее крупные селища с мощным культурным слоем, насыщенным не только фрагментами разнообразной керамики и С. 46. предметами быта, а и следами металлургического производства, находятся в районе с. Дроновка: одно в 1,5 км к юго-западу от села, второе - в километре севернее Платоновки. В с. Миньковка найдена интересная мотыжка.
           В бассейне р. Бахмут не обнаружено городищ, т.е. укрепленных поселений, хотя в непосредственной близости от нашего региона на р. Жеребец, на р. Северский Донец болгарских городищ с земляными валами обнаружено большое количество. Это указывает на то, что в VIII - IX вв. население долины р. Бахмут и его притоков занималось мирным сельскохозяйственным трудом, не подвергалось военным набегам, не было здесь и крупного социального центра. Возможно, укромные долины р. Бахмут были окраиной какой-то болгарской общины и небольшие селения, возникшие здесь, были небогаты, не нуждались в укреплениях, как городища, возникшие на Донце, одной из главных торговых артерий хазарского каганата.
           О мирном характере обитателей края свидетельствуют могильники. На это обратил внимание еще исследователь первого древнеболгарского могильника В.А. Городцов: в 1901 г. у хут. Зливки (сейчас с. Ильичевка Краснолиманского района) он раскопал 35 погребений, которые определил как принадлежавшие "бедным поселянам". Погребальный обряд этого могильника до сих пор считается эталоном для могильников салтовской культуры (болгарский вариант).
           Такой погребальный обряд характерен для трех могильников при селищах у с. Дроновка (Дроновка-1,1969: Лиманское озеро, 1974-1988, Платоновка, 1973). Могильник в Северске на территории бывшего кирпичного завода был разрушен в 60-е годы (из погребения при земляных работах был извлечен типично салтовский кувшин с широким невысоким раструбообразным горлом, приземистым туловом).
           Широкомасштабные исследования древнеболгарских могильников, проведенные М.Л. Швецовым, С.И. Татариновым, Э.Е. Кравченко, К.И. Красильниковым в последние годы, показали, что хотя классически зливкинский погребальный обряд присутствует практически на каждом могильнике, он не является единственным, которым пользовались древние болгары при погребении своих умерших. Даже на самом Зливкинском могильнике, раскопки которого были продолжены М.Л. Швецовым, обнаружены погребения с отступлением от классического обряда.
           При раскопках могильника Платоновка отмечено влияние на погребальный обряд ислама.
           В нижней части могильника были открыты 4 погребения: два безинвентарных, фрагментированных; погребение взрослого с кухонным горшком и кувшином, бронзовым амулетом, погребение ребенка с кубышкой и груболепным горшком, жертвенной пищей. Это классические болгарские погребения.
           С. 47. В верхней части могильника (напольной) открыты 5 погребений в неглубоких ямах, скелеты на правом боку или на животе лицом на юг в соответствии с Кыблой, с полным отсутствием посуды, среди инвентаря бронзовое зеркало, бусы, ножи, кресало. Эти погребения относятся к мусульманским.
           При раскопках других могильников выяснилось, что сам языческий погребальный обряд не однообразен и включает в себя несколько вариантов.
           При раскопках могильника Дроновка-3 (Лиманское озеро), расположенного на левом берегу р. Северский Донец в 1,5 км к западу от села, были выделены четыре группы погребений: по классическому зливкинскому обряду; погребения с неполными скелетами; с неполными скелетами в могильных ямах усложненной конструкции с подбоями, небольшими уступами-ступенечками в стенках ямы, содержащие инвентарь воина-всадника; в круглых зерновых ямах с неполными скелетами.
           В могильнике исследованы 41 погребение.
           Погребения размещены на поверхности песчаной дюны в основном хаотично, без соблюдения рядов на разном, иногда значительном, удалении друг от друга, часто рядом располагались могилы с разным погребальным обрядом. Более компактная группа погребений была выявлена в 1987 - 1988 гг. к югу от основной массы захоронений. Здесь на площади около 200 кв. м сосредоточено 17 погребений, в которых отмечено все четыре варианта погребального обряда. Все они располагались вперемешку, но погребения совершенные по классическому варианту (восемь погребений) были сгруппированы несколько восточнее. В основном они имели традиционную юго-восточную ориентировку. Пять погребений принадлежали детям. Жертвенная пища, обнаруженная в погребениях, стандартна. Погребальный инвентарь несколько богаче и разнообразнее, чем в погребениях, раскопанных на могильнике ранее. Выделяется погребение девочки 14 - 15 лет, которую украшали золотые сложносоставные серьги. Характерной деталью этих сережек является то, что они имели неполный набор подвесок. Интерес представляет и парное погребение. В нем скелеты мужчины и женщины 30 - 40 лет были помещены в узкую длинную яму. Женский инвентарь состоял из янтарных бус, парных бронзовых браслетов со змеиными головами на концах и ножа. В головах стояли два горшка и кувшин с П-образными клеймами на донышках. Такие клейма дважды встречались на керамике в погребениях, раскопанных на могильнике ранее.
           Восемь погребений на этом участке могильника имели неполные скелеты. В двух случаях контуры ям не прослеживались, поэтому отнести их к определенному варианту нельзя. Ямы простой прямоугольной формы зафиксированы в двух погребениях. В одном из них находился скелет молодой женщины с отсутствующим позвоночником и костями таза, причем малые и С. 48. большие берцовые кости находились под бедренными. Вместо тазовых костей в могилу положили большой позвонок лошади. В головах женщины стоял груболепной приземистый горшок без орнамента, на тазе - четыре круглые пастовые бусины. Женщину сопровождал обильный набор жертвенной пищи: возле края могильной ямы обнаружена передняя половина скелета овцы, в ногах - череп и кости барана, отдельные бараньи кости лежали и возле горшка.
           Погребений с неполными скелетами в ямах с подбоями на этом участке могильника зафиксировано два. Одно из них имело круглую входную яму с большим подбоем, в котором в анатомическом порядке были размещены кости конечностей и фрагментированный череп и таз. Погребение безинвентарное и отличалось необычной северной ориентировкой умершего. Другое погребение можно считать классическим для данного варианта. В узкой длинной яме в анатомическом порядке на глубине более двух метров с западной ориентировкой были уложены кости конечностей мужчины. Череп фрагментирован. В южном борту ямы шел подбой, второй подбой шел по северному борту. В нем обнаружены череп и кости ног лошади, а также детали конской упряжи - удила, стремена, подпружные пряжки, бронзовая ворворка. В головах у погребенного размещались остатки жертвенной пищи - большая кость животного, стояли кувшин и горшок, лежал нож. Второй нож обнаружен в области таза. Кенотафом (имитацией погребения) воина-всадника или ритуальным погребением боевого коня можно считать погребение, в котором в круглой яме были сложены череп и ноги коня и упряжь -удила, стремя, три подпружные пряжки и бронзовая ворворка. Два погребения с неполными скелетами в круглых ямах были безинвентарны, одно из них имело северную ориентировку.
           Ритуал, предусматривающий захоронение отдельных частей скелета, сложенных в анатомическом порядке как и погребение воинов-всадников с лошадьми и упряжью, является отличительной особенностью могильника Дроновка-3. Неравномерность распределения могил объясняется, вероятно, тем, что здесь нашло отражение деления на родовые и семейные участки.
           Вещевой инвентарь представлен в основном украшениями: золотыми серьгами, пастовыми бусами, бронзовыми браслетами и кольцами.
           Датировка могильника Дроновка-3 укладывается в хронологические рамки VIII - IX вв. Разнообразие погребального обряда и четкая дифференциация погребального инвентаря, соседство погребений воинов - всадников и безинвентарных погребений отражают социальные, экономические процессы, проходившие в хазарском обществе, сложное религиозное мировоззрение древних болгар.
           Керамический материал могильника свидетельствует о высоком уровне гончарства. Стандартизация форм и орнаментации кухонных горшков, их распространение на обширной территории от Северного Кавказа до Киевской С. 49. Руси, свидетельствует об имевшем место взаимовлиянии различных технологий керамического производства и о широких торговых связях. Это подтверждает и разнообразие гончарных клейм на донышках посуды. В то же время устойчивое повторение П-образного клейма указывает на существование гончарного центра на Донце. Ремесленное производство не исключало и изготовление посуды в домашних условиях, о чем свидетельствует наличие в погребениях груболепных горшков. Основной тарой для жидких продуктов как у кочевников, так и у оседлого населения были амфоры. Имея характерный оранжевый обжиг, они в виде обломков четко выделяются из массы салтовской сероглиняной керамики. На северном склоне дюны, на котором расположен могильник Дроновка-3, в стороне от погребения собрано большое количество фрагментов амфор и другой керамики этого времени. Обломки посуды фиксировались не только в подъемном материале, но и при прокопке первого штыка. Не исключено, что в этом месте дюны располагалось зимовье, куда возвращались болгары-скотоводы после летних кочевок.
           В двадцати километрах к северу от могильника на р. Жеребец С.И. Татаринов открыл большое Кировское городище, на котором среди обломков амфор часто встречаются фрагменты со следами обжиговой деформации. Вероятно, в Кирово находился гончарный центр амфорного производства, его продукция расходилась по Среднему Подонцовью.
           Напротив могильника Дроновка-3 на правом берегу Донца на селище Дроновка-2, возможно, находился и металлургический центр, на что указывают неоднократные находки железных шлаков и крицы при шурфовке селища. Шлаки встречены на селище в с. Кировка Краснолиманского района на р. Жеребец. О высоком уровне кузнечного ремесла свидетельствуют железные вещи из погребений могильника, детали конской сбруи и находки слесарных инструментов на соседних памятниках.
           В 822 - 836 гг. в Северное Причерноморье из южноуральских степей начали проникать венгры. В течение какого-то времени здесь даже существовала их страна "Леведия". Некоторые ученые считают, что археологически венгры неуловимы, так как они не оставили характерных памятников. Другие считают, что такими памятниками можно считать погребения всадников с лошадьми. Среди венгерских древностей на Южном Урале встречаются погребения с неполными скелетами, кости которых сложены в анатомическом порядке.
           Погребения воинов-всадников из могильника Дроновка-3 и из могильника на оз. Волоковое, который находится в 45 км выше по Северскому Донцу и полностью состоит из погребений с неполными скелетами, оставлены венграми. Известно, что побывав в Леведии несколько лет, венгры под давлением печенегов ушли на Правобережье Днепра в "местность Ателькузу". В конце С. 50. IX - самом начале X вв. печенеги вытеснили их оттуда, став полновластными хозяевами причерноморских степей. Многие болгарские селища и городища были ими уничтожены. Основная масса болгар ушла: часть в Дунайскую Болгарию, часть на Каму в Волжскую Болгарию, некоторые передвинулись в верховье Дона и Донца под прикрытие аланских крепостей.
           С жертвами печенежского погрома можно было бы связать те погребения могильника Дроновка - 3, которые совершены как бы наспех: на небольшой глубине, с хаотической ориентировкой, без погребального инвентаря, скелеты в которых фрагментированы не ритуально, а по каким-то другим причинам, скорее в результате - военного столкновения (Маяки, 1976, 1978, 1986 гг.).

           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита

           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru