Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003. - 64 с.
           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита
           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература

С. 36.

Киммерийские древности

           Если следовать за слепым сказителем Эллады Гомером, то страна киммерийцев ("Гиммири") находилась у входа в царство Аида. В ассирийских источниках походы киммерийцев в Малую Азию относятся к 722 - 715 годам до н.э. Киммерийцы нанесли поражение урартскому царю Руссе I, разбили царя Ассирии Саргона II, воевали в Лидии, Мидии. Древние греки называли киммерийцев "доителями кобылиц" - гиппомологами. Основным занятием киммерийцев в VIII - VII вв. до н.э. было кочевое скотоводство, во главе племен стояли вожди - "цари". Поселения киммерийцев неизвестны.
           На территории Бахмутского края встречены как памятники черногоровского, так и новочеркасского типов, связываемые с киммерийцами погребения под курганами. А.И. Тереножкин считал, что киммерийская культура Приазовья складывалась на срубных традициях. Впервые погребение воина-киммерийца было открыто в 1901 г. на окраине с. Черногоровка (ныне г. Северск) В.А. Городцовым - погребение ребенка, женщины, мужчины в скорченном положении на левом боку с черпаком, кубком, бронзовыми псалиями, удилами, шилом и иглою.
           В 1968 г. в кургане у с. Веселая Долина открыто впускное погребение сильно скорченного скелета спиною вверх ("ничком"), у черепа обломки серой керамики, остатки деревянной чаши с медными скобками, полный набор упряжи: два псалия, три большие бляхи, пуговицы и бляшки из кости и клыка дикого кабана с резным геометрическим орнаментом. В 1967 году в насыпи кургана у с. Новолуганское Т.А. Шаповалов открыл разрушенное погребение с аналогичным набором блях конской упряжи из клыка дикого кабана. Эти погребения отнесены А.И. Тереножкиным к VIII - началу VII века. М.П. Грязнов, открывший в кургане Аржан на Алтае, где имелись в сложнейшей по конструкции могиле раннего скифского царя, такие же вещи, отнес погребения (камера № 1, № 26 - Аржан) типа Новолуганского и Веселой Долины к ранне-скифскому времени.

           Скифская эпоха

           Скифы, обитавшие в Северном Причерноморье, или как они себя называли - сколоты, вошли в мировую историю опустошительными набегами на цивилизации Передней Азии. "Скифская пустыня" - изречение античного автора - о разрушенных и разграбленных цветущих городах далеких переднеазиатских стран, о скифских C. 37. пастбищах, обозначение варварства. В библейской книге пророка Иеремии (VII - VI вв. до н. э.) сказано об Ашкеназ (скифах) как о народе, пришедшем издалека, народе древнем, "которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жертву твою и хлеб твой, сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься". 28 лет господствовали скифы в Передней Азии, дошли до Египта, по выражению "отца истории" Геродота" "все опустошили своим буйством и излишествами". Египетский фараон Псаметих откупился "дарами". В то же время античные авторы (Помпей Трог) свидетельствовали, что скифы в то время "вели войны с отдаленными народами, а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам". К "дарам" Псаметиха, очевидно, можно отнести найденную в 1985 г. в г. Часовом Яре при земляных работах терракотовую статуэтку Ушебти (VIII в. до н.э. XXIII династии Каромамы).
           Бесстрашные всадники, изгнавшие из своей страны царя Дария с многочисленным войском, пьющие неразбавленное вино, скальпирующие врагов и делающие из их черепов чаши для питья, народ со сложным миром верований и странных обычаев - такими запомнили скифов древние античные авторы, немало восхищающиеся жизнью этих "варваров".
           Древнегреческий историк Геродот описал обычаи скифов, дал краткие сведения об их истории: "кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Араке и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)". Скифы, пришедшие в VII в. до н. э. из-за Дона, заселили Северное Причерноморье. Одной из загадок археологии, по выражению известных скифологов В.А. Ильинской и А.И. Тереножкина, является факт почти полного отсутствия скифских погребений в Донбассе. Из сотен курганных погребений края только единицы связываются со скифами, да и то почти все они потревожены грабителями. А ведь по Геродоту наши степи заселяли "самые лучшие и многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами": - скифы царские.
           В 1990 г. в кургане у с. Васюковка было открыто впускное катакомбное погребение скифянки. На ступеньке находился детский скелетик без инвентаря, в камере скелет женщины на спине, с широко раскинутыми ногами, бронзовым зеркальцем, бронзовыми бусинками и сплющенным бронзовым котлом с одной фигурной ручкой. Большие курганы в г. Часов Яр, в с-зе "Ямский", с. Клиновое ("Горелая Могила"), с. Дроновка по внешнему виду можно связать с погребениями правителей-номархов.

C. 38.

Скифо-сарматские вещи: 1-7-Веселая Долина, 8-9-Васюковка, 10-Часов Яр, 11-Звановка, 12-Переездное

           С. 39. В 1969 г. у с. Звановка на берегу р. Бахмут было найдено уникальное каменное изваяние. Округлая уплощенная голова, глаза - точками, дуговидные брови, прямой нос, усы и бородка. На шее зигзагообразная гривна, руки слегка выделены. Показаны и продолговатые женские груди. Изваяние вызвало интерес у известного скифолога, исследователя Мавзолея Паллака и Скилура в Неаполе Скифском, П.Н. Шульца, который специально приезжал в Артемовск осенью 1969 года. По мнению исследователя звановская стела изображает предка скифов (мужчину и женщину одновременно) и датируется VI в. до н. э. Памятников скифов в Донбассе очень мало: их всего около трех десятков, разбросанных по степи. Скифское погребение, например, было раскопано В.А. Городцовым в начале века недалеко от устья р. Кудрявка.
           Несмотря на то, что скифская культура развивалась в Донбассе 500 лет, находок скифской керамики здесь мало. Незначительные следы пребывания скифов в виде сгоревших бондарихинских жилищ и отдельных горшков скифского облика открыты на поселениях Дроновка-1 (1970 г.) и Лиманское озеро. Чем можно объяснить малочисленность памятников? Возможно, постоянной борьбой за донецкие земли, за соль, золото, полиметаллические руды. Во всяком случае очень большое количество вооружения - железные кинжалы, клевец-топорик, бронзовые наконечники стрел - являются случайными находками. В начале 70-х годов в с. Красное на огородах найден железный кинжал с брусковидным перекрестьем, относимый к VI - V векам до н.э., в районе г. Северска (Яма) найдены два наконечника бронзовых стрел с шипами VII - VI веков до н.э. В кургане в г. Часов Яр ( ул.Горького, 1966 г.) найдена амфора IV в. до н.э.
           Концентрация скифских древностей в районе г.Часов Яр косвенно может указывать на возможную добычу и продажу скифами огнеупорных балыков грекам-колонистам Крыма и Причерноморья.

Завоевание края сарматами

           Согласно древнегреческому историку Геродоту соседями скифов были проживавшие за Доном (Танаисом) сарматы, родственные скифам племена, занимавшиеся скотоводством.
           По этнографическим данным ученого-экономиста Н.И. Зибера "пастухи охотнее покидают страну, где им грозит опасность, чем отдают свои стада на произвол войны".
           С III века до н.э. начинается натиск на скифов племен ираноязычных сарматов. Они помогали скифам во главе с царем Иданфирсом победить Дария-1 - царя персов в 512 г. до н.э. По Геродоту они происходили от скифов и амазонок приазовских степей. Их женщины "ездят верхом на охоту с мужьями С. 40. и без них, выходят на войну и носят одинаковую с ними одежду". Скилак в IV в. до н.э. указывал, что "народ савроматов управляется женщинами".
           Диодор Сицилийский так описал во II веке до н.э. вторжение сарматов в Скифию: "сарматы сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и превратили ее в пустыню...".
           То, что среди сарматов были женщины-воительницы, подтверждают раскопки в районе пос. Новолуганское (1967 г., Т.А. Шаповалов). Здесь было открыто два сарматских погребения. В первом (п.1) - скелет женщины на спине, головою на СЗ, на правом боку плеча бронзовое зеркало. Правая рука ниже локтя отрублена, на костях таза также надрубы. Среди украшений - 14 стеклянных, позолоченных изнутри, бус на золотой нитке, бронзовая застежка-фибула, у головы два одноручных красноглиняных кувшина, в ногах остатки деревянного блюда с костями лошади, с оковкой медными пластинками.
           В погребении № 5 этого кургана находился мужчина-воин на спине, головою на юг, в деревянном гробовище. Его сопровождали 82 железных трехлопастных наконечника стрел, железный меч-акинак длиною 35 см с роговидным навершением, железный нож. Под тазом скелета находился в тайнике бронзовый котел шаровидной формы с двумя греческими надписями у венчика. Они убедительно до сих пор не расшифрованы. Могилы сармат датируются I в. н.э.
           Отдельные погребения сармат были открыты В.А. Городцовым в бахмутских курганах еще в 1903 г. Так, у с. Переездное В.А. Городцов раскопал погребение ребенка, у черепа которого лежало ожерелье из мелких бус, возле правой руки находился небольшой сосудик, а в левой руке держал меловую статуэтку.
           К сарматскому времени относятся случайные находки глиняного одноручного кувшина из с. Переездное (1975 г.), вещей из разрушенного погребения в с. Благодатное - бронзового браслета со змеиными головками, бронзовой пряжки с язычком, серьги - лунницы, двух стеклянных трубчатых бусин, обломка железного ножа, которые датируются III - II веками до н.э. В 1988 г. в районе Часова Яра найдена серебряная монета-тетрадрахма Митридата Евпатора. Обломки двуручных амфор I - II вв. найдены в 1988 г. экспедицией Донецкого университета в 1 км к югу от с. Миньковка на ровной площадке водораздела, здесь, видимо была стоянка - кочевье сарматов.

           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита

           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru