Эпоха
мезолита - неолита
Энеолитические
племена края
Памятники
ямной культуры
Племена
катакомбной культуры
Племена
бабинской культуры
Срубная культурно-историческая
общность
Племена
бондарихинской культуры
Киммерийские
древности
Скифская
эпоха
Завоевание
края сарматами
Великое
переселение народов
Печенеги,
торки, половцы
Под
властью Золотой Орды
Казацкие
древности
Источники
и литература
С. 24.
Срубная
культурно-историческая общность
Первые памятники
срубной культуры выделил известный русский археолог
В.А. Городцов во время раскопов курганов в Изюмском
и Бахмутском уездах в 1901 - 1903 годах. Классическая
конструкция этого погребения выглядела следующим образом:
в яме под курганом деревянный сруб из бревен или лаг,
скелеты лежали скорченно на левом боку головою на восток,
среди вещей - бронзовые ножи, костяные бусы, глиняные
сосуды с "елочным" орнаментом или банки.
Последующее
изучение погребальных памятников СК в долине р. Бахмут
относится ко II половине XX столетия. Уже первые разведки
С.И. Татаринова в конце 60-х годов привели к открытию
небольших поселений Кодемо-1, 2. На северной окраине
одноименного села найдена валиковая керамика, большая
зернотерка.
Срубная культура
представлена погребениями под курганами, долговременными
стоянками и поселениями по берегам рек, рудниками по
добыче медных руд и мастерскими кланов горняков-металлургов,
кузнецов, бескурганными грунтовыми могильниками, кладами.
В XV - XIII
веках до н. э. долина р. Бахмут и ее притоков была довольно
густо заселена: открыты в верхнем течении Бахмута срубные
поселения расположены на территории от 0,5 до 1 км друг
от друга в зоне видимости, на надпойменных террасах.
К наиболее крупным поселениям, где проживало от 50 -
60 до 200 - 300 человек одновременно, можно отнести
Иванградское, Отрадовское-3, Красносельское и огромное
поселение "Лиманское озеро" у с. Дроновка.
В 1969 году
было открыто поселение Отрадовка-3, имеющее площадь
до 0,5 га и ров с напольной стороны. Раскопками 1976
года удалось выяснить остатки каменных цоколей многокамерных
жилищ, внешняя стенка которых имела большую высоту и
ширину, носила характер оборонительного пандуса. В культурном
слое встречены изделия из кости: тупики, лощила, проколки
классическая и валиковая керамика, керамические и медные
шлаки, подвеска из горного хрусталя, обломок литейной
формы. Такие же цоколи каменных построек выявлены на
поселениях Отрадовка-1,2,4, Николаевка-1 , Иванград,
Майорское. Поверхность многих памятников сильно распахана.
К поселениям
с углубленными в землю землянками можно отнести Красносельское
поселение, поселения в районе с. Дроновка, Звановское
и Ямские поселения, Платоновское-1.
Наиболее выразительными
явились огромные землянки СК на поселении "Лиманское
озеро" у с. Дроновка (раскопки 1974 - 1989 гг.)
размером 8 - 12 х 15 - 20 м, углубленные на 1 - 2 м
в дюну, со столбовой конструкцией, большими С.
25. очагами, расположенными рядом с землянками
большими хозяйственными ямами с сосудами для хранения
зерна. Жилища располагались попарно с хозяйственными
постройками без очагов, в три ряда. Открыто полностью
или частично 1 8 жилищ, 10 построек.
Среди находок
- горшки, зернотерки, молоты, терочники и песты, серпы
из кремня, многочисленные орудия из кости для обработки
кож, пряслица, обломки литейных форм из глины для отливки
топоров и тесел, льячки для металла, шило,
Срубная культура:
1-лощило, Пилипчатино; 2-кремневый серп, Лиманское оз.;
3-бронзовый нож, Владимировка; 4,5-глиняные пряслица,
Пилипчатино; 6-каменный молот, Выскривка; 7,8-бронзовые
шилья, Круглое оз., Лиманское оз.; 9-медный слиток,
Пилипчатино; 10-каменная форма кельта, Пилипчатино.
С. 26.
|
бронзовая
спираль и др. Довольно много изделий из кремня -
ножи, резцы, скребки.
Особое
место среди памятников срубного населения Северного
Приазовья составляют бахмутские медные рудники и
расположенные рядом с ними обширные мастерские-стоянки
горняков-металлургов-кузнецов, исследованные С.И.
Татариновым в 1970 - 1990 гг. Население мощных поселений
по рекам Донец, Оскол, Торец смогло создать такую
хозяйственную модель, которая позволяла при сезонной
цикличности земледелия и скотоводства выделить в
весенне-летний период группы - кланы для добычи
медных руд, их переработки и плавки, производства
изделий на обмен. И сегодня рудники -"разносы"
на Кислом Буфе у Пилипчатино, в селах Клиновое,
Медная Руда, Калиновка поражают своими размерами.
У каждого рудника есть рудный и нерудный отвалы,
видны древние разведочные шурфы "закопушки",
места переработки и обогащения руды. Древние рудокопы
использовали окисленные минералы - азурит, малахит;
сульфидные руды - куприт, халькозин, халькопирит,
тенорит; если в первых меди было от 0,5 до 5%, то
в сульфидных - от 10 до 50%. |
Боевой топор-Покровское,
молот-Отрадовка, гранит
|
В 70 - 90-е
годы в связи с открытиями, которые сделал на рудниках
С.И. Татаринов, большой интерес к ним проявили, осматривали
их ученые - археологи Б.А. Шрамко (Харьков), А.А. Моруженко
и Т.А. Шаповалов (Донецк), С.С. Березанская и Н.Н. Чередниченко
(Киев), Д.Я. Телегин (Киев), А.Д. Пряхин (Воронеж).
Ю.М. Бровендер (Алчевск). Украинско-российская экспедиция
в Луганской области ведет с 1996 года исследования медных
Рудников "Красное озеро".
Основная масса
поселений и стойбищ срубной культуры относится к XV
- XIV векам до н. э., однако на всех стоянках-мастерских
гооняков-металлургов (Пилипчатино-2, Клиновое- 1,2,
Медная Руда) очень сильно влияние более западной сабатиновской
культуры. В Клиновом-2 встречаются уже чисто сабатиновские
формы орнаментации керамики-валики со спущенными "усами",
каннелюры, кубки с петлевидными ручками. К концу срубного
периода и началу раннего железного века можно отнести
основную массу керамики "Лиманского озера".
Находка в Пилипчатино-2 костяного наконечника стрелы
с тремя шипами, относящегося к XIII - XII векам Кировского
городища в Крыму и литейной формы из камня двухушкового
кельта типа 52-54 по Е.Н. Черных, датируемого XV - XIII
С. 27. веками,
позволяют разместить основную массу памятников срубной
культуры в диапазоне XV - XII вв. до н.э. Следует отметить,
что уникальной является керамика алакульско-черкаскульского
типа из Пилипчатино-2.
Всего известно
23 древних рудника с обширными "промышленными зонами".
Выплавка меди велась как в обводненных местах, так и
на глухих степных суходолах. Медеплавильные печи-горны
были двух типов - ямные горны (Пилипчатино-1, 1975 г.),
каменные плавильни (Пилипчатино-2, 1977 г., Выскривка,
Клиновое). Вероятно, плавка здесь велась и в горшках
под угольными кучами. Сезонные жилища открыты в Пилипчатино-1
(жилище на каменном цоколе и углубленный в материк трехстолбовой
шалаш - чум), жилище в виде полуземлянки, выдолбленное
в скале, с каменными перегородками, небольшими очагами
и столбовой крышей (Клиновое) и наиболее массовым материалом
являлась керамика, медные шлаки пористые и пластинчатые,
отшлакованная глина и огромное количество отшлакованных
камней из кладок плавилен. Изделия из кости представлены
тупиками, лощилами и скребками (вероятно, шили мешки
и сумки из кож); горные орудия - кувалдами, молотами
с перехватами; обпилом рога оленя. Литейные формочки
кельта "терешковского типа", кирки, наконечника
дротика, тесла и ножа с перехватом, до 10 слитков меди,
несколько шильев (бронза оловянистая, мышьяковистая,
чистая медь), найдены глиняные пряслица. Споропыльцевые
анализы позволяют говорить о том, что в районе Пилипчатино
и Клиновое была сухая степь полынного типа. Вероятно,
древесный уголь доставляли с Донца и из местных балок,
топили костями животных. Возможно, использовали каменный
уголь из района Розовки. В медеплавильном горне в Пилипчатино-2
был найден "спек" - каменный уголь с окисью
меди.
Рудники по
обилию костей животных, равняющихся долговременным поселениям,
могли быть по мнению С.С. Березанской местами обмена
бронзовых изделий на скот. Интересно, что Е.Н.Черных
при исследовании древних рудников Каргалы в Зауралье
пришел к тем же выводам.
На территории
Донецкой горно-металлургической области площадью от
1500 до 2000 кв. км, которая включает в себя кроме собственно
медных рудников на олово, цинк, свинец Нагольного кряжа,
Никитовские рудники по добыче сурьмы и мышьяка, есть
только два торговых клада из Славяносербска (слитки
и копье) и Райгородка (изделия чуждых культур, предназначенные
на переплавку как легирующая добавка к бахмутской меди).
Дальше на северо-восток и юго-запад количество кладов
резко возрастает.
Погребения
срубного времени, как правило, совершены в курганах:
ранние - в ямах и "срубах", поздние - в каменных
"ящиках".
Интересны погребения
в каменных гробницах "ящиках", нередко основные
С. 28. в курганах
у Артемовска, Покровского, Владимировки. В двух случаях
в курганах было по два "ящика", в одном три
(Владимировка, 1979 г.). Каменные ящики содержат одиночные
погребения, детские - небольшие "ящики", взрослые
- от 1,8м до 2,3 м, сложены из плит ангидрита, известняка
или песчаника внушительных размеров и веса, перекрыты
одной или несколькими плитами, иногда, наброской. В
перекрытие кургана у Артемовска (1972 г.) входил накат
из бревен. Примерно 50 % каменных "ящиков"
содержат горшки кубковидные и острореберных форм андроноидного
типа, в орнаменте треугольники, свастики, косые кресты,
целые системы "письмен" и "рун".
Умершие в скорченном положении на левом боку, ориентированы
на восток. Интерес представляют погребения в "ящиках"
у с. Возрождение (1982 г.), у с. Миньковка (1988 г.)
в срубах, где обнаружены бронзовые украшения - височные
подвески, браслеты, ножи, оббивка деревянного блюда.
Это, возможно, связано с близостью к медным рудникам.
Нередко погребения
в "ящиках" сопровождаются погребениями в ямах
с каменной наброской или закладами. Положение умерших
и ориентировка практически та же, керамика представлена
слабопрофилированными горшками и банками без орнамента.
Как к ранним, так и поздним этапам СК, можно отнести
впущенные в насыпи курганов погребения без следов погребальных
сооружений. При довольно сильной скорченности погребенных,
различной ориентировке (при превалирующей восточной)
в погребальный инвентарь этих могил входили как острореберные
так и баночные горшки, бронзовый нож с перехватом (Карфаген,
1976 г.), очковидные подвески (Артемовск, 1972 г.; Владимировка,
1978 г.).
Уникальный
комплекс погребений горняков-металлургов был найден
в 1982 году в кургане 2 у станции Роты, в 2-х км южнее
медных рудников у с. Клиновое и хут. Медная Руда. Курган
имел высоту 1,5 м насыпь овальной формы 32 х 19 м. Под
насыпью открыто прямоугольная каменная ограда размером
19 х 13 м, ориентированная с СВ на ЮЗ, была сложена
из песчаниковых глыб. Внутри ограды открыты шесть погребений
срубной культуры: 2 - детских, 2 - взрослых, коллективное
женщины и ребенка, кенотаф, ранними были п. 4 и 5.
Погребение
4 имело грунтовую яму квадратной формы 1,25 х 1,1 м
перекрытую 5 деревянными плахами. Скелет в скорченном
положении на левом боку головой на 3, руки вытянуты
к коленям. На шее имелась бронзовая гривна из проволоки
круглого сечения, концы загнуты для сцепки. У живота
ребенка лежали 53 астрагала и кремневый отщеп.
Погребение
5 находилось в каменном ящике 1,85 х 1,5 х 0,75 м из
вертикально поставленных плит песчаника с плитовым перекрытием.
Женский скелет в скорченном положении на левом боку
головою на восток, кисти рук у лица.
С. 29.
Вещи и погребения
срубной культуры курганного могильника Возрождение,
1982 г.
С. 30. За спиной
женщины в той же позе скелет ребенка. На запястьях рук
женщины были надеты по одному тонкому бронзовому браслету
из согнутых плоских тонких пластин, диаметр браслетов
4,5 и 4 см, на пальце женщины было бронзовое кольцо
из проволоки прямоугольного сечения в два оборота со
спиральными завитками на концах. У ребенка на запястьях
были надеты небольшие бронзовые браслеты, перед грудью
лежала крупная костяная пронизь цилиндрической формы.
В ящике имелись 2 горшка баночной формы.
Погребение
6 - кенотаф в каменном ящике 1,35 х 0,95 х 0,8 м из
вертикально поставленных плит, длинной осью с ЮЗЗ на
СВВ. На дне обнаружены остатки деревянного "подноса"
размером 78 х 23 см с бортиком по краям. На подносе
лежали кости животного в которые был воткнут бронзовый
нож -кинжал раннего типа. На подносе лежали две костяные
плоские пуговицы, в углу ящика находился острореберный
орнаментированный горшок.
В одном из
других каменных ящиков имелся кубковидный сосуд с "письменами".
С.И. Татаринов
неоднократно высказывал предположение, что погребения
в каменных ящиках-гробницах принадлежат представителям
кланов горняков-металлургов-кузнецов. Это нашло подтверждение
при раскопках кургана у с. Пилипчатино в 1998 году,
где были открыты каменные ящики и погребения под каменными
набросками, выполненные из плит медистых песчаников
(т.е. из добытых в руднике плит необогащенной медной
руды). Керамика оказалась поздних срубных обликов.
Следует отметить,
что племена срубной культуры довольно слабо обозначали
профессиональную принадлежность умерших, что связано
с упрощением, рационализацией погребального обряда.
Связь племен
СК с индо - иранцами просматриваются в довольно большом
количестве горшков с "письменами" от рисуночных
знаков (Дроновка, 1970 г., Покровское, 1970 - 1998 гг.)
до подражания рунам (Артемовска 1972 г.) крито - микенского
облика. Остановимся на этом подробнее.
В истории зарождения
письменности у многих народов рисуночное письмо было
первоначальным (Египет, Междуречье, Индия), у народов
Мезоамерики оно сохранилось до вторжения конкистадоров.
Имеющиеся в
настоящее время в распоряжении археологии источники
позволяют говорить о том, что рисуночное письмо было
характерно для племен эпохи бронзы Юго-Восточной Европы
- сосуды с "загадочными" знаками встречаются
в могилах катакомбной, срубной и сабатиновской культур
XX - XI вв. до н. э. Среди "письменных знаков"
значительное место занимают знаки, связанные с космогоническими
представлениями людей эпохи бронзы.
Сосудик реповидной
формы был найден на дюне у р. Северский Донец в C.
31. районе оз. Волоковое Краснолиманского
р-на в 1982 г. Внутренняя полость была заполнена пропитанным
охрою песком и комками охры у дна. На культовое значение
сосудика указывает и орнамент на его поверхности - "цветок"
с 4 лепестками и стебленожкой, отверстие сосудика образует
круг. Лепестки имеют точки-"зернышки" по краям.
Треугольник с ресничками-"зернами" расшифровывается
как знак богини рождения у народов эпохи бронзы Средней
Азии. В. Драчук указывает, что "число четыре у
разных народов было связано с магической символикой",
с понятием о четырех порах года, четырех сторонах света,
с культом солнца. Круг отверстия сосудика - круг солнца
(поэтому внутри краска-охра), вокруг "солнца"
4 "лепестка" - четыре времени года, а лучистый
орнамент на стенках - лучи солнца.
С сочетанием
символов солнца и плодородия мы встречаемся на втором
сосуде, найденном в каменной гробнице XV - XIII вв.
до н. э. (с. Покровское, к. 2) в 1970 г. Среди обычного
орнамента треугольниками мы встречаем 3 вписанных креста
и 2-й треугольник с "ресничками". В.Н. Даркевич
считает, что крестообразный знак является символом земного
и небесного огня, очистительным символом воскрешения
и бессмертия. Вероятно, зигзаг, образуемый треугольниками,
является синонимом божества воды, треугольник с ресничками
- богини рождения, а кресты - божества солнца и огня,
творящего жизнь.
С более сложными
"письменно космогоническими" верованиями мы
сталкиваемся на сосудах из Артемовска (к. 1, п. 1) и
Дроновки (р. Северский Донец). Все они, как и вышеописанный
горшок из каменной гробницы, относятся к XV - XIII вв.
до н. э. и одной группе населения - племенам срубной
культурно-исторической общности. Следует отметить, что
сосуды с "письменами и загадочными знаками"
составляют значительное число среди сосудов этой группы
населения Восточной Украины. Попытки расшифровки их
предпринимались А.А. Формозовым, С.С. Березанской, Б.А.
Рыбаковым и другими исследователями.
На сосуде с
поселения Лиманское озеро (р. Северский Донец, раскопки
1976 г.) улавливается связь с космогоническим мифом
народов Египта и древнего Востока о первородном начале
в виде змея (мы уже указывали на зигзаг, как символ
богини воды), дракона космического хаоса. У индусов
Змей Бездны однажды украл Землю, которую освободил бог
Вишну. У египтян "космический дракон" в образе
змея Апописа - силы мрака, бог вод, приносит наводнения.
Возможно, "зигзаг - змей", летящий в сторону
символа солнца - креста, является отражением на данном
сосуде каких-то знаний людей бронзового века о произошедшей
более 10 тыс. лет тому на Земле катастрофе (Горбовский
А., 1966; Кочарьянц В., 1985). Есть и другое объяснение
значкам "змей - солнце". Академик Б.А. Рыбаков
в книге "Язычество древних славян" пишет,
что у славян известны 2 змеиных праздника, "после
25 марта змеи как бы C. 32.
начинали участвовать в сельскохозяйственном цикле человека,
помогая ему вымаливать дождь... Ужи - покровители дома,
посредники между небом и землей". Как отмечает
Б.А. Рыбаков, змей - уж был почитаем у племен трипольской
культуры V - III тыс. до н. э. на Украине.
Еще более сложную
смысловую нагрузку несет чаша из кургана в с. Дроновка.
Среди "письмен - различимы знаки солнца-человека
в позе "оранты", головы животного, возможно,
лося (или лошади), и "утки с яйцом". Расположение
"головы лося" над фигуркой человека - "шамана"
- можно расшифровать как сюжет ритуала поклонения солнцу,
полета шамана к небесному лосю - оленю - символу Неба.
Б.А. Рыбаков отмечает, что "культ оленей и лосей
в неолите, бронзовом веке представлен огромным количеством
петроглифов, писаниц, оленных камней Европы, Кавказа
и Сибири". Изображение лосей - культ Прародителей
животного мира - существовал и у скифов, и у племен
Кавказа I тыс. до н. э., доживает в русском народном
искусстве до XIX - XX ст. (Рыбаков Б.А., 1981).
Расположенная
в верхнем ярусе "надписи" Дроновского сосуда
"уточка с яйцом" также является элементом
космогонических представлений людей эпохи бронзы и раннего
железа о творении мира. В карело-финском эпосе "Калевала"
сказано, как из яиц утки создавался мир - "покатились
яйца в воду, в волны вод они упали, и куски разбились
в море, и обломками распались": из них возникают
земля, небесный свод, солнце и месяц, звезды и тучи
(Калевала, 1956, Руна 1).
Совершенно
уникальным среди сосудов срубной культурно-исторической
общности является горшок из каменной гробницы у г. Артемовска
с "рунической" надписью, состоящей из двух
групп (по 5 и 4 знака). Наиболее близкие аналогии этим
"рунам" имеются в крито-микенской письменности
- знак в виде двойной буквы В, двузубец, одинарный меандр,
"лабиринт", "трилистник" (Дьяконов
И.М., 1961). Учитывая тесные культурные связи племен
срубной общности с крито-микенским миром (дисковидные
псалии - Гробницы в Микенах, керамика с валиком - Троя
VIIа), обстоятельства гибели этой культуры на о. Крит,
вследствие извержения вулкана Сантории около 1450 г.
до н. э. можно предположить расселение части жителей
в северных припонтийских областях, прямого контакта
с ними "срубников" Причерноморья.
В.Н. Кульбака
дал очень интересную расшифровку надписи на санскрите
на горшке-кубке из каменного ящика (Артемовск, 1972).
Солярные знаки, бык и повозка встречены на горшке в
каменном ящике кургана №3 Острая могила (1998).
Знаки и рисунки
символизируют солнце (свастика и косой крест), луну,
растения и распаханное поле (треугольник с бороздами
и зернами), детородное начало (треугольник с ресничками),
животных в виде летящего змея, повозку и быка.
В последние
годы единичные бескурганные погребения СК встречены
в
C. 33.
Горшки
срубной культуры с "письменами", Артемовск,
Лиманское озеро
С. 34.
Горшки срубной
культуры с солярными знаками, Покровское, Артемовск
Выскривке (1976 г.) и Клиновом (1984г.), где они скорее
всего носили ритуальный характер. Уникально погребение
горняка с баночным горшком на С.
35. руднике Картамыш (раскопки А.Д. Пряхина,
2001 г.).
Грунтовой сильно
распаханный могильник открыт в 1987 г. С.А. Федотовым
на Лиманском озере-2, где на дюне на глубине от 0,3
до 0,5 м расчищены пять сильно поврежденных погребений
СК, ориентированных на восток, с баночными горшками.
На поселении "Лиманское озеро-1" между жилищами
встречено погребение с трупосожжением, два безинвентарных
погребения с сильно скорченными костяками и восточной
ориентировкой (одно с двумя скелетами в позе "борцов"),
два погребения СК с баночными горшками.
Племена
бондарихинской культуры
Впервые памятники
БК были открыты в крае в 70-е годы. При раскопках многослойного
поселения "Лиманское озеро-1" найдены три
жилища полуземляночного типа на столбовой основе с глиняной
обмазкой плетневых стен, три хозяйственные постройки.
Рядом располагался железоплавильный горн ямного типа
с железными шлаками и частью крицы внутри. Керамика
поселения "Лиманское озеро" представлена кувшинообразными
и тюльпановидными сосудами с орнаментом "виноградной
гроздью", пальцевыми вдавлениями, защипами, проколами,
"жемчужинами", зигзагообразными полосами.
Было найдено и несколько горшков с лощением, шаровидной
и кубковидной форм. Цвет керамики кирпичный и серый,
стенки толстые, тесто плотное с примесями мелких камней,
шамота. О занятиях БК свидетельствуют находки луновидных
серпов из плиточного камня, залощенных до блеска, зернотерки.
Интересна находка бронзового височного кольца.
Какая-то часть
поселения "Лиманское озеро" была занята ямами
погребений с трупосожжением: ямы диаметром 0,5 - 1,0
м, глубиною до 0,5 м, в заполнении зола и обожженные
косточки, фрагменты типично бондарихинской и белозерской
посуды.
Керамика раннего
бондарихинского облика была найдена на стоянке у Клиновского
рудника, что датирует прекращение разработки медных
руд XI - X веками до н.э. Добыча меди из сульфидных
(сернистых) руд с высоким содержанием железа создавала
условия для стихийной выплавки железа при превышении
температуры плавления до 1100 градусов, при длительной
плавке. Так, на Усовом озере медные шлаки скорее напоминают
железные с корольками меди. В Пилипчатино-I был найден
железный слиток - настыль весом до 950 гр. Спектральный
анализ показал кроме меди присутствие огромного количества
железа и микропримесей никеля, кобальта, мышьяка, серебра
и сурьмы (тех же примесей, что и в медных сульфидных
рудах). На р. Северский Донец сырьем для выплавки железа
могли служить железистые конкреции-лимониты, в обилии
С. 36. встречающиеся
в меловых отложениях и на перекатах реки Донец, в дюнах.
Если племена
КК, КМК, СК были индо-иранцами, праславянами, то племена
бондарихинской культуры, по мнению большинства археологов,
относились к финно-уграм, продвинувшимся из лесостепи
далеко на юг в X - VIII веках до н. э.
История
изучения древностей края
Эпоха
палеолита