Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. - Артемовск, 2003. - 64 с.
           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита
           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература

С. 24.

Срубная культурно-историческая общность

           Первые памятники срубной культуры выделил известный русский археолог В.А. Городцов во время раскопов курганов в Изюмском и Бахмутском уездах в 1901 - 1903 годах. Классическая конструкция этого погребения выглядела следующим образом: в яме под курганом деревянный сруб из бревен или лаг, скелеты лежали скорченно на левом боку головою на восток, среди вещей - бронзовые ножи, костяные бусы, глиняные сосуды с "елочным" орнаментом или банки.
           Последующее изучение погребальных памятников СК в долине р. Бахмут относится ко II половине XX столетия. Уже первые разведки С.И. Татаринова в конце 60-х годов привели к открытию небольших поселений Кодемо-1, 2. На северной окраине одноименного села найдена валиковая керамика, большая зернотерка.
           Срубная культура представлена погребениями под курганами, долговременными стоянками и поселениями по берегам рек, рудниками по добыче медных руд и мастерскими кланов горняков-металлургов, кузнецов, бескурганными грунтовыми могильниками, кладами.
           В XV - XIII веках до н. э. долина р. Бахмут и ее притоков была довольно густо заселена: открыты в верхнем течении Бахмута срубные поселения расположены на территории от 0,5 до 1 км друг от друга в зоне видимости, на надпойменных террасах. К наиболее крупным поселениям, где проживало от 50 - 60 до 200 - 300 человек одновременно, можно отнести Иванградское, Отрадовское-3, Красносельское и огромное поселение "Лиманское озеро" у с. Дроновка.
           В 1969 году было открыто поселение Отрадовка-3, имеющее площадь до 0,5 га и ров с напольной стороны. Раскопками 1976 года удалось выяснить остатки каменных цоколей многокамерных жилищ, внешняя стенка которых имела большую высоту и ширину, носила характер оборонительного пандуса. В культурном слое встречены изделия из кости: тупики, лощила, проколки классическая и валиковая керамика, керамические и медные шлаки, подвеска из горного хрусталя, обломок литейной формы. Такие же цоколи каменных построек выявлены на поселениях Отрадовка-1,2,4, Николаевка-1 , Иванград, Майорское. Поверхность многих памятников сильно распахана.
           К поселениям с углубленными в землю землянками можно отнести Красносельское поселение, поселения в районе с. Дроновка, Звановское и Ямские поселения, Платоновское-1.
           Наиболее выразительными явились огромные землянки СК на поселении "Лиманское озеро" у с. Дроновка (раскопки 1974 - 1989 гг.) размером 8 - 12 х 15 - 20 м, углубленные на 1 - 2 м в дюну, со столбовой конструкцией, большими С. 25. очагами, расположенными рядом с землянками большими хозяйственными ямами с сосудами для хранения зерна. Жилища располагались попарно с хозяйственными постройками без очагов, в три ряда. Открыто полностью или частично 1 8 жилищ, 10 построек.
           Среди находок - горшки, зернотерки, молоты, терочники и песты, серпы из кремня, многочисленные орудия из кости для обработки кож, пряслица, обломки литейных форм из глины для отливки топоров и тесел, льячки для металла, шило,

Срубная культура: 1-лощило, Пилипчатино; 2-кремневый серп, Лиманское оз.; 3-бронзовый нож, Владимировка; 4,5-глиняные пряслица, Пилипчатино; 6-каменный молот, Выскривка; 7,8-бронзовые шилья, Круглое оз., Лиманское оз.; 9-медный слиток, Пилипчатино; 10-каменная форма кельта, Пилипчатино.

С. 26.
бронзовая спираль и др. Довольно много изделий из кремня - ножи, резцы, скребки.
           Особое место среди памятников срубного населения Северного Приазовья составляют бахмутские медные рудники и расположенные рядом с ними обширные мастерские-стоянки горняков-металлургов-кузнецов, исследованные С.И. Татариновым в 1970 - 1990 гг. Население мощных поселений по рекам Донец, Оскол, Торец смогло создать такую хозяйственную модель, которая позволяла при сезонной цикличности земледелия и скотоводства выделить в весенне-летний период группы - кланы для добычи медных руд, их переработки и плавки, производства изделий на обмен. И сегодня рудники -"разносы" на Кислом Буфе у Пилипчатино, в селах Клиновое, Медная Руда, Калиновка поражают своими размерами. У каждого рудника есть рудный и нерудный отвалы, видны древние разведочные шурфы "закопушки", места переработки и обогащения руды. Древние рудокопы использовали окисленные минералы - азурит, малахит; сульфидные руды - куприт, халькозин, халькопирит, тенорит; если в первых меди было от 0,5 до 5%, то в сульфидных - от 10 до 50%.

Боевой топор-Покровское, молот-Отрадовка, гранит

           В 70 - 90-е годы в связи с открытиями, которые сделал на рудниках С.И. Татаринов, большой интерес к ним проявили, осматривали их ученые - археологи Б.А. Шрамко (Харьков), А.А. Моруженко и Т.А. Шаповалов (Донецк), С.С. Березанская и Н.Н. Чередниченко (Киев), Д.Я. Телегин (Киев), А.Д. Пряхин (Воронеж). Ю.М. Бровендер (Алчевск). Украинско-российская экспедиция в Луганской области ведет с 1996 года исследования медных Рудников "Красное озеро".
           Основная масса поселений и стойбищ срубной культуры относится к XV - XIV векам до н. э., однако на всех стоянках-мастерских гооняков-металлургов (Пилипчатино-2, Клиновое- 1,2, Медная Руда) очень сильно влияние более западной сабатиновской культуры. В Клиновом-2 встречаются уже чисто сабатиновские формы орнаментации керамики-валики со спущенными "усами", каннелюры, кубки с петлевидными ручками. К концу срубного периода и началу раннего железного века можно отнести основную массу керамики "Лиманского озера". Находка в Пилипчатино-2 костяного наконечника стрелы с тремя шипами, относящегося к XIII - XII векам Кировского городища в Крыму и литейной формы из камня двухушкового кельта типа 52-54 по Е.Н. Черных, датируемого XV - XIII С. 27. веками, позволяют разместить основную массу памятников срубной культуры в диапазоне XV - XII вв. до н.э. Следует отметить, что уникальной является керамика алакульско-черкаскульского типа из Пилипчатино-2.
           Всего известно 23 древних рудника с обширными "промышленными зонами". Выплавка меди велась как в обводненных местах, так и на глухих степных суходолах. Медеплавильные печи-горны были двух типов - ямные горны (Пилипчатино-1, 1975 г.), каменные плавильни (Пилипчатино-2, 1977 г., Выскривка, Клиновое). Вероятно, плавка здесь велась и в горшках под угольными кучами. Сезонные жилища открыты в Пилипчатино-1 (жилище на каменном цоколе и углубленный в материк трехстолбовой шалаш - чум), жилище в виде полуземлянки, выдолбленное в скале, с каменными перегородками, небольшими очагами и столбовой крышей (Клиновое) и наиболее массовым материалом являлась керамика, медные шлаки пористые и пластинчатые, отшлакованная глина и огромное количество отшлакованных камней из кладок плавилен. Изделия из кости представлены тупиками, лощилами и скребками (вероятно, шили мешки и сумки из кож); горные орудия - кувалдами, молотами с перехватами; обпилом рога оленя. Литейные формочки кельта "терешковского типа", кирки, наконечника дротика, тесла и ножа с перехватом, до 10 слитков меди, несколько шильев (бронза оловянистая, мышьяковистая, чистая медь), найдены глиняные пряслица. Споропыльцевые анализы позволяют говорить о том, что в районе Пилипчатино и Клиновое была сухая степь полынного типа. Вероятно, древесный уголь доставляли с Донца и из местных балок, топили костями животных. Возможно, использовали каменный уголь из района Розовки. В медеплавильном горне в Пилипчатино-2 был найден "спек" - каменный уголь с окисью меди.
           Рудники по обилию костей животных, равняющихся долговременным поселениям, могли быть по мнению С.С. Березанской местами обмена бронзовых изделий на скот. Интересно, что Е.Н.Черных при исследовании древних рудников Каргалы в Зауралье пришел к тем же выводам.
           На территории Донецкой горно-металлургической области площадью от 1500 до 2000 кв. км, которая включает в себя кроме собственно медных рудников на олово, цинк, свинец Нагольного кряжа, Никитовские рудники по добыче сурьмы и мышьяка, есть только два торговых клада из Славяносербска (слитки и копье) и Райгородка (изделия чуждых культур, предназначенные на переплавку как легирующая добавка к бахмутской меди). Дальше на северо-восток и юго-запад количество кладов резко возрастает.
           Погребения срубного времени, как правило, совершены в курганах: ранние - в ямах и "срубах", поздние - в каменных "ящиках".
           Интересны погребения в каменных гробницах "ящиках", нередко основные С. 28. в курганах у Артемовска, Покровского, Владимировки. В двух случаях в курганах было по два "ящика", в одном три (Владимировка, 1979 г.). Каменные ящики содержат одиночные погребения, детские - небольшие "ящики", взрослые - от 1,8м до 2,3 м, сложены из плит ангидрита, известняка или песчаника внушительных размеров и веса, перекрыты одной или несколькими плитами, иногда, наброской. В перекрытие кургана у Артемовска (1972 г.) входил накат из бревен. Примерно 50 % каменных "ящиков" содержат горшки кубковидные и острореберных форм андроноидного типа, в орнаменте треугольники, свастики, косые кресты, целые системы "письмен" и "рун". Умершие в скорченном положении на левом боку, ориентированы на восток. Интерес представляют погребения в "ящиках" у с. Возрождение (1982 г.), у с. Миньковка (1988 г.) в срубах, где обнаружены бронзовые украшения - височные подвески, браслеты, ножи, оббивка деревянного блюда. Это, возможно, связано с близостью к медным рудникам.
           Нередко погребения в "ящиках" сопровождаются погребениями в ямах с каменной наброской или закладами. Положение умерших и ориентировка практически та же, керамика представлена слабопрофилированными горшками и банками без орнамента. Как к ранним, так и поздним этапам СК, можно отнести впущенные в насыпи курганов погребения без следов погребальных сооружений. При довольно сильной скорченности погребенных, различной ориентировке (при превалирующей восточной) в погребальный инвентарь этих могил входили как острореберные так и баночные горшки, бронзовый нож с перехватом (Карфаген, 1976 г.), очковидные подвески (Артемовск, 1972 г.; Владимировка, 1978 г.).
           Уникальный комплекс погребений горняков-металлургов был найден в 1982 году в кургане 2 у станции Роты, в 2-х км южнее медных рудников у с. Клиновое и хут. Медная Руда. Курган имел высоту 1,5 м насыпь овальной формы 32 х 19 м. Под насыпью открыто прямоугольная каменная ограда размером 19 х 13 м, ориентированная с СВ на ЮЗ, была сложена из песчаниковых глыб. Внутри ограды открыты шесть погребений срубной культуры: 2 - детских, 2 - взрослых, коллективное женщины и ребенка, кенотаф, ранними были п. 4 и 5.
           Погребение 4 имело грунтовую яму квадратной формы 1,25 х 1,1 м перекрытую 5 деревянными плахами. Скелет в скорченном положении на левом боку головой на 3, руки вытянуты к коленям. На шее имелась бронзовая гривна из проволоки круглого сечения, концы загнуты для сцепки. У живота ребенка лежали 53 астрагала и кремневый отщеп.
           Погребение 5 находилось в каменном ящике 1,85 х 1,5 х 0,75 м из вертикально поставленных плит песчаника с плитовым перекрытием. Женский скелет в скорченном положении на левом боку головою на восток, кисти рук у лица.

С. 29.

Вещи и погребения срубной культуры курганного могильника Возрождение, 1982 г.

С. 30. За спиной женщины в той же позе скелет ребенка. На запястьях рук женщины были надеты по одному тонкому бронзовому браслету из согнутых плоских тонких пластин, диаметр браслетов 4,5 и 4 см, на пальце женщины было бронзовое кольцо из проволоки прямоугольного сечения в два оборота со спиральными завитками на концах. У ребенка на запястьях были надеты небольшие бронзовые браслеты, перед грудью лежала крупная костяная пронизь цилиндрической формы. В ящике имелись 2 горшка баночной формы.
           Погребение 6 - кенотаф в каменном ящике 1,35 х 0,95 х 0,8 м из вертикально поставленных плит, длинной осью с ЮЗЗ на СВВ. На дне обнаружены остатки деревянного "подноса" размером 78 х 23 см с бортиком по краям. На подносе лежали кости животного в которые был воткнут бронзовый нож -кинжал раннего типа. На подносе лежали две костяные плоские пуговицы, в углу ящика находился острореберный орнаментированный горшок.
           В одном из других каменных ящиков имелся кубковидный сосуд с "письменами".
           С.И. Татаринов неоднократно высказывал предположение, что погребения в каменных ящиках-гробницах принадлежат представителям кланов горняков-металлургов-кузнецов. Это нашло подтверждение при раскопках кургана у с. Пилипчатино в 1998 году, где были открыты каменные ящики и погребения под каменными набросками, выполненные из плит медистых песчаников (т.е. из добытых в руднике плит необогащенной медной руды). Керамика оказалась поздних срубных обликов.
           Следует отметить, что племена срубной культуры довольно слабо обозначали профессиональную принадлежность умерших, что связано с упрощением, рационализацией погребального обряда.
           Связь племен СК с индо - иранцами просматриваются в довольно большом количестве горшков с "письменами" от рисуночных знаков (Дроновка, 1970 г., Покровское, 1970 - 1998 гг.) до подражания рунам (Артемовска 1972 г.) крито - микенского облика. Остановимся на этом подробнее.
           В истории зарождения письменности у многих народов рисуночное письмо было первоначальным (Египет, Междуречье, Индия), у народов Мезоамерики оно сохранилось до вторжения конкистадоров.
           Имеющиеся в настоящее время в распоряжении археологии источники позволяют говорить о том, что рисуночное письмо было характерно для племен эпохи бронзы Юго-Восточной Европы - сосуды с "загадочными" знаками встречаются в могилах катакомбной, срубной и сабатиновской культур XX - XI вв. до н. э. Среди "письменных знаков" значительное место занимают знаки, связанные с космогоническими представлениями людей эпохи бронзы.
           Сосудик реповидной формы был найден на дюне у р. Северский Донец в C. 31. районе оз. Волоковое Краснолиманского р-на в 1982 г. Внутренняя полость была заполнена пропитанным охрою песком и комками охры у дна. На культовое значение сосудика указывает и орнамент на его поверхности - "цветок" с 4 лепестками и стебленожкой, отверстие сосудика образует круг. Лепестки имеют точки-"зернышки" по краям. Треугольник с ресничками-"зернами" расшифровывается как знак богини рождения у народов эпохи бронзы Средней Азии. В. Драчук указывает, что "число четыре у разных народов было связано с магической символикой", с понятием о четырех порах года, четырех сторонах света, с культом солнца. Круг отверстия сосудика - круг солнца (поэтому внутри краска-охра), вокруг "солнца" 4 "лепестка" - четыре времени года, а лучистый орнамент на стенках - лучи солнца.
           С сочетанием символов солнца и плодородия мы встречаемся на втором сосуде, найденном в каменной гробнице XV - XIII вв. до н. э. (с. Покровское, к. 2) в 1970 г. Среди обычного орнамента треугольниками мы встречаем 3 вписанных креста и 2-й треугольник с "ресничками". В.Н. Даркевич считает, что крестообразный знак является символом земного и небесного огня, очистительным символом воскрешения и бессмертия. Вероятно, зигзаг, образуемый треугольниками, является синонимом божества воды, треугольник с ресничками - богини рождения, а кресты - божества солнца и огня, творящего жизнь.
           С более сложными "письменно космогоническими" верованиями мы сталкиваемся на сосудах из Артемовска (к. 1, п. 1) и Дроновки (р. Северский Донец). Все они, как и вышеописанный горшок из каменной гробницы, относятся к XV - XIII вв. до н. э. и одной группе населения - племенам срубной культурно-исторической общности. Следует отметить, что сосуды с "письменами и загадочными знаками" составляют значительное число среди сосудов этой группы населения Восточной Украины. Попытки расшифровки их предпринимались А.А. Формозовым, С.С. Березанской, Б.А. Рыбаковым и другими исследователями.
           На сосуде с поселения Лиманское озеро (р. Северский Донец, раскопки 1976 г.) улавливается связь с космогоническим мифом народов Египта и древнего Востока о первородном начале в виде змея (мы уже указывали на зигзаг, как символ богини воды), дракона космического хаоса. У индусов Змей Бездны однажды украл Землю, которую освободил бог Вишну. У египтян "космический дракон" в образе змея Апописа - силы мрака, бог вод, приносит наводнения. Возможно, "зигзаг - змей", летящий в сторону символа солнца - креста, является отражением на данном сосуде каких-то знаний людей бронзового века о произошедшей более 10 тыс. лет тому на Земле катастрофе (Горбовский А., 1966; Кочарьянц В., 1985). Есть и другое объяснение значкам "змей - солнце". Академик Б.А. Рыбаков в книге "Язычество древних славян" пишет, что у славян известны 2 змеиных праздника, "после 25 марта змеи как бы C. 32. начинали участвовать в сельскохозяйственном цикле человека, помогая ему вымаливать дождь... Ужи - покровители дома, посредники между небом и землей". Как отмечает Б.А. Рыбаков, змей - уж был почитаем у племен трипольской культуры V - III тыс. до н. э. на Украине.
           Еще более сложную смысловую нагрузку несет чаша из кургана в с. Дроновка. Среди "письмен - различимы знаки солнца-человека в позе "оранты", головы животного, возможно, лося (или лошади), и "утки с яйцом". Расположение "головы лося" над фигуркой человека - "шамана" - можно расшифровать как сюжет ритуала поклонения солнцу, полета шамана к небесному лосю - оленю - символу Неба. Б.А. Рыбаков отмечает, что "культ оленей и лосей в неолите, бронзовом веке представлен огромным количеством петроглифов, писаниц, оленных камней Европы, Кавказа и Сибири". Изображение лосей - культ Прародителей животного мира - существовал и у скифов, и у племен Кавказа I тыс. до н. э., доживает в русском народном искусстве до XIX - XX ст. (Рыбаков Б.А., 1981).
           Расположенная в верхнем ярусе "надписи" Дроновского сосуда "уточка с яйцом" также является элементом космогонических представлений людей эпохи бронзы и раннего железа о творении мира. В карело-финском эпосе "Калевала" сказано, как из яиц утки создавался мир - "покатились яйца в воду, в волны вод они упали, и куски разбились в море, и обломками распались": из них возникают земля, небесный свод, солнце и месяц, звезды и тучи (Калевала, 1956, Руна 1).
           Совершенно уникальным среди сосудов срубной культурно-исторической общности является горшок из каменной гробницы у г. Артемовска с "рунической" надписью, состоящей из двух групп (по 5 и 4 знака). Наиболее близкие аналогии этим "рунам" имеются в крито-микенской письменности - знак в виде двойной буквы В, двузубец, одинарный меандр, "лабиринт", "трилистник" (Дьяконов И.М., 1961). Учитывая тесные культурные связи племен срубной общности с крито-микенским миром (дисковидные псалии - Гробницы в Микенах, керамика с валиком - Троя VIIа), обстоятельства гибели этой культуры на о. Крит, вследствие извержения вулкана Сантории около 1450 г. до н. э. можно предположить расселение части жителей в северных припонтийских областях, прямого контакта с ними "срубников" Причерноморья.
           В.Н. Кульбака дал очень интересную расшифровку надписи на санскрите на горшке-кубке из каменного ящика (Артемовск, 1972). Солярные знаки, бык и повозка встречены на горшке в каменном ящике кургана №3 Острая могила (1998).
           Знаки и рисунки символизируют солнце (свастика и косой крест), луну, растения и распаханное поле (треугольник с бороздами и зернами), детородное начало (треугольник с ресничками), животных в виде летящего змея, повозку и быка.
           В последние годы единичные бескурганные погребения СК встречены в

C. 33.

Горшки срубной культуры с "письменами", Артемовск, Лиманское озеро

С. 34.

Горшки срубной культуры с солярными знаками, Покровское, Артемовск

Выскривке (1976 г.) и Клиновом (1984г.), где они скорее всего носили ритуальный характер. Уникально погребение горняка с баночным горшком на С. 35. руднике Картамыш (раскопки А.Д. Пряхина, 2001 г.).
           Грунтовой сильно распаханный могильник открыт в 1987 г. С.А. Федотовым на Лиманском озере-2, где на дюне на глубине от 0,3 до 0,5 м расчищены пять сильно поврежденных погребений СК, ориентированных на восток, с баночными горшками. На поселении "Лиманское озеро-1" между жилищами встречено погребение с трупосожжением, два безинвентарных погребения с сильно скорченными костяками и восточной ориентировкой (одно с двумя скелетами в позе "борцов"), два погребения СК с баночными горшками.

Племена бондарихинской культуры

           Впервые памятники БК были открыты в крае в 70-е годы. При раскопках многослойного поселения "Лиманское озеро-1" найдены три жилища полуземляночного типа на столбовой основе с глиняной обмазкой плетневых стен, три хозяйственные постройки. Рядом располагался железоплавильный горн ямного типа с железными шлаками и частью крицы внутри. Керамика поселения "Лиманское озеро" представлена кувшинообразными и тюльпановидными сосудами с орнаментом "виноградной гроздью", пальцевыми вдавлениями, защипами, проколами, "жемчужинами", зигзагообразными полосами. Было найдено и несколько горшков с лощением, шаровидной и кубковидной форм. Цвет керамики кирпичный и серый, стенки толстые, тесто плотное с примесями мелких камней, шамота. О занятиях БК свидетельствуют находки луновидных серпов из плиточного камня, залощенных до блеска, зернотерки. Интересна находка бронзового височного кольца.
           Какая-то часть поселения "Лиманское озеро" была занята ямами погребений с трупосожжением: ямы диаметром 0,5 - 1,0 м, глубиною до 0,5 м, в заполнении зола и обожженные косточки, фрагменты типично бондарихинской и белозерской посуды.
           Керамика раннего бондарихинского облика была найдена на стоянке у Клиновского рудника, что датирует прекращение разработки медных руд XI - X веками до н.э. Добыча меди из сульфидных (сернистых) руд с высоким содержанием железа создавала условия для стихийной выплавки железа при превышении температуры плавления до 1100 градусов, при длительной плавке. Так, на Усовом озере медные шлаки скорее напоминают железные с корольками меди. В Пилипчатино-I был найден железный слиток - настыль весом до 950 гр. Спектральный анализ показал кроме меди присутствие огромного количества железа и микропримесей никеля, кобальта, мышьяка, серебра и сурьмы (тех же примесей, что и в медных сульфидных рудах). На р. Северский Донец сырьем для выплавки железа могли служить железистые конкреции-лимониты, в обилии С. 36. встречающиеся в меловых отложениях и на перекатах реки Донец, в дюнах.
           Если племена КК, КМК, СК были индо-иранцами, праславянами, то племена бондарихинской культуры, по мнению большинства археологов, относились к финно-уграм, продвинувшимся из лесостепи далеко на юг в X - VIII веках до н. э.
          

           История изучения древностей края
           Эпоха палеолита

           Эпоха мезолита - неолита
           Энеолитические племена края
           Памятники ямной культуры
           Племена катакомбной культуры
           Племена бабинской культуры
           Срубная культурно-историческая общность
           Племена бондарихинской культуры
           Киммерийские древности
           Скифская эпоха
           Завоевание края сарматами
           Великое переселение народов
           Печенеги, торки, половцы
           Под властью Золотой Орды
           Казацкие древности
           Источники и литература
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru