Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Пустовалов С.Ж. Ямная общность и катакомбная общность: последовательная смена во времени или сосуществование // Проблеми археологіЇ Подніпров'я: Міжвузівський збірник наукових праць. - Дніпропетровськ, 2000. - Вип. 3. - С.95 - 105.

           На  основі  стратиграфіЇ поховального обряду  та  матеріального комплексу  курганних пам'яток ранньоЇ бронзи УкраЇни робиться висно-вок про співіснування носіЇв ямноЇ та катакомбноЇ культур.

           Проблема сосуществования  ямного и катакомбного населения возникла в науке около 50 лет назад.  Но еще до середины  50-х годов продолжала безраз-дельно  господствовать  автохтонная   концепция  происхождения   катакомбной культуры  в  результате постепенной трансформации ямы в катакомбу, выдвину-тая  в конце  30-х годов  О.А. Кривцовой-Граковой [24].  Ее рецидивы  время от времени можно найти в литературе [62]. В печати же проблема сосуществования ямного и катакомбного населения была впервые поднята в рецензии С. С. Бере-занской  и О. Г. Шапошниковой  на монографию Т. Б. Поповой [1].  Уже тогда эти исследователи считали,  что сходные черты  в погребальном  обряде и керамике ямной и катакомбной культур являются результатом их сосуществования.
           Развернутую  аргументацию относительно  пришлого характера донецкой катакомбной культуры привел в своих работах Л.С. Клейн [13,14]. Он решитель-но выступал  против постепенного перерастания ямной культуры в катакомбную, а сходство в погребальном обряде,  инвентаре объяснял сосуществованием этих культур на периферии обитания катакомбных племен.
           О.Г. Шапошникова, исследуя материалы нижнеднепровских могильников, пришла к выводу, что ямные племена очень долго обитали в Нижнем Подне-провье, тогда как вокруг уже жили носители катакомбной культуры. Исследова-тельница писала: "Аналіз матеріалів з поселень та могильників приводить до висновку, що на Нижньому Дніпрі склалась своєрідна культура змішаного типу з досить стійкими традиціями ямної культури. Протее в культурі цих племен, які зберігають-


           - Автор выражает глубокую благодарность О.Г. Шапошниковой за любез-ное разрешение пользоваться материалами ее личного архива, И.Н. Шарафутди-новой и А.А. Мельнику - за разрешение использовать материалы их раскопок.

С. 96. зберігаються тут ще протягом тривалого часу, відчутний також вплив катакомбної культури" [74.С.98].
           В.А. Фисенко, характеризуя катакомбные памятники Волго-Донского междуречья, выделил группу ямно-катакомбных захоронений, где погребальное сооружение в виде катакомбы сочеталось с ямной позой умершего и ямным же инвентарем и наоборот. Подводя итоги анализа, он отмечал: "В конце III и нача-ле II тыс. до н.э. на территории Калмыцкой АССР обитали две группы племен с различной материальной и духовной культурой. Эти группы соответствуют двум археологическим культурам - ямной и катакомбной. Их хронологический и тер-риториальный контакт и вызвал к жизни погребения ямно-катакомбного типа" [68. С.65].
           Касаясь проблемы сосуществования ямного и катакомбного населения в Нижнеднепровском регионе, В.Н. Даниленко в начале 70-х писал: "Население, продолжавшее древнеямную традицию этнокультурного развития, даже в пе-риод доминирования катакомбной культуры в ареале Восточноевропейских сте-пей, не покинуло своей основной территории - Днепровский бассейн" [8,с.138]. Интересно, что эти идеи В.Н. Даниленко начал развивать еще в 40-х годах в своем университетском курсе лекций.
           На протяжении второй половины 70-х - 80-е годы в связи с широкими раскопками курганов в зоне новостроек появились работы, основанные на стра-тиграфических колонках курганов. Эти исследования были посвящены хроноло-гической и культурной характеристике катакомбных погребений степной полосы Восточной Европы. В результате данных исследований ряд авторов склонялся к мысли о наличии 2-х этапов в развитии катакомбной общности [3;76;38]. В рабо-тах других археологов предлагалось более дробное деление (3 этапа) [80; 9; 79; 42; 43; 16; 17]. Последняя точка зрения получила отражение в Археологии Украинской ССР (5).
           При трехэтапной периодизации был выделен раннекатакомбный пласт погребений. Он характеризовался наиболее ранней из всех катакомбных групп стратиграфической позицией в курганах. Его отличительные признаки: катаком-ба с четко выраженными углами, умерший, уложенный на боку или на спине скорченно, и ямные традиции в инвентаре. Второй этап характеризовался овальными погребальными сооружениями при скорченном на боку умершем и преимущественно донецким инвентарем. Третий этап соответствовал погребени-ям ингульской культуры, выделенной О.Г. Шапошниковой [75].
           Характеризуя первую обрядово-хронологическую группу, И.Ф. Ковалева писала: "При сопоставлении с ранними катакомбными погребениями 1-ой обрядо-во-хронологической группы обнаруживаем убедительное совпадение ряда приз-наков, свидетельствующих о длительном сохранении местных позднеямных тра-диций в катакомбное время" [46,с.39]. Тогда же З.П. Марина на материалах Орель-Самарского междуречья выделила группу ямно-катакомбных погребений. Часть из них была в катакомбах, а часть - в ямах [28, с.46-50]. Автор подчерки-вала длительность сосуществования позднеямной (III - IV этап по З.П.Мариной) культуры и раннекатакомбной [29, с.46, рис. 1.1-2]. Обращает на себя внимание тот факт, что уже в 1-ой обрядово-хронологической группе катакомбных памят-ников Орельско-Самарского междуречья присутствуют элементы ингульской культуры. Это округлые шахты катакомб и наличие керамики ингульского типа, в том числе из остеокерамической массы [16, рис. 4.36,27, рис. 1.11-12].
           С. 97. Позднее выводы И.Ф. Ковалевой и З.П. Мариной были развиты в работе Е.Л. Фещенко [67], который считает, что носители ингульской погребаль-ной традиции уже на 2-ом этапе развития катакомбных памятников проникают в Надпорожье [67,с.16-17]. При этом он отмечает, что ямная поза (скорченно на спине) доживает в этом регионе до конца катакомбного времени [67, с. 19]. Это указывает на длительное сосуществование ямного населения с ингульским.
           Г.Т. Ковпаненко и В.Н. Фоменко, характеризуя 2-ой этап ямной культуры Побужья, писали о том, что есть "...певні підстави для синхронізації другого ета-пу з пам'ятками донецької катакомбної культури" [21,с.20]. Приводимая ними в доказательство этого керамика, находит аналогии среди ингульских амфор.
           Автор настоящей статьи уже в 1987 г. и позднее [44, 49] отмечал, что ингульские памятники появляются очень рано и длительное время сосуществуют с "раннекатакомбным" и с позднеямным населением [45; 48; 51; 52; 54; 55].
           Длительный период сосуществования ямного и катакомбного населения
выделяли Н.А. Чмыхов и И.Т. Черняков [72]. Из четырех периодов ямной куль-туры два последних, по их мнению, сосуществуют с катакомбной общностью [72, с.77]. Они считали, что ямные памятники доживают до конца катакомбной эпохи и участвуют в формировании срубной [72, с.79]. При этом авторы отмечали, что среди ингульской посуды ими выделялась та, что датируется по системе орна-ментации ранним этапом позднеямного периода [72, с.92].
           Таким образом, при сопоставлении периодизационных схем ямной [28; 77; 21; 33] и катакомбной [3; 5; 16; 17; 4; 72] общностей, разработанных на материалах территории Украины, становится очевидным значительное, в нес-колько сот лет, их сосуществование.
           Казалось бы, вопрос о сосуществовании достаточно ясен. Однако в 90-е годы некоторые археологи стали отстаивать противоположную точку зрения. Во время дискуссии в отделе археологии энеолита-бронзы ИА НАНУ (протокол №5 от 25.11.97 г. заседания Ученого совета Института археологии НАНУ и протокол от 16.12.1997 г. заседания отдела археологии энеолита-бронзы) поднимались вопросы сосуществования обеих культур. В дискуссии приняли участие Д.Я. Те-легин, А.Л. Нечитайло, О.Г. Шапошникова (письменный отзыв), И.Н. Шарафутди-нова, С.И. Круц, С.Ж. Пустовалов, С.Н. Братченко, В.В. Отрощенко, А.В. Николо-ва, Л.А. Черных и др. Против сосуществования ямного и катакомбного (особенно ингульского) населения выступили С.Н. Братченко, В.В. Отрощенко, А.В. Нико-лова, Л.А. Черных, а также скифолог Е.П. Бунятян. Основой их построений явля-ются стратиграфические колонки курганов и случаи прямой стратиграфии. Сход-ство в погребальном обряде, в том числе и этнических черт, в керамике и другом инвентаре ими игнорируется [36]. Основной их вывод сводится к тому, что в стратиграфических колонках между ингульскими и ямными погребениями нахо-дятся так называемые "раннекатакомбные". Поэтому, по их мнению, ни о каком сосуществовании между ямными и ингульскими памятниками речи быть не может. Ими признается только непродолжительный контакт между ямным и "раннеката-комбным" населением [33,с.20]. Но даже работы названных выше археологов дают данные о сосуществовании.
           Анализируя периодизацию ямной культуры А.В. Николовой, можно заме-тить, что в развитии ямной культуры наряду с постепенными изменениями в по-гребальном обряде и инвентаре, четко виден резкий скачок между II и III эта-пами развития. Из 4 подсистем, по которым шел анализ у А.В. Николовой (форма погребального сооружения, поза умершего, ориентация и керамика), с начала С. 98. III этапа кардинально изменяются три подсистемы. Так, в подсистеме ориен-тации вместо ориентировки запад-восток появляется круговая ориентация [7], а не "неустойчивая", как пишет А.В. Николова [33,с. 16]. Объяснить это изменение только внутренними процессами в ямной культуре нельзя. Еще С.Н. Братченко [3] и более конкретно С.Ж. Пустовалов [47] показали, что именно катакомбные захоронения располагаются в курганах по дугам окружности.
           В III этапе появляется и постепенно вытесняет другие позы скорченная на боку поза. На длительное сосуществование скорченных на боку и на спине поз в ямной культуре Придунавья указывает и С.В.Иванова [11]. Поза погребен-ного в ямной общности является одним из важнейших этнических показателей [61]. Ее изменение невозможно без весомых причин внешнего характера, пос-кольку этнос всегда стремится к поддержанию своей стабильности. Поза скор-ченная на боку -характернейший признак восточнокатакомбного населения (I - III археолого-этнический тип) [49].
           Наконец, в керамике с III периода появляется плоскодонная посуда. Сам по себе этот факт может иметь разные причины. Однако некоторые формы этой посуды являются идентичными катакомбным [21, рис.3.1,2; 77, отдел II, группа Б, типы 5-6; 66, с.15; 35, рис.4].
           Таким образом, в классификации А.В. Николовой в процессе развития ям-ной культуры только форма погребального сооружения остается прежней. Все прочие становятся идентичными катакомбным. Так же мало отличий и в инвента-ре ямной и катакомбной общностей. Поэтому даже из этой периодизации видно, что на эпоху сосуществования приходится два этапа из четырех.
           Поскольку сосуществование между "раннекатакомбным" и позднеямным населением не оспаривается в настоящее время никем, обратимся к аргументам, подтверждающим данное явление для ингульского и позднеямного населения. Как было показано, такие данные имеются для Орельско-Самарского между-речья [16, 17, 27, 29]. Есть они и для других регионов.
          Так, в катакомбных погребениях, относимых к ранним, изредка встреча-ются вытянутые на спине скелеты. Это п. 4-6, к.9 у с. Новопилиповка [6], п. 21, к. 105 у с. Стрюковка [70], п. З, к. З у гр. Высокой могилы с. Балки, п.2, к. 25 у с. Ковалевка-VI [20], п. З, к. 5 у с. Красное [26]. Уже поза скелетов позволяет говорить о сосуществовании ингульского и "раннекатакомбного" населения.
           В свою очередь среди ингульских погребений присутствуют могилы, где погребенный лежит в ямной позе (на спине скорченно). Для Орельско-Самарско-го междуречья такие катакомбы составляют 20 % (91 погребение) [18]. Есть та-кие могилы и на р. Молочной (п.2, к.5 у с. Заможное; п.1, к.17 у с. Аккермень-1) [57; 6], и на левобережье Днепра (п. ЗЗ, к.21 у с. Б. Белозерка; п. 4, к. 2 у с. Вильно-Грушевка; п. 28, к. 7 у с. Златополь [2; 39; 65], и на Николаевщине (п. 8, к. 28 у х. Отрадный) [73], и в Крыму (п. 15, к. 15 у с. Болотное) (23), Кропот-кине к. 1, п.6 [22, рис.48].
           О сосуществовании так называемого "раннекатакомбного" и ингульского населения свидетельствуют и многокамерные катакомбы, где погребенные лежат в разных позах и в разных камерах: в одной - вытянуто на спине, в другой - скорченно на боку. Соответствующим образом различаются и камеры (Миновка, к. гр. ХVII, к. 1, п. 6-6а; Богачевка, к. 10, п. 2, 8; Чкалове, к. З, п. 33-34) [59]. В последнем случае раннее время вытянутого на спине скелета в овальной камере подтверждается и горшком ямного типа. Сходная картина наблюдается и для C. 99. некоторых многокамерных погребений в Присамарье (Богдановка, к. 5, п. 8) [30, с.40-41].
           В позднеямных могилах иногда встречается ингульская керамика. Выше уже упоминались горшок и чаша из Орельско-Самарского междуречья [27, с.46-50]. В Северном Крыму в одном из позднеямных погребений была обнаружена чаша, по форме относящаяся к ингульскому типу [22, рис.84]. В позднеямном погребении 5, к. 78 у с. Высшетарасовка на заплечиках был обнаружен фраг-мент чаши с типичной ингульской ручкой с вертикальными отверстиями [70]. В погребении 7, к. З у с. Лиманы на Николаевщине (ямное) был обнаружен сосуд ингульского типа (амфоровидный) с прочерченным орнаментом [10]. Среди ма-териалов ямных погребений на р. Молочной встречен сосуд катакомбного типа, украшенный орнаментом в виде свернутой улиткой веревочкой (п. 10, к. 15 у с. Виноградное) [40], характерным для позднекатакомбных памятников бахмутско-го типа. Среди материалов из раскопок А.А. Мельника имеется ряд погребений позднеямного времени с горшками катакомбного типа (Кривой Рог, группа Шев-ченко, к. 4, п. 29, Лукьяновка, п. 19 [31,32].
           Образцы ямной, буджакской и катакомбной керамики были обнаружены в п.10, к.13 у с. Владимировка на Днепропетровщине [70]. Здесь погребальное сооружение имело типичные признаки ингульской культуры: округлую шахту и овальную камеру. Трое погребенных лежали скорченно на боку. Один сосуд был типично нижнеднепровский, один - позднеямный, один - мелкая чаша и три - имели большое сходство с буджакской керамикой.
           Таким образом, в керамике имеются яркие свидетельства сосуществова-ния ямного и ингульского населения в различных районах Украины.
           Не столь бесспорно однозначны и данные стратиграфии. Относительная хронология к. З у с. Виноградное (Молочанское святилище) [58] показывает, что под одной насыпью центрального кургана были устроены как позднеямные, так и "раннекатакомбные" погребения (насыпь 8). В свою очередь эта насыпь пере-крыла насыпь кургана "Д", возведенную над ингульским погребением 18. Одна-ко уже насыпь над ямным погребением 22 центрального кургана перекрывает или синхронна катакомбной досыпке кургана "Д". О том же явлении говорит и тот факт, что насыпь кургана "А", в которую было впущено ингульское погребение 30, начала разрушаться насыпью 7, сооруженной над ямным погребением 25 [58].
           Таким образом, для Крыма, Нижнего Поднепровья, Приазовья, Орельско-Самарского междуречья, Ингульца и Южного Буга имеются яркие данные о со-существовании на определенном отрезке времени позднеямного, "раннеката-комбного" и ингульского населения.
           Рассмотрим теперь временные границы их сосуществования. Нижняя граница так называемых "раннекатакомбных" захоронений не вызывает сомне-ний и видна из предшествующего изложения (середина времени существования ямной культуры). Дискуссионной является их верхняя граница. Обратимся к ана-лизу фактов. Так А.А. Мельником в г. Кривой Рог в урочище Рыбасово было рас-копано п. 10, к. 4 [32]. Оно имело трапециевидную шахту, ступеньки, длинный дромос и овальную камеру. Умерший лежал на боку скорченно. Среди инвента-ря был обнаружен бронзовый кинжал с треугольным расширенным окончанием лезвия. Такие кинжалы являются характерными для среднедонской культуры [60] и датируются А.Т. Синюком XVI-XV ст. до н. э. [63,с.168]. Возможно, что и п. 3, к. 3 у г. Орджоникидзе также является не бахмутским, как считают А.В. Ни-колова и Е.П. Бунятян [34,с.134-135], а продолжает местную традицию ямно-ка-такомбных захоронений. Приведенные данные позволяют утверждать, что "ран-некатакомбные памятники" доживают до C. 100. финала катакомбной общности по крайней мере в Поднепровье.
           Обратимся теперь к определению нижней границы ингульской культуры, расцвет которой приходится на позднекатакомбное время.
           Среди керамических материалов ингульской культуры обращает на себя внимание амфора из ингульского п.6 к.2 у с. Соколовка [78]. Аналогии ей нахо-дятся в керамике рубежа III - IV четверти III тыс. до н. э. [78; 82, с.33]. Н.А. Чмыхов, исследуя орнаменты ингульской керамики, отмечал, что среди нее име-ются образцы, датируемые по его системе не позднее начала последней четвер-ти III тыс. до н. э. [72, с.79].
           Наконец, ряд боевых парадных топоров ингульской культуры, украшен-ных рельефным орнаментом, находит себе аналогии в Анатолии в Трое II и мо-гильнике Дорак (середина III тыс. до н. э.) [15].
           Рассмотрим верхние границы ингульского и восточнокатакомбного обря-да. Весьма показательна в этом отношении керамика из п.6, к.7 гр. Рядовые мо-гилы ур. Родионовка [31, Рис.13б] и п.5, к. 110 у с. Владимировка [70]. Первая из названных могил была ингульской, а вторая - восточного обряда. Обе ката-комбы содержали горшки, пропорции и детали формы которых уже близки сруб-ным формам. Поэтому вывод В.В. Отрощенко об отсутствии контактов между срубным и катакомбным населением не является универсальным для степной полосы [38. с.76-78].
           Итак, нижняя граница появления ингульских памятников опускается да-же по традиционной хронологии до среднего этапа ямной культуры, а позднеям-ные и "раннекатакомбные" памятники доживают до финала катакомбной общнос-ти. Такой вывод предполагает чересполосное обитание всех трех этнических групп населения. О чересполосном существовании указанных групп населения свидетельствует тот факт, что буджакская керамика встречается не только в ям-ных и катакомбных погребениях Правобережной Украины, но и в Приазовье. Так в ямном п. 14, к. 24 у с. Виноградное среди пяти сосудов была найдена чаша на поддоне буджакского типа. В свете изложенного интересен тот факт, что у 3 % курганов в Нижнем Поднепровье стратиграфические колонки оканчиваются ямными могилами.
           Не признавая факта сосуществования всех трех групп населения, невоз-можно объяснить преобладание в ямных погребениях наконечников дротиков - копий по сравнению с другими категориями оружия, которые почти не встречаю-тся в ямных погребениях. Многочисленные одиночные наконечники стрел - это в большинстве случаев следы ранений. Незначительное количество топоров отме-чают только социальные центры ямного населения (Буджак) [56]. Только при-влекая материалы всех трех групп населения, можно получить полноценное, со всеми родами войско, причем в пропорциях, соответствующих войскам, имевшим место на Ближнем Востоке.
           Обряд моделировки, встреченный в отдельных погребениях ямной об-щности, также свидетельствует о сосуществовании этих групп населения [57].
           О сосуществовании свидетельствует и территориальное расположение социальных центров ямного и катакомбного населения, маркируемых по концен-трации транспортных средств (ТС). Так, если наложить на карту собранную Е.В. Избицер выборку ТС ямного и катакомбного времени [12], то окажется, что райо-ны с концентрацией ямных и катакомбных ТС не совпадают в пространстве. Это не было замечено Е.В. Избицер. Так в Прикубанье из 120 погребений с повозка-ми лишь 2 находились в катакомбах, а в Ставрополье и Прикаспии преобладали C. 101. катакомбные ТС (27 из 28). На Нижнем Дону и Донце также преобладают катакомбные ТС (10 из 12), а вот в Придунавье обнаружены исключительно ям-ные ТС (17). Меньше заметно преобладание ТС катакомбной общности в Подне-провье и Приазовье, но и здесь их в 2-3 раза больше, чем ямных. Если в Прику-банье и в Придунавье ямные социальные центры существовали значительное время, то в Поднепровье их сменяют катакомбные (например Молочанский) [48; 56]. Причины прекращения развития ямных центров в Северном Причерноморье, по мнению С.Ж. Пустовалова, кроются в существовании в ямно-катакомбном об-ществе сословно-кастовой системы [45; 48; 50; 51; 52; 53; 54; 57].
           В заключение необходимо рассмотреть еще один вопрос. Следует ли в свете изложенного выше пересмотреть основы хронологической схемы В.А. Го-родцова? Может быть, проще пренебречь как несущественными этими немного-численными погребениями на фоне более 5000 исследованных на территории Украины катакомб? Думается, что это было бы неверно. Уже при выборке в 1000 единиц наблюдения 2-3 случая будут достоверными и будут требовать объясне-ния. Погребений же, речь о которых шла в статье, значительно больше (120, т. е. 2,4 %). Поэтому замалчивать их больше нельзя! Поэтому и схема последова-тельности археологических культур степной полосы Восточной Европы В.А. Го-родцова должна быть скорректирована. Демографические пики развития позднеямного, "раннекатакомбного" и ингульского населения сохраняют хроно-логическую последовательность, но население всех трех этнических групп при-сутствует в разных пропорциях во всех трех временных интервалах указанной эпохи.
           Чем же тогда объяснить строгую последовательность захоронений этих трех групп населения в курганах? В отличие от поселения, свалки и т. д. курган - не случайно образовавшееся напластование погребений. Его возведению спо-собствует целенаправленное преднамеренное действие. Поэтому следует искать причину диссонанса между данными инвентаря и погребального обряда со стра-тиграфией. Автор объясняет его наличием в этом обществе кастовой системы, предусматривавшей возможность повышения социального статуса людей путем военных подвигов или замужества не более чем на одну ступеньку в обществен-ной иерархии в продолжение жизни. Человек, принадлежавший по рождению к ямному этносу, мог быть после смерти похоронен либо по ямному обряду, либо, если он сумел повысить свой социальный статус, по восточнокатакомбному обря-ду. Человек, принадлежавший к восточнокатакомбному этносу, в свою очередь, мог быть после смерти погребен либо по восточнокатакомбному же обряду, либо, при повышении статуса, по ингульскому обряду. Именно это правило и дает известную последовательность погребений в курганах. При снижении статуса член общества, принадлежавший по рождению к ингульскому этносу, должен был быть захоронен по восточнокатакомбному обряду, а принадлежавший к вос-точнокатакомбному - по ямному. Но снижение статуса во всех кастовых общест-вах сурово каралось. Поэтому исключения из правил были очень редки. Поэтому и не наблюдается обратная стратиграфия.
           Дендрохронология и радиоуглеродный анализ могут внести весомый вклад в решение проблемы сосуществования ямного и катакомбного, в том числе ингульского населения. Первые результаты, подтверждающие точку зрения ав-тора настоящей статьи, уже получены и ждут своей публикации. Но для решения этой проблемы мало определений из десятка курганов одного могильника. Не-обходимы серии определений из разных могильников разных регионов Украины. Можно предполагать, что наиболее поздние даты для ямных памятников будут получены для территорий, прилегающих к долинам крупных рек и лесостепных районов. C. 102. Наиболее ранние даты для ингульских памятников будут полу-чены для бассейна Южного Буга, Ингула и Ингульца, а также для открытой сте-пи, а более поздние -для северных и восточных районов и, вероятно, для Буд-жака.

Бібліографічні посилання

1. Березанская С.С., Шапошникова О.Г.: Т.Б. Попова. Племена катакомбной культуры. (Рец.)//СА.-1957.-№2.
2. Бидзиля В.И. и др. Отчет о раскопках курганов у сс. Златополь, Балки, Шмальки, г. Днепрорудный Запорожской области в 1974 г. // НА ИА НАНУ. - Ф.е. 1974/10.
3. Братченко С.Н. Нижнее Подонье в эпоху средней бронзы. - К.,1976.
4. Братченко С.Н. Катакомбные культуры Северного Донца и Северо-Восточного Приазовья // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе. - Донецк, 1989.
5. Братченко С.Н., Шапошникова О.Г. Катакомбная культурно-историческая общность // Археология Украинской ССР. - К.,1985. - Т.1.
6. Вязьмітіна МЛ., Іллінська В.А. Кургани біля с. Новопилипівка і радгоспу Аккермень // АП.-1960.-№8
7. Генинг В.В. Погребальный обряд населения степного Поднепровья в эпоху энеолита-бронзы: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1986.
8. Даниленко В.Н. Энеолит Украины. К., 1974.
9. Евдокимов Г.Л. О раннем этапе катакомбной культуры в Северном Причерноморье // Тезисы докладов конференции "Проблемы эпохи бронзы юга Восточной Европы". - Донецк, 1979.
10. Елагина Н.Г., Петренко В.Г. Отчет Ингулецкой скифской степной экспедиции ИА АН СССР и МГУ за 1969 г. // НА ИА РАН. - Ф.е. 1969/27.
11. Иванова С.В. О хронологии и периодизации памятников ямной культуры Северо-Западного Причерноморья // Краткие сообщения Одесского археологического общества. - О., 1999.
12. Избицер Е.В. Погребения с повозками степной полосы Восточной Европы и Северного Кавказа III - II тыс. до н. э.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - С.Пб., 1993.
13. Клейн Л.С. Краткое обоснование миграционной гипотезы о происхождении катакомбной культуры // Вестник ЛГУ. - Л-, 1962. - №2.
14. Клейн Л.С. Происхождение донецкой катакомбной культуры: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Л-, 1968.
15. Клочко В.И., Пустовалов С.Ж. До реконструкціЇ озброєння та військовоЇ справи катакомбного суспільства Північного Причорномор'я // Праці центру пам'яткознавства. -К.,1992.-Вип.1.
16. Ковалева И.Ф. Катакомбные погребения Орельско-Самарского междуречья // Древности степного Поднепровья III - I тыс. до н. э. - Д., 1982.
17. Ковалева И.Ф. Погребальный обряд и идеология ранних скотоводов. - Д., 1983.
18. Ковалева И.Ф. История населения пограничья Лесостепи и Степи левобережного Поднепровья в позднем энеолите - бронзовом веке: Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. - К., 1987.
19. Ковалева И.Ф. Социальная и духовная культура племен бронзового века (По материалам левобережной Украины). - Д., 1989.
20. Ковпаненко Г.Т. и др. Отчет о работе Южно-Бугской экспедиции в 1974 г. // НА ИА НАНУ.- Ф.е. 1974/11.
21. Ковпаненко Г.Т., Фоменко В.Н. Поховання доби енеоліту - ранньоЇ бронзи на правобережжі Південного Бугу // Археологія. - К., 1986. - №55.
22. Колтухов С.Г., Тощев Г.Н. Курганные древности Крыма. - 3., 1998. - Вып.2.
23. Корпусова В.Н. и др. Отчет о раскопках Северо-Крымской экспедиции в 1978 г. // НА ИА НАНУ. Ф.Е. 1978/12.
С. 103. 24. Кривцова-Гракова О.А. Генетическая связь ямной и катакомбной культур // Тр. ГИМ. - М. 1938. -Вып.8.
25. Крылова Л.П. Отчет о раскопках в 1969-1970 гг. // НА ИА НАНУ. - Ф.е. 1969-70/106.
26. Крылова Л.П., Кубышев А.И., Яковенко Э.В. Курганы у с. Красное // Памятники эпохи бронзы юга Европейской части СССР. - К., 1967.
27. Марина З.П. О погребениях так называемого ямно-катакомбного типа // Древности Степного Поднепровья (III -1 тыс. до н. э.). - Д., 1982.
28. Марина З.П. Энеолит-ранний бронзовый век Степного Левобережья Днепра: Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1982.
29. Марина З.П. Позднеямные погребения Левобережья Днепра и их соотношение с памятниками катакомбной культуры // Проблемы изучения катакомбной КИО. - З., 1990.
30. Марина З.П., Ромашко В.А., Северин А.Б. Курганы эпохи бронзы у с. Богдановка в Присамарье // Проблемы археологии Поднепровья. - Д., 1995.
31. Мельник А.А. Отчет Криворожского историко-краеведческого музея о раскопках и разведках по теме "Археологическая карта памятников среднего течения Ингульца" // НА ИА НАНУ. - Ф. е. 1984/94.
32. Мельник А.А. Отчет о раскопках Криворожского историко-краеведческого музея в 1986 г. // НА ИА НАНУ. - Ф.е. 1986/53.
33. Николова А.В. Хронологическая классификация памятников ямной культуры степной зоны Украины: Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. - К., 1992.
34. Николова А.В., Бунятян Е.П. Погребение "мастера" с Никополыцины // Катакомбные культуры Северного Причерноморья. - К., 1991.
35. Николова А.В., Мамчич Т.І. До класифікаціЇ посуду ямноЇ культури // Археологія. -1997.- №3.
36. Николова А.В., Черних Л.А. До однієЇ з концепцій соціального розвитку носіЇв катакомбноЇ культури // Археологія. - 1997. - №1.
37. Отрощенко В.В. Катакомбные и срубные курганы в окрестностях с. Балки // Курганные могильники Рясные могилы и Носаки. - К., 1977.
38. Отрощенко В.В. Катакомбная общность - срубная общность: возможность контакта // Проблемы изучения катакомбной КИО. - З., 1990.
39. Отрощенко В.В. и др. Отчет о раскопках Запорожской экспедиции в 1978 г. // НА ИА НАНУ.-Ф.е. 1978/3.
40. Отрощенко В.В. и др. Отчет Запорожской экспедиции за 1983 г. // НА ИА НАНУ.- Ф.е. 1983/1.
41. Отрощенко В.В. и др. Отчет Запорожской экспедиции за 1984 г. // НА ИА НАНУ.- Ф.е. 1984/10.
42. Пустовалов С.Ж. К методике хронологических исследований по данным катакомбной культуры // Тезисы докладов конференции "Археологические исследования на Украине в 1978-1979 гг.".- Д., 1980.
43. Пустовалов С.Ж. К методике периодизации катакомбной культуры по данным погребального обряда // Новые методы археологических исследований. - К., 1982.
44. Пустовалов С.Ж. Этнотипология катакомбной культуры Северного Причерноморья: Автореф. дисс.... канд. ист. наук. - К., 1987.
45. Пустовалов С.Ж. О формах политогенеза в катакомбном обществе Северного Причерноморья // Тезисы докладов конференции "Проблемы изучения ККИО". - 3., 1990.
46. Пустовалов С.Ж. Багатокамерні катакомби та питания соціальноЇ структури катакомбного населения Північного Причорномор'я // Археологія. - 1990. - №1.
47. Пустовалов С.Ж. Особенности ориентировок катакомбных погребений Северного Причерноморья //Древности Степного Причерноморья и Крыма. - З. 1991. - Вып.2.
48. Пустовалов С.Ж. До реконструкціЇ соціального організму за матеріалами катакомбних пам'яток Північного Причорномор'я // Поховальний обряд давнього населения УкраЇни.- К., 1991.
49. Пустовалов С.Ж. Этническая структура катакомбного населения Северного Причерноморья. - К., 1992.
С. 104. 50. Пустовалов С.Ж. Возрастная, половая и социальная характеристика катакомбного населения Северного Причерноморья. - К., 1992.
51. Пустовалов С.Ж. О возможности реконструкции сословно-кастовой системы по археологическим материалам // Древности Степного Причерноморья и Крыма. 3., 1995. - Вып.5.
52. Пустовалов С.Ж. Соціальна система катакомбного суспільства Північного Причорномор'я // Тези доповідей конференціЇ НаУКМА "УкраЇна: людина, суспільство, природа". - К., 1996.
53. Пустовалов С.Ж. До розв'язання проблеми появи у Півічному Причорномор'Ї катакомбноЇ спільності // Культурологічні студіЇ. - К., 1996. - Вип.1.
54. Пустовалов С.Ж. До питания про формування кастовоЇ системи // Тези доповідей конференціЇ НаУКМА УкраЇна: людина, суспільство, природа". - К., 1997.
55. Пустовалов С.Ж. К вопросу о ямно-катакомбной эпохе // Тезисы докладов конференции "Проблемы археологии Юго-Восточной Европы". - Ростов-на-Дону, 1998.
56. Пустовалов С.Ж. Некоторые проблемы изучения колесного транспорта эпохи бронзы // Проблемы изучения ККИО и КИОМК. - 3., 1998.
57. Пустовалов С.Ж. Моделирование лица по черепу у населения ингульской катакомбной культуры // Stratum plus. - Кишинев, Одесса, Санкт Петербург, 1999. - №2.
58. Пустовалов С.Ж. Молочанське святилище // Проблеми археологіЇ Подніпров'я. - Д., 1999.
59. Пустовалов С.Ж. Розкопки кургану "Бобушка" (к. 3 Чкалівська група) // Культурологічні студіЇ. - К., 1999. - Вип.2.
60. Пряхин А.Д. , Матвеев Ю.П., Беседин В.И. Среднедонская катакомбная культура: происхождение, этапы развития. - Воронеж, 1991.
61. Рычков Н.А. Этническая характеристика ямной культуры Северного Причерноморья: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - К., 1990.
62. Рассамакин Ю.Я. О погребениях предкатакомбного времени в Северо-западном Приазовье // Катакомбные культуры Северного Причерноморья. - К., 1991.
63. Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. - Воронеж, 1996.
64. Смирнов А.М. Катакомбные культуры в бассейне Северного Донца: автореферат дисс. ... канд. ист. наук. - Л-, 1987.
65. Телегин Д.Я., Братченко С.Н., Смирнов С.В. Вильно-Грушевская курганная группа и курган на территории Запорожской опытной станции // Вильнянские курганы в Днепровском Надпорожье. - К., 1997.
66. Тесленко Д.Л. Ямна культура Дніпровського Надпоріжжя.: Автореф. дис. ... канд. іст. наук.- К., 1999.
67. Фещенко Е.Л. Поховальний обряд населения катакомбноЇ культури Північностепового Подніпров'я: Автореф. дис. ... канд. іст. наук.- Д., 1993.
68. Фисенко В.А. Погребения ямно-катакомбного типа Калмыкии и их место среди памятников бронзовой эпохи Северо-западного Прикаспия // С А. - 1970. - №1.
69. Фурманська АЛ. Кургани біля с. Долини // АП. - К., 1960. - Вип. 8.
70. Чередниченко Н.Н. и др. Отчет о раскопках Высшетарасовской экспедиции. // НА ИА НАНУ.- Ф. е. 1975/11.
71. Чмихов М.О. Про космічну символіку катакомбноЇ поховальноЇ кераміки // Поховальний обряд давнього населения УкраЇни. - К., 1991.
72. Чмихов М.О., Черняков І.Т. Хронологія археологічних пам'яток епохи міді - бронзи на територіЇ УкраЇни. - К., 1988.
73. Шапошникова О.Г. и др. Отчет о работе Ингульской экспедиции за 1971 г. // НА ИА НАНУ.- Ф.е. 1971/28.
74. Шапошникова О.Г. Про пам'ятки часу катакомбноЇ культури в Степовому Придніпров'Ї // Археологія. - К., 1968. - Т.21.
75. Шапошникова О.Г. Ингульская культура // Тезисы докладов конференции "Археологические исследования на Украине". - Ужгород, 1978.
С. 105. 76. Шапошникова О.Г., Бочкарев В.С., Шарафутдинова И.Н. О памятниках эпохи меди-бронзы в бассейне р. Ингула // Древности Поингулья. - К., 1977.
77. Шапошникова О.Г., Фоменко В.Н., Довженко Н.Д. Ямная культурно-историческая область (южнобугский вариант). - К., 1986.
78. Шарафутдинова І.М. Розкопки курганів поблизу с. Соколовки на Інгулі // АДУ у 1969 р. - К., 1972.-Вип.IV.
79. Шаталин Ю.А. К вопросу о классификации погребений катакомбной культуры Нижнего Поднепровья // Тезисы докладов конференции "Проблемы эпохи бронзы юга Восточной Европы". - Донецк, 1979.
80. Щепинский А.А., Черепанова Е.Н. Северное Присивашье в V - I тыс. до н. э. - С., 1969.
81. Pustovalov S.Z. Economy and Social organization of Northern Pontic Steppe-Forest-Steppe Pastoral Population 2750 - 2000 BC // Baltic-Pontic Study. Vol. 2.
82. Zervos C. Le art de Ciclades. - P., 1957.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru