Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Братченко С.Н. Катакомбные культуры Северского Донца и Северо-Восточного Приазовья // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе: Тезисы докладов научно-практического семинара. - Донецк, 1989. - С.27 - 29.
           Развитой бронзовый век - эпоха средней бронзы - представлена в регионе катакомбными памятниками, преимущественно курганными погребениями и редкими поселениями. Их изучение имеет почти столетнюю историю, а результаты исследований начала ХХ в. стали достоянием как отечественной, так и мировой науки. Благодаря раскопкам донецких курганов в начале столетия был заложен фундамент науки о бронзовом веке: В.А. Городцовым создана периодизация, ставшая эталоном при изучении древностей юга Восточной Европы и сохранившая в общих чертах свое значение до наших дней.
           Первые раскопки курганов в регионе (1889 - 1929 гг.) связаны с именами Н.Е. Бранденбурга, В.А. Городцова, Е.П. Трефильева, Е. Мельник, А.М. Покровского, С.А. Локтюшева, О.О. Потапова, И.Н. Луцкевича, Н.Е. Макаренко, П.М. Пиневича и др. В 30 - 40 гг. археологические исследования почти полностью прекращаются, что связано с общим тяжелым положением в стране и особенно в республике, приведшим к гибели как исследователей, так и большинства созданных и в массе неопубликованных коллекций. Раскопки и изучение памятников возобновляются лишь в благополучной ситуации с середины 50-х гг. (Б. А. Шрамко, 1956 г.) и приобретают масштабный характер в 70 - 80-е гг. в связи с работами на новостройках. Это прежде всего экспедиции ИА АН УССР (1971 - 1981 гг., С.Н. Братченко, И.А. Писларий, Н.Н. Чередниченко), подготовившие целую плеяду кадров и работающих самостоятельно (А.А. Кротова, А.М. Смирнов, О.Р. Дубовская, В.Ф. Клименко, В.Г. Самойленко, С.Н. Санжаров, А.В. Привалов, В.К. Кульбака и др.). Большие работы проводят университеты: Донецкий (А.А. Моруженко, Т.А. Шаповалов, Н.П. Зарайская и др.), Киевский (Н.Н. Бондарь, Л.Г. Самойленко и др. с 1982 г.), музеи и др. организации (О.Я. Привалова, А.Ф. Горелик, М.Л. Швецов). В итоге по бассейну Северского Донца в пределах трех областей УССР (преимущественно Ворошиловградской) исследовано около 1200 катакомбных погребений в более чем 400 курганах и около 10 поселений (разведки, ограниченные раскопки). В Северо-Восточном (донецком) Приазовье открыто около 200 интересующих нас захоронений. Безусловно, получены грандиозные, фундаментальные источники по изучению края, как и всего восточного украинского региона в эпоху средней бронзы. Полученные материалы еще обстоятельно не изучены на современном уровне и в массе не опубликованы. Однако, некоторые результаты С. 28. исследований позволяют в общих чертах осветить проблему культурной дифференциации памятников, их периодизацию и хронологию, наметить контуры культурогенеза и направление связей и подойти к реконструкции социального строя и экономики катакомбных обществ.
           Памятники рассматриваемой территории характеризуются неоднородностью и выделяются в три массива, относящихся к трем катакомбным культурам, ареалы которых простираются до Нижнего и Среднего Дона и Поднепровья. С другой стороны, они занимают центральное положение в катакомбной общности или блоке культур Северного Причерноморья, и это обстоятельство придает им особую роль в освещении процессов культурогенеза, хронологии, контактов и культурной дифференциации.
Наиболее многочисленные памятники донецкой катакомбной культуры сосредоточены в бассейне Северского Донца и Нижнего Дона, вплоть до прилегающей части Северо-Восточного Приазовья (Миусский полуостров). Однако, отдельные погребения встречаются и западнее - в Северном Приазовье - регионе, входящем в ареал днепро-азовской катакомбной культуры. Северные районы левобережья Северского Донца относятся к ареалу среднедонской катакомбной культуры, однако памятники этой культуры, представленные как погребениями, так и поселениями, перемежевываются здесь с донецкими. В позднекатакомбное время они появляются и на правобережье.
           К настоящему времени наиболее полно изучен ранний период катакомбных культур, проливающий свет на сложную проблему их сложения, всегда находившуюся в центре повышенного интереса поколений исследователей. Памятники этого периода наиболее компактно сосредоточены вдоль Азовского моря (в полосе шириной 100 - 150 км) от Тамани до Нижнего Днепра, где они составляют около 33 - 37% от всех катакомбных погребений. Далее к востоку, северу и западу они постепенно убывают и, в частности, отсутствуют в верховьях Северского Донца и Среднего Дона. В Северскодонецком регионе, относящемся ко второму кругу их распространения, они сосредоточены лишь на правобережье, в его Луганской части (бассейн Луганки и южнее) и весьма редки как на левобережье, так и в северных районах Донецкой области. Это обстоятельство позволяет выделить первичный очаг катакомбного культурогенеза, в который входили лишь части трех культур: днепро-азовской (включая североприазовскую группу), донецкой (своим нижнедонским вариантом) и предкавказской (своей кубано-приазовской группой). Детальное сопоставление раннекатакомбных памятников разных регионов, с одной стороны, и с предшествующими позднеямными вариантами (отчасти культурами), как и с предкавказскими докатакомбными группами позволяет сделать С. 29. вывод о сложении катакомбных культур на местной основе, в их взаимодействии (как блок культур) и контактах населения, что подтверждают и антропологические исследования (С.И. Круц, Е.А. Шепель). В отношении Северскодонецкого региона предполагается и ограниченная миграция населения из низовий Дона, о чем свидетельствует появление новой керамики и благоприятная демографическая ситуация (самая низкая плотность ямного населения). Итак, сложение катакомбных культур и их последующее развитие, несомненно, следующая ступень в культурогенезе эпохи энеолита - бронзы, проявившаяся в начале наиболее резко лишь в части сферы идеологии - погребальном сооружении. Вместе с тем, несмотря на своеобразие северопричерноморских катакомб, возникновение и распространение катакомбного обряда в ранний период на Юге Украины, в Предкавказье и в Восточном Средиземноморье, Италии и Малопольше представляет как будто явление синхронного порядка, и в нем, возможно, отражены какие-то связи древнего населения.
           Ранний этап донецкой и днепро-азовской катакомбных культур представляется возможным датировать по типологическим сопоставлениям около 2200/2100 - 2000 гг. до н. э. Средний, основной период этих культур и среднедонской культуры северскодонецкого левобережья, датируется около 2000 - 1800 гг. до н. э. Этот период характеризуется резким увеличением количества памятников и оставившего их населения и расширением катакомбного ареала, включая и северскодонецкую и среднедонскую лесостепь. Редкие в раннекатакомбный период собственно катакомбные элементы получают дальнейшее развитие и формируются новые, определяющие специфику культур и их локальных групп. Донецкая и среднедонская катакомбные культуры сохраняют сильные связи с Нижним Подоньем и Предкавказьем, что сказывается в близости обряда, металлического инвентаря и отчасти керамики. Однако, соседние памятники Северо-Восточного Приазовья ориентированы в культурном отношении на запад, на бассейн Днепра. И здесь и там общие типы катакомб с округлой шахтой и преимущественно вытянутым обрядом погребения, керамики, редких металлических и каменных изделий.
           Позднекатакомбный период характеризуется заметной культурной эклектикой как на Северском Донце, так и в Северо-Восточном Приазовье. Новые приемы орнаментации керамики (валиковая, в том числе и многоваликовая, и прочерченная, наряду со шнуровой) и изменение в типах инвентаря указывают на начало перемен, приведших к смене культур. Датировка периода по кавказским и среднеевропейским (карпато-дунайским) параллелям определяется временем около 1800 - 1700 гг. до н. э.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru