В оценке древностей эпохи средней и поздней бронзы восточноевропейской
лесостепи и смежных территорий лесной и степной зон ведущие
позиции все более занимает разработка проблематики, связанной
с осмыслением процессов взаимодействия населения абашевской
культурно-исторической общности и населения хронологически
следующей за ней срубной культурно-исторической общности.
Среди культур
абашевской культурно-исторической общности приоритетное
положение в решении этой проблемы занимает доно-волжская
абашевская культура. Разносторонний анализ материалов
именно этой культуры и их сопоставление с более поздними,
относящимися к срубной культуре. позволяет говорить о
наличии преемственности у населения этих культур в различных
сферах их деятельности (Пряхин А.Д. 1996. С 4 - 6; Пряхин
А.Д., Саврасов А.С . 1997. С. 56 - 67; и др.).
Показательно,
что именно к эпохе средней бронзы относится и зарождение
такого феномена как сосуды со знаками, в наиболее полном
виде оформившегося уже в рамках срубной общности При этом,
анализ керамических серий с памятников абашевской общности
на предмет выявления сосудов со знаками позволяет говорить
об их наличии в сериях с памятников доно-волжской абашевской
культуры. Сведениями о сосудах со знаками с памятников
других абашевских культур (средневолжской и уральской)
к настоящему времени мы не располагаем.
Что же касается
сосудов со знаками доно-волжской абашевской культуры,
то, пожалуй, впервые на их наличие обратил внимание А.Д.
Пряхин при С. 39.
публикации материалов Шиловского поселения (Пряхин А.Д.,
1976, С. 11 - 46). Позднее им же была опубликована подборка,
включающая 7 абашевских сосудов со знаками (Пряхин А.Д.,
1995, С. 68 - 69).
К настоящему
времени нами учтено 19 такого рода сосудов. Из них 14
происходят из коллекций с 8 погребальных памятников (Подклетненский
могильник К.1, П.1; К.22, П.2; К.41, П.8; К.21 и К.28
насыпи; могильник Селезни-2 К.1, П.2, 3; могильник Золотая
Гора К.4, П.1; Филатовский могильник К.1, П.З; Власовский
могильник К.1, П.4; Пичаевский курган, П.10; Ишеевский
могильник К.1, П.4; Новоуренский курган. П.4). Пять сосудов
были обнаружены в керамической серии с Шиловского поселения.
Знаки, фиксируемые
на данных сосудах, могут быть разделены на два типа: наглядно-изобразительные
и символические. Наглядно-изобразительные знаки весьма
редки для абашевской традиции, и пока они представлены
двумя видами знаков: зооморфное изображение, сопоставимое
с изображением быка, и изображение дерева. Но оба эти
вида знаков соответствуют важным категориям индоевропейской
мифологической картины мира.
Символические
знаки, нанесенные на сосуды доно-волжской абашевской культуры,
более разнообразны. Они представлены двумя группами: крестообразные
знаки и геометрические символы. Во второй группе может
быть выделено три вида знаков: углы, треугольники, четырехугольники.
Характеризуя
знаковые композиции, фиксируемые на абашевской керамике,
считаем целесообразным выделение нескольких представленных
на ней сюжетов. Речь идет прежде всего о фиксации значимых
для населения, циклов, связанных с календарными представлениями.
Композиции на некоторых абашевских сосудах уже рассматривались
с этой точки зрения (Никитин В.В., 1992, С. 128 - 130;
Беседин В.И., Сафонов И.Е., 1996, С.31). Привлечение новых
материалов подтверждает высказываемый авторами тезис о
графической фиксации годичного (12-ти и 13-ти месячного)
цикла на ряде абашевских острореберных сосудов. Особенно
показательна в этой связи композиция, фиксируемая на сосуде
с перекрытия погребения 3 кургана 1 могильника Селезни-2.
Представляется
не безосновательным и рассмотрение ряда знаков в качестве
своего рода протописьмен. Речь идет прежде всего о знаках
на сосудах с Шиловского поселения. Среди них наиболее
показательны знаки, сопровождающие изображение "лыжника",
и выполняющие, вероятно, своего рода поясняющую функцию
по отношению к нему.
Таким образом,
на сосудах со знаками доно-волжской абашевской культуры
фиксируются истоки пиктографии, объектом которой являются
конкретные мифологически значимые объекты, а также традиция
изображения значимых циклов в системе времяисчесления.
Однако в эпоху средней бронзы такого рода сосуды - это
явление скорее уникальное, чем типичное, соответствующее
этапу формирования графической знаковой системы.
С.
40. Свое дальнейшее развитие и оформление в сложившуюся
семиотическую структуру данная графическая знаковая система
получает уже в рамках срубной общности.
Из сопоставления
сосудов со знаками доно-волжской абашевской культуры с
более поздними срубными проистекает важное наблюдение,
сводящееся к тому, что налицо наличие между ними преемственности.
Последняя проявляется как в наличии в знаковых системах
аналогичных видов знаков, так и в одинаковых принципах
построения знаковых композиций.
Что касается
преемственности на знаковом уровне, то используемый абашевским
населением набор знаков полностью вошел составной частью
в срубную знаковую систему. Это наблюдение касается как
наглядно-изобразительных знаков, так и символических.
Характерно и
развитие абашевских традиций в композиционной организации
знаков на срубной керамике. Это особенно наглядно проявляется
при сопоставлении циклических композиций на керамике обеих
культур. Как показывают проведенные исследования, главенствующим
видом циклических композиций и в срубное время остается
изображение 12-ти, 13-ти элементного цикла, который может
быть отождествлен с годом в рамках существовавшей в обществе
лунно-солнечной системы времяисчесления (Беседин В.И.,
Сафонов И. Е., 1996, С. 30; Захарова Е.Ю., 1998, С. 20).
Факт преемственности
и дальнейшего развития срубным населением абашевских традиций
в области графической фиксации информации является еще
одним свидетельством в пользу высказываемой рядом авторов
точки зрения о значительной роли населения доно-волжской
абашевской культуры в складывании донской лесостепной
срубной культуры в рамках единого цивилизационного процесса.
|