Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Захарова Е.Ю. О преемственности графических знаковых систем абашевского и срубного населения // Эпоха бронзы Доно-Донецкого региона: Материалы 5-го Украинско-Российского полевого археологического семинара. - Киев - Воронеж, 2001. - С. 38 - 40.
           В оценке древностей эпохи средней и поздней бронзы восточноевропейской лесостепи и смежных территорий лесной и степной зон ведущие позиции все более занимает разработка проблематики, связанной с осмыслением процессов взаимодействия населения абашевской культурно-исторической общности и населения хронологически следующей за ней срубной культурно-исторической общности.
           Среди культур абашевской культурно-исторической общности приоритетное положение в решении этой проблемы занимает доно-волжская абашевская культура. Разносторонний анализ материалов именно этой культуры и их сопоставление с более поздними, относящимися к срубной культуре. позволяет говорить о наличии преемственности у населения этих культур в различных сферах их деятельности (Пряхин А.Д. 1996. С 4 - 6; Пряхин А.Д., Саврасов А.С . 1997. С. 56 - 67; и др.).
           Показательно, что именно к эпохе средней бронзы относится и зарождение такого феномена как сосуды со знаками, в наиболее полном виде оформившегося уже в рамках срубной общности При этом, анализ керамических серий с памятников абашевской общности на предмет выявления сосудов со знаками позволяет говорить об их наличии в сериях с памятников доно-волжской абашевской культуры. Сведениями о сосудах со знаками с памятников других абашевских культур (средневолжской и уральской) к настоящему времени мы не располагаем.
           Что же касается сосудов со знаками доно-волжской абашевской культуры, то, пожалуй, впервые на их наличие обратил внимание А.Д. Пряхин при С. 39. публикации материалов Шиловского поселения (Пряхин А.Д., 1976, С. 11 - 46). Позднее им же была опубликована подборка, включающая 7 абашевских сосудов со знаками (Пряхин А.Д., 1995, С. 68 - 69).
           К настоящему времени нами учтено 19 такого рода сосудов. Из них 14 происходят из коллекций с 8 погребальных памятников (Подклетненский могильник К.1, П.1; К.22, П.2; К.41, П.8; К.21 и К.28 насыпи; могильник Селезни-2 К.1, П.2, 3; могильник Золотая Гора К.4, П.1; Филатовский могильник К.1, П.З; Власовский могильник К.1, П.4; Пичаевский курган, П.10; Ишеевский могильник К.1, П.4; Новоуренский курган. П.4). Пять сосудов были обнаружены в керамической серии с Шиловского поселения.
           Знаки, фиксируемые на данных сосудах, могут быть разделены на два типа: наглядно-изобразительные и символические. Наглядно-изобразительные знаки весьма редки для абашевской традиции, и пока они представлены двумя видами знаков: зооморфное изображение, сопоставимое с изображением быка, и изображение дерева. Но оба эти вида знаков соответствуют важным категориям индоевропейской мифологической картины мира.
           Символические знаки, нанесенные на сосуды доно-волжской абашевской культуры, более разнообразны. Они представлены двумя группами: крестообразные знаки и геометрические символы. Во второй группе может быть выделено три вида знаков: углы, треугольники, четырехугольники.
           Характеризуя знаковые композиции, фиксируемые на абашевской керамике, считаем целесообразным выделение нескольких представленных на ней сюжетов. Речь идет прежде всего о фиксации значимых для населения, циклов, связанных с календарными представлениями. Композиции на некоторых абашевских сосудах уже рассматривались с этой точки зрения (Никитин В.В., 1992, С. 128 - 130; Беседин В.И., Сафонов И.Е., 1996, С.31). Привлечение новых материалов подтверждает высказываемый авторами тезис о графической фиксации годичного (12-ти и 13-ти месячного) цикла на ряде абашевских острореберных сосудов. Особенно показательна в этой связи композиция, фиксируемая на сосуде с перекрытия погребения 3 кургана 1 могильника Селезни-2.
           Представляется не безосновательным и рассмотрение ряда знаков в качестве своего рода протописьмен. Речь идет прежде всего о знаках на сосудах с Шиловского поселения. Среди них наиболее показательны знаки, сопровождающие изображение "лыжника", и выполняющие, вероятно, своего рода поясняющую функцию по отношению к нему.
           Таким образом, на сосудах со знаками доно-волжской абашевской культуры фиксируются истоки пиктографии, объектом которой являются конкретные мифологически значимые объекты, а также традиция изображения значимых циклов в системе времяисчесления. Однако в эпоху средней бронзы такого рода сосуды - это явление скорее уникальное, чем типичное, соответствующее этапу формирования графической знаковой системы.
           С. 40. Свое дальнейшее развитие и оформление в сложившуюся семиотическую структуру данная графическая знаковая система получает уже в рамках срубной общности.
           Из сопоставления сосудов со знаками доно-волжской абашевской культуры с более поздними срубными проистекает важное наблюдение, сводящееся к тому, что налицо наличие между ними преемственности. Последняя проявляется как в наличии в знаковых системах аналогичных видов знаков, так и в одинаковых принципах построения знаковых композиций.
           Что касается преемственности на знаковом уровне, то используемый абашевским населением набор знаков полностью вошел составной частью в срубную знаковую систему. Это наблюдение касается как наглядно-изобразительных знаков, так и символических.
           Характерно и развитие абашевских традиций в композиционной организации знаков на срубной керамике. Это особенно наглядно проявляется при сопоставлении циклических композиций на керамике обеих культур. Как показывают проведенные исследования, главенствующим видом циклических композиций и в срубное время остается изображение 12-ти, 13-ти элементного цикла, который может быть отождествлен с годом в рамках существовавшей в обществе лунно-солнечной системы времяисчесления (Беседин В.И., Сафонов И. Е., 1996, С. 30; Захарова Е.Ю., 1998, С. 20).
           Факт преемственности и дальнейшего развития срубным населением абашевских традиций в области графической фиксации информации является еще одним свидетельством в пользу высказываемой рядом авторов точки зрения о значительной роли населения доно-волжской абашевской культуры в складывании донской лесостепной срубной культуры в рамках единого цивилизационного процесса.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru