В конце 60-х
- начале 70-х годов Ю.В. Деревягин,а затем Д.Я.Телегин
ис-следовали стоянку Алтата в степном Заволжье. В первых
же публикациях мате-риалов Алтаты отмечалось культурное
своеобразие комплекса и отсутствие близ-ких аналогий
[Деревягин,Третьяков, 1974;Телегін, 1981], В дальнейшем
был вы-явлен ряд новых памятников, материальные комплексы
которых обладают ус-тойчивым набором признаков и идентичны
алтатинским (Петропавловская, Мона-хов-1, Первомайская).
После исследования поселения Пшеничного, где была по-лучена
представительная выборка керамики и каменных орудий,
предложено объединить эти памятники в один культурный
тип - алтатинский [Юдин,1989,1995].
Известные к
настоящему времени памятники алтатинского типа занимают
компактную территорию в бассейнах рр. Большой и Малый
Узени, Торгуй и, судя по материалам местонахождений,
основная зона их распространения - степи Волго-Уральского
междуречья.
Комплексы алтатинских
стоянок характеризуются следующими чертами. Керамика
представлена тремя основными группами: 1- сосуды с выраженной
шейкой и желобчатым венчиком; 2 - сосуды с прямыми стенками
или слегка прикрытым устьем; 3 - профилированные сосуды.
Керамика орнаментирована зубчатым штампом, личинками,
шагающей гребенкой, шнуром, наколами (Рис. 1-10).Общим
признаком для керамики всех памятников является обязательное
на-личие сосудов с орнаментом, близким по композициям
и технике исполнения к неолитическому, как степного
характера (накольчатый), так и более северного, лесостепного
(гребенчатый). В тесте глины почти всегда есть толченая
раковина, иногда в весьма большом количестве. Наличие
неолитоидной керамики на всех алтатинских памятниках
не может рассматриваться в качестве чужеродной при-меси,
случайно попавшей в комплекс, так как в трех случаях
(Пшеничное, Петропавловка, Монахов-1) она залегала совместно
с типично энеолитической.
Каменные орудия
изготовлены в большинстве случаев из светло-серого кварцита.
Количество кварцитовых предметов в комплексах колеблется
от 92 до 99%, что является характерной особенностью
алтатинских стоянок, поскольку на энеолитических
Стр. 52.
Рис. 1. Материалы энеолитических
стоянок Алтатинского типа
С. 53.
заволжских памятниках прикаспийской и хвалынской культур
изделия из кварцита составляют не более 85%, а обычно
- значительно меньше.
Преобладает
отщепная техника обработки камня. Орудий на отщепах
- от 75 до 92 %. На всех алтатинских памятниках встречен
устойчивый набор основ-ных категорий орудий на отщепах:
5 типов скребков; 3 типа ножей с двусторон-ней обработкой;
листовидные, ромбовидные и подтреугольные наконечники
стрел и дротиков со сплошной двусторонней ретушью. Кремневые
орудия типо-логически не отличаются от кварцитовых,
но имеют меньшие размеры. Этими ка-тегориями не исчерпываются
комплексы каменных орудий алтатинских памятни-ков. Они
включают также нуклеусы, крупные скребла, скребки на
пластинах и продольных сколах, проколки, отбойники,
абразивные орудия из песчаника, кремневые трапеции со
струганной спинкой (Рис.11-20).
Кварцитовые
орудия плюс комплекс керамики с обязательным наличием
сосудов, сохраняющих неолитические признаки - признаки
по которым данные стоянки вычленяются из общей массы
памятников рубежа камня-бронзы степно-го Волго-Уралья
и объединяются в один культурный тип, названный по первой
исследованной стоянке.
Хронология
стоянки Алтаты определялась по разному: неолитом [Деревя-гин,Третьяков,
1974], рубежом дошнурового и шнурового периодов среднесто-говской
культуры [Еремин, 1977], поздим энеолитом [Васильев
И.Б.,1981]. В ре-зультате исследований стоянки в 1989-90
гг., проведенных Н.М. Маловым, в ниж-ней части культурных
напластований были встречены совместно с алтатинскми
фрагментами сосуда хвалынской энеолтической культуры.
Это позволяет отнести начало функционирования стоянки,
как минимум, к середине IV тыс. до н.э. - верхней дате
хвалынских памятников. Не исключена возможность и практически
полной синхронизации алтатинских и хвалынских памятников.
Во всяком случае, есть одна достаточно ранняя радиоуглеродная
дата, полученная на стоянке с материалами алтатинского
типа, обнаруженной Ю.А.Лаврушиным близ плотины Варфоломеевского
водохранилища на р. М.Узень - 5790+80 лет назад (ГИН
6554).
При всем отмеченном
единстве технико-типологических признаков в ке-рамическом
комплексе алтатинских памятников обнаруживаются и некоторые
различия хронологического порядка, когда на одних стоянках
преобладает ке-рамика с неолитической техникой орнаментации,
а на других - с ярко выражен-ным желобчатым венчиком
и включающих оттиски веревочки одного из элемен-тов
украшения. Это предполагает достаточно длительное существование
алта-тинских памятников в рамках энеолитической эпохи.
В настоящее время в на-шем распоряжении нет достоверно
раннеэнеолитических алтатинских коллекций, но сложение
керамического комплекса с сохранением явственно неолитических
признаков по всей логике могло произойти только в конце
неолитической эпохи.
Лесостепное
население Среднего Поволжья в неолитическое время под-вергалось
попеременному воздействию со стороны лесных племен с
гребенчатой керамикой и степных с накольчатой (орловская
культура), что привело к форми-рованию гибридных накольчато-гребенчатых
комплексов. Контакт степного и ле-состепного миров в
Заволжье начался на раннем этапе средневолжской неолити-ческой
культуры, наиболее активное влияние степного населения
на лесостеп-ное отмечается в конце развитого периода.
Причем, импульс шел только с юга, что хорошо прослеживается
по керамике с накольчатым орнаментом и раковин-ными
примесями (Виловатое, Ивановка) [Васильев, Выборнов,
1988], обратное же воздействие на орловских памятниках
не ощущается. На заключительном этапе средневолжской
культуры в орнаментации керамики опять C.
54. домини-рует гребенчатый штамп как следствие
культурного воздействия лесных неоли-тических племен.
Вероятно, в
данном случае культурные контакты сопровождались мигра-циями
населения в южном направлении за пределы лесостепи.
В результате вза-имодействия и смешения пришлого и автохтонного
населения в степном Волго-Уральском междуречье сложилась
своеобразная материальная культура, пред-ставленная
памятниками алтатинского типа, сочетающими орловские
и средне-волжские черты. Уже с раннего энеолита в степи
отмечается абсолютное преоб-ладание гребенчатой техники
орнаментации керамики и на протяжениии всего энеолита
накольчатый орнамент занимал подчиненное место в украшении
кера-мики. Следовательно, начало сложения гибридных
гребенчато-накольчатых ком-плексов алтатинской керамики
должно относиться к рубежу неолита-энеолита, так как
позднее уже не существовало населения - носителя накольчатой
кера-мики. Причем накольчатая керамика алтатинских стоянок
имеет в своей основе лесостепные наколы, отличающиеся
меньшей глубиной и большей разрежен-ностью. Типично
орловская орнаментация встречается редко. Орнамент гребен-чатой
керамики хорошо сопоставляется со средневолжским неолитическим,
осо-бенно показательны сосуды, украшенные коротким изогнутым
штампом и длин-ным гребенчатым с разделителями в виде
насечек. Если учесть небольшую за-держку в развитии
неолитического населения в Лесостепи по сравнению со
степ-ным, то не исключено, что какие-то северные импульсы
в Степь могли продол-жать и в раннеэнеолитическое время
и оказывать воздействие на процесс фор-мирования местных
культур.