Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Юдин А.И. Энеолитические стоянки Алтатинского типа в степном Волго-Уральском междуречье // Етнічна історія та культура населення Степу та Лісостепу ЄвразіЇ (від кам'яного віку по раннє середньовіччя : Матеріали міжнародноЇ археологічноЇ конференціЇ. - Дніпропетровськ, 1999. - С.51 - 54.

           В конце 60-х - начале 70-х годов Ю.В. Деревягин,а затем Д.Я.Телегин ис-следовали стоянку Алтата в степном Заволжье. В первых же публикациях мате-риалов Алтаты отмечалось культурное своеобразие комплекса и отсутствие близ-ких аналогий [Деревягин,Третьяков, 1974;Телегін, 1981], В дальнейшем был вы-явлен ряд новых памятников, материальные комплексы которых обладают ус-тойчивым набором признаков и идентичны алтатинским (Петропавловская, Мона-хов-1, Первомайская). После исследования поселения Пшеничного, где была по-лучена представительная выборка керамики и каменных орудий, предложено объединить эти памятники в один культурный тип - алтатинский [Юдин,1989,1995].
           Известные к настоящему времени памятники алтатинского типа занимают компактную территорию в бассейнах рр. Большой и Малый Узени, Торгуй и, судя по материалам местонахождений, основная зона их распространения - степи Волго-Уральского междуречья.
           Комплексы алтатинских стоянок характеризуются следующими чертами. Керамика представлена тремя основными группами: 1- сосуды с выраженной шейкой и желобчатым венчиком; 2 - сосуды с прямыми стенками или слегка прикрытым устьем; 3 - профилированные сосуды. Керамика орнаментирована зубчатым штампом, личинками, шагающей гребенкой, шнуром, наколами (Рис. 1-10).Общим признаком для керамики всех памятников является обязательное на-личие сосудов с орнаментом, близким по композициям и технике исполнения к неолитическому, как степного характера (накольчатый), так и более северного, лесостепного (гребенчатый). В тесте глины почти всегда есть толченая раковина, иногда в весьма большом количестве. Наличие неолитоидной керамики на всех алтатинских памятниках не может рассматриваться в качестве чужеродной при-меси, случайно попавшей в комплекс, так как в трех случаях (Пшеничное, Петропавловка, Монахов-1) она залегала совместно с типично энеолитической.
           Каменные орудия изготовлены в большинстве случаев из светло-серого кварцита. Количество кварцитовых предметов в комплексах колеблется от 92 до 99%, что является характерной особенностью алтатинских стоянок, поскольку на энеолитических

Стр. 52.

Рис. 1. Материалы энеолитических стоянок Алтатинского типа

С. 53. заволжских памятниках прикаспийской и хвалынской культур изделия из кварцита составляют не более 85%, а обычно - значительно меньше.
           Преобладает отщепная техника обработки камня. Орудий на отщепах - от 75 до 92 %. На всех алтатинских памятниках встречен устойчивый набор основ-ных категорий орудий на отщепах: 5 типов скребков; 3 типа ножей с двусторон-ней обработкой; листовидные, ромбовидные и подтреугольные наконечники стрел и дротиков со сплошной двусторонней ретушью. Кремневые орудия типо-логически не отличаются от кварцитовых, но имеют меньшие размеры. Этими ка-тегориями не исчерпываются комплексы каменных орудий алтатинских памятни-ков. Они включают также нуклеусы, крупные скребла, скребки на пластинах и продольных сколах, проколки, отбойники, абразивные орудия из песчаника, кремневые трапеции со струганной спинкой (Рис.11-20).
           Кварцитовые орудия плюс комплекс керамики с обязательным наличием сосудов, сохраняющих неолитические признаки - признаки по которым данные стоянки вычленяются из общей массы памятников рубежа камня-бронзы степно-го Волго-Уралья и объединяются в один культурный тип, названный по первой исследованной стоянке.
           Хронология стоянки Алтаты определялась по разному: неолитом [Деревя-гин,Третьяков, 1974], рубежом дошнурового и шнурового периодов среднесто-говской культуры [Еремин, 1977], поздим энеолитом [Васильев И.Б.,1981]. В ре-зультате исследований стоянки в 1989-90 гг., проведенных Н.М. Маловым, в ниж-ней части культурных напластований были встречены совместно с алтатинскми фрагментами сосуда хвалынской энеолтической культуры. Это позволяет отнести начало функционирования стоянки, как минимум, к середине IV тыс. до н.э. - верхней дате хвалынских памятников. Не исключена возможность и практически полной синхронизации алтатинских и хвалынских памятников. Во всяком случае, есть одна достаточно ранняя радиоуглеродная дата, полученная на стоянке с материалами алтатинского типа, обнаруженной Ю.А.Лаврушиным близ плотины Варфоломеевского водохранилища на р. М.Узень - 5790+80 лет назад (ГИН 6554).
           При всем отмеченном единстве технико-типологических признаков в ке-рамическом комплексе алтатинских памятников обнаруживаются и некоторые различия хронологического порядка, когда на одних стоянках преобладает ке-рамика с неолитической техникой орнаментации, а на других - с ярко выражен-ным желобчатым венчиком и включающих оттиски веревочки одного из элемен-тов украшения. Это предполагает достаточно длительное существование алта-тинских памятников в рамках энеолитической эпохи. В настоящее время в на-шем распоряжении нет достоверно раннеэнеолитических алтатинских коллекций, но сложение керамического комплекса с сохранением явственно неолитических признаков по всей логике могло произойти только в конце неолитической эпохи.
           Лесостепное население Среднего Поволжья в неолитическое время под-вергалось попеременному воздействию со стороны лесных племен с гребенчатой керамикой и степных с накольчатой (орловская культура), что привело к форми-рованию гибридных накольчато-гребенчатых комплексов. Контакт степного и ле-состепного миров в Заволжье начался на раннем этапе средневолжской неолити-ческой культуры, наиболее активное влияние степного населения на лесостеп-ное отмечается в конце развитого периода. Причем, импульс шел только с юга, что хорошо прослеживается по керамике с накольчатым орнаментом и раковин-ными примесями (Виловатое, Ивановка) [Васильев, Выборнов, 1988], обратное же воздействие на орловских памятниках не ощущается. На заключительном этапе средневолжской культуры в орнаментации керамики опять C. 54. домини-рует гребенчатый штамп как следствие культурного воздействия лесных неоли-тических племен.
           Вероятно, в данном случае культурные контакты сопровождались мигра-циями населения в южном направлении за пределы лесостепи. В результате вза-имодействия и смешения пришлого и автохтонного населения в степном Волго-Уральском междуречье сложилась своеобразная материальная культура, пред-ставленная памятниками алтатинского типа, сочетающими орловские и средне-волжские черты. Уже с раннего энеолита в степи отмечается абсолютное преоб-ладание гребенчатой техники орнаментации керамики и на протяжениии всего энеолита накольчатый орнамент занимал подчиненное место в украшении кера-мики. Следовательно, начало сложения гибридных гребенчато-накольчатых ком-плексов алтатинской керамики должно относиться к рубежу неолита-энеолита, так как позднее уже не существовало населения - носителя накольчатой кера-мики. Причем накольчатая керамика алтатинских стоянок имеет в своей основе лесостепные наколы, отличающиеся меньшей глубиной и большей разрежен-ностью. Типично орловская орнаментация встречается редко. Орнамент гребен-чатой керамики хорошо сопоставляется со средневолжским неолитическим, осо-бенно показательны сосуды, украшенные коротким изогнутым штампом и длин-ным гребенчатым с разделителями в виде насечек. Если учесть небольшую за-держку в развитии неолитического населения в Лесостепи по сравнению со степ-ным, то не исключено, что какие-то северные импульсы в Степь могли продол-жать и в раннеэнеолитическое время и оказывать воздействие на процесс фор-мирования местных культур.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru