05.06.2007 - Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел опрос среди граждан России на предмет их оценки введения ЕГЭ
В массовом сознании постепенно меняется отношение к введению Единого государственного экзамена. Эксперты Фонда "Общественное мнение" прогнозируют, что доля позитивных оценок ЕГЭ будет расти.
Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел опрос среди граждан России на предмет их оценки введения ЕГЭ. За последние 2 года выросла доля россиян, одобряющих систему ЕГЭ с 22% до 28%. Количество осуждающих ЕГЭ сократилось с 29% до 23%.
Чаще негативное отношение высказывают респонденты с высшим образованием - 41% (одобряющих среди них 29%). Рост позитивных оценок происходит за счет россиян со средним и средним специальным образованием: в первой группе доля одобряющих увеличилась с 21% до 28%, во второй - с 28% до 33%. Заметно чаще, чем жители других российских регионов, выступают против ЕГЭ москвичи - каждый третий опрошенный (33%) осуждает введение ЕГЭ, одобряет - только 21%. Среди жителей областных центров, малых городов и сел относительное большинство респондентов воспринимают введение ЕГЭ с одобрением.
Как аргументируют свою оценку введения ЕГЭ опрошенные? Одобряющие видят преимущества единого экзамена в том, что он облегчает процедуру поступления в вузы (8%), что все ученики оказываются в равных условиях (5%). Осуждающие ЕГЭ чаще всего говорили о росте нагрузки на учеников, прежде всего - на их нервную систему (4%), а также о том, что ЕГЭ не позволяет полностью выяснить глубину знаний ученика (4%). ФОМ отмечает, что противники ЕГЭ стали реже говорить о коррупции в школах.
Как изменится, по мнению россиян, объективность оценок знаний учащихся с введением ЕГЭ? По этому вопросу мнения распределились почти поровну: 26% считают, что знания учеников будут оцениваться более объективно (по сравнению с работой комиссии), 27% полагают, что оценка станет менее объективной.
По каким предметам оценка знаний в форме ЕГЭ объективнее? Наиболее "подходящими" опрошенными названы математика (31%) и русский язык (28%), а наиболее "неподходящими" - литература и иностранный язык (по 16%), история (15%). Отме тим, что при опросе речь шла именно о тестовой части ЕГЭ - вопрос звучал следующим образом: "Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант. По Вашему мнению, по какому из перечисленных школьных предметов письменный тест позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся?". Таким образом, распространенный в общественном сознании взгляд на ЕГЭ как на тест, сохранился и в условиях опроса ФОМ.
Кто выиграет от введения ЕГЭ? Позитивные суждения ("знающие", "способные"; "трудолюбивые" и др.) высказали 26% респондентов, еще 4% опрошенных считают, что выигрывают все. Негативные суждения о выигрывающих от введения ЕГЭ ("у которых много денег"; "слабые ученики"; "двоечники"; "везучие") высказываются вдвое реже (14%). Кто проиграет от введения ЕГЭ? О проигрыше "слабых", "отстающих", "ленивых", "блатных" высказались 18% опрошенных. О проигрыше "сильных", "хорошо подготовленных", "добросовестных" заявили лишь 4% респондентов.
Как будет меняться отношение россиян к ЕГЭ в дальнейшем? По мнению специалистов ФОМ, доля позитивных оценок будет расти. Во-первых, опрошенные, у кого в семье или среди знакомых есть дети, уже сдававшие ЕГЭ, относятся к нему лучше. Во-вторых, наиболее пригодными для тестирования были признаны математика и русский язык - то есть основные предметы, по которым проводится ЕГЭ. В-третьих, доминирование образа "сильного, одаренного, усидчивого" ученика, который выигрывает от введения новой системы, должно способствовать росту позитивного отношения к системе в целом.
Опрос проводился 19-20 мая 2007 г. в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Всего опрошено 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Об этом сообщает Педсовет.
|