20.04.2007 - Григорий Дунаевский: Российская вузовская наука незаслуженно отодвинута «на задворки» научного пространства
Григорий Ефимович, в то время как ситуация с модернизацией РАН, по-видимому, зашла в тупик, ряд экспертов (в частности, первый министр науки РФ Б.Г. Салтыков) начинают выступать с предложениями сконцентрировать усилия реформы науки на ее вузовском секторе и перейти к широкомасштабной поддержке развития университетской науки. Считаете ли Вы, что России в перспективе нужно перейти от оставшейся с советских времен системы проведения фундаментальных исследований в НИИ РАН к переносу фокуса таких исследований в университеты?
Не думаю, что правильно рассматривать сектор вузовской науки как альтернативу академическому сектору, хотя бы уже потому, что в академических институтах в силу их традиционной многолетней специализации сосредоточены колоссальные экспериментально–аппаратурные и иные материальные ресурсы, которых нет в вузах. Но с точки зрения вклада в мировую науку, результативности, инновационной активности, вузовская наука России сегодня явно недооценена и незаслуженно отодвинута «на задворки» научного пространства.
Доказательства:
Несмотря на значительный вклад вузовской науки в развитие фундаментальных и прикладных исследований в стране и на мировом уровне, а также наличие огромной и квалифицированной армии исследователей
- в Законе РФ о науке и научном обслуживании вузы как субъекты научной деятельности вообще не упоминаются (только как поставщики кадров);
- доля высшей школы в научном госбюджете России составляет 4-5 % , хотя в высшей школе кроме многочисленного профессорско-преподавательского состава (ППС), большей частью – остепененного и постоянно участвующего в научной деятельности, имеется также большой научный персонал (о нем – ниже), в сумме кадровый состав вузовской науки по своей квалификации, численности и результативности вряд ли уступает составу ученых Академии;
- в штатных расписаниях вузов, утверждаемых Рособразованием, вообще нет единиц научных сотрудников (ни младших, ни старших, ни ведущих или главных), хотя сегодня в науке высшей школы, в вузовских лабораториях и НИИ задействовано около 25000 (!) научных работников различного уровня и работников обслуживания оборудования, обсерваторий, биостанций, ботсадов, лидаров и т.д. Все эти люди оформлены на мизерные средства госбюджета (так называемый «темплан»), которые составляют обычно 0.1-0.3 доли их зарплаты по ЕТС, остальную часть зарплаты они должны или выиграть в конкурсах грантов и программ, либо заработать на хоздоговорах. Поскольку постоянно эти доплаты обеспечить невозможно, эти люди регулярно «повисают» на указанных долях ставок. В этом их принципиальное отличие и от ППС, имеющего гарантированную зарплату по смете учебного процесса, регулярно индексируемую Правительством, и от работников РАН, также финансируемых по утверждаемому и индексируемому штатному расписанию;
- выделенные ведущим вузам страны в рамках Национального проекта «Образование» дополнительные средства на приобретение оборудования и повышение квалификации повлияют на эту ситуацию, но незначительно, т.к., уровень фундаментальных и прикладных исследований возрастет, возможности этих вузов в оказании научных услуг также возрастут, но потребителя научных услуг в стране пока нет, и зарплаты не прибавится, молодежь в вузах и вузовских НИИ удерживать по-прежнему будет нечем.
Каковы, по Вашему мнению, основные принципы организации фундаментальных и прикладных научных исследований в вузах? Должны ли это быть НИИ, кафедры на факултьтетах, отдельные лаборатории?
Организация в вузах Росси научных исследований, как фундаментальных, так и прикладных, должна, на наш взгляд, строиться по многоуровневой схеме. Ее главной особенностью является практически неизбежная интеграция научной структуры с соответствующей учебной структурой. Это может быть научная группа, или несколько групп, объединенных в лабораторию соответствующей кафедры. Возможна принадлежность лаборатории или нескольких лабораторий факультету. Лаборатории могут быть объединены в НИИ, взаимодействующий с одним или несколькими факультетами, над всем этим – научное управление ВУЗа и т. д.
Не думаю, что существует одна единственная оптимальная схема организации вузовской науки, каждый вуз ее построит по-своему. Более того, сейчас дополнительное разнообразие будет внесено созданием в вузах Центров коллективного пользования уникальным оборудованием, которое внесет еще большую сумятицу в организационные схемы. Главное не это. Важно, что в университетах исследовательского типа в основе каждой специальности и специализации должна быть научно-педагогическая школа, подготовка специалистов в которой от студента до доктора наук должна вестись на базе постоянно и активно ведущихся фундаментальных, прикладных исследований и инновационных разработок.
Как Вы относитесь к неоднократно высказывавшейся рядом ученых идее создания компактных Центров перспективных исследований при вузах, которые должны объединять лучших ученых своей области и комплектоваться по контрактному принципу? Есть ли подобные учреждения в ТГУ? Если да, то какова численность их сотрудников и уровень зарплат? Каковы критерии отбора ученых?
Создание Центров перспективных исследований с контрактным принципом набора кадров – идея неплохая, но в «чистом» виде в вузах России пока нереализуемая. Причина – в вышеуказанном отсутствии долговременного финансирования вузовской науки. На существующие краткосрочные программы и гранты нельзя принимать ученого по контракту, можно только по договору возмездного оказания услуг.
В ТГУ аналогом такого центра является НОЦ «Физика и химия высокоэнергетических систем», созданный несколько лет назад на средства CRDF и поддержанный Рособразованием. В этом центре зарплата научных работников может составлять более 20 тыс. руб., даже молодые ученые могут получать 300-500 долларов в месяц. Критерии отбора ученых – результативность в данной области, для молодежи – отличная учеба, грантовая активность, начальные результаты по тематике центра. Подобные центры были созданы еще в 15 ведущих вузах России и показали очень высокую результативность. Но с завершением финансирования со стороны CRDF средств на контрактный набор исследователей в этих Центрах не будет.
Полагаю, что в исследовательских университетах такие центры должны функционировать на основе стабильного бюджетного финансирования - внебюджетная компонента может и, наверное, должна присутствовать, но она всегда кратковременна, а потому не может быть базой штатного расписания контрактной системы. Право создания центра (по конкурсу) вуз должен обосновать наличием признанных научных школ, предыдущей результативностью. Набор в центры по контрактам должен также осуществляться на конкурсной основе. В качестве таких центров моли бы выступить и вузовские НИИ, но у них для этого сегодня есть только 0,1ставки, о чем я уже сказал ранее.
Дунаевский Григорий Ефимович.
|