07.04.2008 - Фракция «Единой России» в Государственной Думе обсудила проект закона, предусматривающего для работников образовательной сферы административную ответственность «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей»
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

07.04.2008 - Фракция «Единой России» в Государственной Думе обсудила проект закона, предусматривающего для работников образовательной сферы административную ответственность «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей»


Фракция «Единой России» в Государственной Думе обсудила проект закона, предусматривающего для работников образовательной сферы административную ответственность «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей». Проект подготовлен Министерством науки и образования.

Речь идет о соответствующих поправках в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Предлагается, в частности, штрафовать педагогов «за неэтичное поведение или за халатность», а руководителей вузов - за подделку дипломов и аналогичных документов. Полный список правонарушений в сфере образования и наказаний за них и будет закреплен в КоАП. Максимальным наказанием предполагается сделать лишение права преподавательской деятельности. 

В существующей редакции Трудового кодекса дано описание поводов, позволяющих не допускать граждан к педагогической деятельности. Минобрнауки предполагает, что этот список должен быть расширен за счет «педагогов, халатно относящихся к образовательному процессу». 

Кстати говоря, ранее Госдума уже приняла в первом чтении поправки в законодательство об образовании, устанавливающие дополнительные ограничения на занятие педагогической деятельностью.

Среди подобных поводов – наличие приговора суда о лишении права заниматься педагогической деятельностью, судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, недееспособность, а также наличие заболеваний по перечню, утвержденному федеральным органом.

 Многое здесь не бесспорно, но, тем не менее, в первом чтении поправки все же прошли. 

Звучали в Думе критические замечания и относительно поправок, связанных с лишением права на педагогический труд тех, «кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления». Заместитель председателя Комитета по образованию ГД профессор Олег Смолин, выступая перед коллегами, заметил: 

- Представьте себе такую ситуацию: директор школы, которому не дали денег, устанавливает нелицензионное оборудование фирмы Билла Гейтса, после чего его приговаривают к соответствующему сроку. Преступление признается теперь по новому нашему Уголовному кодексу тяжким, и мы лишаем человека права на педагогический труд. Однако, например, преступления, связанные с развратными действиями не обязательно будут относиться к тяжким или особо тяжким. Неувязка получается. И еще хотел бы напомнить известную историю о том, как в Минздравсоцразвития были разработаны предложения, фактически лишающие всех инвалидов права заниматься государственной службой, права на государственную службу. Мы не исключаем, что подобные же вещи будут предложены в части ограничений на право заниматься педагогической деятельностью, и тогда речь пойдет действительно о грубейших нарушениях прав человека. Поэтому следует разного рода «запретительные» перечни заранее согласовывать с парламентскими комитетами и вообще представлять образовательному сообществу и гражданскому обществу для того, чтобы исключить возможности злоупотребления и нелепостей. 

Сказанное известным депутатом может в полной мере относиться и к новой инициативе Минобрнауки с его проектом закона об административной ответственности для работников образовательной сферы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Понятие «ненадлежащее исполнение» в том виде, в котором оно прописано в проекте закона сегодня, крайне расплывчато и может порождать серьезные конфликты и откровенные злоупотребления.

Один пример. У учителя N. ученики, мягко говоря, неважно сдали экзамен в форме ЕГЭ. Сама эта форма итоговой оценки знаний учащихся, между тем, вызывает серьезные нарекания и в научном сообществе, и в широких кругах педагогической общественности. Но директор школы, с которым у этого учителя давние неприязненные отношения, вполне может взять и квалифицировать итоги этого небесспорного экзамена как «ненадлежащее исполнение» учителем N. своих обязанностей. И инициировать лишение права заниматься педагогической деятельностью отнюдь неплохого педагога. Просто ему не повезло: ему достался класс, как говорят учителя на своем жаргоне, «скверно склеенный», в нем было много откровенно слабых учеников. И учитель N. при всем желании не мог научить нерадивых лучше, чем научил. Несправедливость предъявления претензий учителю, которого в этой ситуации обвинили в «ненадлежащем исполнении» вполне очевидна. 

Вероятно, на этапе обсуждения этого закона в Государственной Думе следует потребовать от разработчиков поправок в Кодекс об административных правонарушениях исключительно точной детализации и конкретно прописанных ситуаций насчет этого самого «ненадлежащего исполнения» педагогами своих обязанностей. Иначе человеческих трагедий будет не избежать. 

В предложениях Минобрнауки есть вещи и совершенно бесспорные. Например, административные наказания директору школы за отказ приема первоклассника в данную школу, поскольку это – прямое нарушение положения Конституции РФ на право получения бесплатного среднего образования. Сегодня часто такие нарушения связаны с откровенным вымогательством у родителей денег, якобы, «на развитие школы», а на самом деле – в директорский карман. 

Также, бесспорно, необходимо установить ответственность руководителей вузов и других учреждений образования за подделку дипломов и аналогичных документов. Такие факты есть, их немало и они должны иметь юридическую квалификацию и, соответственно, административные последствия, закрепленные в КоАП. 

Кстати, карательные меры коснутся не только работников образования, приторговывающих дипломами, но и аферистов, торгующих поддельными дипломами и аттестатами.

Это крайне важная мера, и остается только непонятным, почему так долго Минобрнауки мирился с этими продавцами дипломов, которые, например, в Москве в открытую ведут этот бизнес прямо в вестибюлях метро. Стоя на виду у граждан и милиции с соответствующими объявлениями в руках, они плевать хотели и на тех, и на других – нормы, позволяющей бороться с ними, до сих пор нет. 

Самого же владельца поддельного диплома предполагается штрафовать на основании обычного заявления в милицию, а за более серьезные правонарушения меру ответственности должен установить суд. Здесь тоже есть нюансы: до тех пор, пока наказания за подобные преступления будут слабы, нас могут лечить врачи и учить учителя с липовыми документами об их образовании, не боящиеся серьезных кар за подобную деятельность. Стоит только представить себе, как «липовый» участковый терапевт выписывает чудовищный рецепт, и пациент принимает чудовищную дозу опасного для жизни лекарства, как у любого вменяемого человека возникнет желание ужесточить наказание продавцам и покупателям дипломов до максимального. 

Представлявший «единороссам» проект закона, предусматривающего административную ответственность для работников образовательной сферы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин отметил, что с учетом состоявшегося обсуждения с «думцами», документ будет в ближайшее время внесен в правительство. 

По материалам ИА издания Столетие.


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru