02.04.2008 - Министр обрнауки Фурсенко: Коррупцию можно остановить, создавая особую систему, при которой и студент будет заинтересован в том, чтобы получить реальные знания, и преподаватели будут зависеть от того, как хорошо выучены студенты
По подсчетам управления экономической безопасности МВД РФ, сумма причиненного материального ущерба от преступной деятельности в сфере образования за 2007 год составила более 230 млн рублей. Как полагают эксперты, обычными антикоррупционными мерами это зло не искоренить. Необходимо менять саму систему образования.
Теневой оборот денежных средств в российской системе высшего образования плохо поддается количественной оценке. Так, по информации ЮНЕСКО, общая сумма взяток, выплачиваемых при поступлении в российские вузы, в 2007 году составила 520 млн долларов. Несмотря на то, что эти сведения значительно отличаются от официальных данных МВД (куда включены также убытки от прямых хищений), очевидно, что масштаб коррупционной деятельности в этой сфере огромен, и нарушение закона нередко становится нормой.
За последние два десятка лет система высшего образования в России претерпела существенные изменения. Резко выросло количество государственных вузов, появилось множество негосударственных. Одновременно серьезно увеличилось число студентов. Несмотря на то, что в первой половине 1990-х годов престиж высшего образования упал, в дальнейшем он опять возрос, а некоторые специальности (например, юридические) никогда и не испытывали нехватки популярности. Вместе с тем, даже на фоне повышенного спроса на образование зарплата вузовских преподавателей остается более чем скромной. Условия для формирования коррупционных практик налицо.
«Безусловно, всякая коррупция – преступление. Однако в случае с системой образования сложность заключается в том, что здесь она принимает такие формы, при которых факты нарушения законодательства нередко трудно доказать», – считает заведующий отделом социологии фонда «Индем» Владимир Римский. Так, репетиторство или работа подготовительных курсов – вполне законная деятельность. Но они повсеместно становятся каналом для взяточничества при поступлении. Действительно, репетиторы и преподаватели подготовительных курсов часто являются членами приемных комиссий или имеют на них выход, и потому им не составляет большого труда за небольшую плату обеспечить благоприятные условия тем, с кем у них уже сложились неформальные отношения.
Серьезным стимулирующим фактором для коррупции является разрыв между требованиями к выпускникам школ и необходимым уровнем знаний абитуриентов. Так, многие вузы используют вопросы и задачи, выходящие за рамки школьной программы. Это на руку репетиторам и работникам платных подготовительных курсов. А поскольку большинство выпускников школ ориентированы на поступление в вуз, родители часто идут на неформальные договоренности с преподавателями, чтобы обеспечить поступление своего чада. При этом коррупционные схемы в некоторых вузах настолько отлажены, что должностные лица прямо гарантируют предоставление тех или иных «благ».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко: Коррупцию можно остановить, создавая особую систему, при которой и студент будет заинтересован в том, чтобы получить реальные знания, и преподаватели будут зависеть от того, как хорошо выучены студенты
Миссия невыполнима
Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) было призвано снизить коррупционный потенциал при поступлении и сделать шансы абитуриентов равными. Идея создания единой шкалы для оценки знания долго обсуждалась в педагогических кругах. Но, как отметил в беседе с журналистом 5-tv.ru научный сотрудник социальной лаборатории образования и науки Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики Кирилл Титаев, практика проведения ЕГЭ «вымыла» все рыночное содержание из реформы. В результате коррупционные потоки были просто перенаправлены, но не уничтожены. Результаты исследований показывают, что порочные практики теперь воспроизводятся и на школьном уровне. Тесты по ЕГЭ стали объектом купли-продажи, а оценки, выставляемые на экзамене отнюдь не всегда соответствуют критериям объективности.
Дополнительную трудность при раскрытии коррупционных схем создает выгода от участия в них для многих заинтересованных сторон. В вузы зачисляются абитуриенты, которым при иных обстоятельствах доступ к студенческой скамье был бы заказан. А нечистые на руку преподаватели пополняют свой бюджет. Исправить ситуацию могло бы усиление общественного контроля и развитие академической солидарности. Однако сегодня в большинстве вузов внутреннее сопротивление сложившейся практике фактически отсутствует.
К сожалению, материальный ущерб – не самое тяжелое последствие коррупции в системе высшего образования. Более существенные потери связаны с общим снижением уровня образованности в стране. Очевидно, что здесь нужны систематические меры по реформированию данной сферы и созданию условий для заинтересованности людей в качестве образовательного процесса.
Анна Тарасенко.
По материаламсайта 5-tv.ru
|