11.02.2008 - От того, насколько качественным и эффективным будет высшее образование, зависит успех не только российской экономики, но и всей нашей страны в целом
Тема эта сегодня не сходит со страниц газет. Актуальность ее понятна: от того, насколько качественным и эффективным будет высшее образование, зависит успех не только российской экономики, но и всей нашей страны в целом. Так что же представляет собой сегодняшний вуз? Как и чему учат в нем студентов? Многообразие форм обучения так велико, что «заблудиться» очень просто. Главное — понять, к чему стремится система высшего образования.
России зависит от внедрения инновационных образовательных программ. К такому заключению приходят практически все аналитики и эксперты рынка образования.
«Россия оказалась в уникальной ситуации: за последние пятнадцать лет ее экономика сделала рывок, на который другим странам требовалось несколько десятилетий, — комментирует ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления профессор Юрий Гусев. — Стремительность экономических процессов требует от общества принципиально новой модели мышления. В этих условиях учебным заведениям отведена ключевая роль в подготовке кадров нового поколения. Молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть конкурентоспособными и применять на практике весь объем полученных знаний. Так вот, как раз с тем чтобы развить эти качества и выработать мотивацию к саморазвитию, необходимо активно внедрять в систему российского образования инновационные программы.
Цель любого высшего учебного заведения — научить учиться. Кроме того, задачи интеграции вузов и бизнеса постоянно усложняются. Причина тому — экономическое развитие. В стране не так много крупных работодателей, а готовить специалистов по запросу мелких и средних предприятий, учитывая многоплановость специфики, вузам, где обучается порядка 15 тысяч студентов, не представляется возможным. Поэтому прежде всего мы должны заложить в студентов потенциал, чтобы будущий выпускник смог сам варьировать полученное образование непосредственно по запросам будущего работодателя».
Сегодня, согласно данным рейтинговых агентств, 60% выпускников вузов не находят работу по профессии. Вместе с тем, согласно аналитике кадровых агентств, в той или иной мере кадровый голод испытывают порядка 78% предприятий и бизнес-структур. Причина — образование не учитывает потребностей рынка: рынок — сам по себе, образование — само по себе.
Количество вузов как производителей образовательных услуг, учебно-методической и научно-технической продукции достаточно велико. В этой связи вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают абитуриенты и студенты. Если абитуриенты и студенты выступают в качестве потребителей образовательных услуг, то, соответственно, выпускники вузов — продавцы знаний и профессиональных навыков, которые вынуждены на рынке труда конкурировать за рабочие места.
«Чтобы быть в этих условиях конкурентоспособным, вузу необходимо преодолеть серьезные интеграционные процессы, вводить в практику инновационные модели подготовки специалистов. Собственно говоря, из простого «типового« вуза превращаться в университетскую бизнес-корпорацию», — отметил в ходе интернет-конференции директор департамента государственной политики в сфере образования Минобразования РФ Исаак Калина.
«Будущее за новыми технологиями, — считает член общественного экспертного совета Минобразования и науки РФ Ирина Мкртумова, — сегодня все традиционные образовательные технологии должны быть дополнены и инновационными технологиями, и инновационными образовательными программами. Безусловно, фундаментальная основа главных изучаемых дисциплин меняется медленно, и любые образовательные методики строятся на основе классического подхода, но для повышения конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда важна именно инновационная составляющая программ высших учебных заведений».
Выпускник является критерием качества подготовки, осуществляемой высшими учебными заведениями. Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, адаптированности полученных знаний к реалиям специальности. При этом критерием рейтинга вуза является набор или, другими словами, конкурс — ведь большинство стремится поступить в тот вуз, с дипломом которого устроиться на работу будет проще.
Так, в Новосибирске в 2007 году конкурс на экономические специальности был в среднем от 2 до 5 человек на место. По данным Новосибирского государственного университета экономики и управления, в 2007 году конкурс на бакалавриат «экономика» составил 4,3, на бакалавриат «статистика» — 2,9 человека на место; на специальности «финансы и кредит» — 7,4, «налоги и налогообложение» — 6,1 человека на место.
«Сегодня у абитуриентов стабильно высокий интерес к специальностям экономического профиля, — комментирует ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления профессор Юрий Гусев. — Рынок профессиональных кадров в этой области еще далек от насыщения. Наш вуз не испытывает проблем с абитуриентами ни на бюджетном, ни на коммерческом обучении. При этом мы продолжаем уделять большое внимание инновационным программам и моделям. И в будущем будем только наращивать свою активность в этом направлении.
Формирование инновационной образовательной инфраструктуры, соответствующей требованиям общества, основанного на знаниях и инновациях, предполагает поэтапную трансформацию всех звеньев университета, направленную на реализацию инновационных подходов к подготовке специалистов и обеспечение их быстрой адаптации к реальным потребностям региональной экономики. Сегодня активно обсуждаются вопросы реорганизации работы вузов в регионах, а именно работы представительств вузов, что является попыткой разработки и внедрения новых дистанционных образовательных технологий. Немаловажным фактором, влияющим на успешную реализацию такой стратегической задачи, как обеспечение конкурентоспособности образования, является внедрение международных программ обучения и внедрение новых специальностей. Само время диктует эти решения».
По оценкам экспертов, за последние пять лет в российских вузах было открыто обучение более чем по двумстам новым специальностям. Лидируют, кстати, в этом направлении регионы. А количество вузов, развивающих активные отношения с зарубежными учебными заведениями, за последние два года увеличилось на 38%.
Развитие требует вложений в будущее, стратегического видения перспективы. Уже сейчас необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра. Эксперты и аналитики образования однозначно констатируют: будущее за инновационным развитием.
По материалм газеты Ночной Новосибирск.
|