06.02.2008 - В конце 2007 года в России был принят федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Как это повлияет на работу отечественных вузов и на степень подготовки специалистов для российской экономики?
Эксперт в студии – президент Всероссийского фонда образования Сергей Константинович Комков.
В конце 2007 года в России был принят федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Как это повлияет на работу отечественных вузов и на степень подготовки специалистов для российской экономики? Эксперт в студии – президент Всероссийского фонда образования Сергей Константинович Комков.
Недавно Бостонский колледж проверил знания 10-летних детей из 40 стран мира и пришёл к выводу, что дети из России, Гонконга и Сингапура продемонстрировали лучшие навыки грамотности. А США и Великобритания заняли только 14 и 15 места. В связи с тем, что в России началась реформа образования (высшего и школьного), сохранится ли такое положение вещей в обозримом будущем?
С. Комков выразил своё сильное сомнение в этом. По его словам, всем экспертам давно известно, что уровень образованности американских школьников весьма низок. Кроме того, он признался, что с большим скепсисом относится к американской системе образования. В подтверждение своего отношения он привёл слова самого богатого американца Билла Гейтса, сказанные в 2005 году на конгрессе американских губернаторов. Билл Гейтс тогда заявил, что американская школа умерла и сегодня готовит детей на уровне конца XIX века, которые с трудом умеют читать и писать. По мнению американского миллиардера, если так будет продолжаться и дальше, США скоро вообще лишатся интеллекта нации.
Российское общество на протяжении многих веков сохраняло свой интеллектуальный потенциал, несмотря на все политические, социальные и иные потрясения. Русская, российская школа всегда была на передовых позициях. И что самое главное – сохранялась фундаментальная классическая система образования. Это признаётся всеми западными учеными, которые искренне восхищаются российской системой образования. Тем не менее, многие из них никак не могут понять, что сегодня происходит в России с образованием. В 2007 году наша страна ещё входила в первую десятку стран в мировой системе образования, а сегодня занимает уже 26-е место.
В чём причина? Во-первых, считает С. Комков, сказывается очень низкий уровень финансирования системы образования. Россия тратит на неё менее 4 процентов ВВП. Для сравнения, Финляндия сегодня тратит на образование 16,4 процента, а такая страна, как Южная Корея, – 23 процента ВВП. Эти цифры отражают прежде всего бюджетное финансирование.
Во-вторых. Может быть, возможно покрыть недостаток государственных денег финансированием образования из карманов обучающихся? Как считает С. Комков, говорить серьёзно о финансировании образования за счёт учащихся сегодня нельзя, потому что лишь 10 процентов населения России в состоянии найти и потратить деньги на учёбу своих детей в коммерческих отделениях вузов. С каждым годом расслоение населения в этом плане усугубляется. В результате имеющих возможность продолжать высшее профессиональное образование на платных отделениях вузов становится всё меньше, а возможности получать бесплатное бюджетное образование тоже становится всё меньше.
Ежегодно министерство образования сокращает количество бюджетных мест примерно на 8 процентов. Если, например, в Германии сегодня 90 процентов молодых людей получают высшее профессиональное образование на бюджетной, бесплатной основе, а только 10 процентов – на платной, то в России сейчас 60 процентов получают образование на платной основе, и только 40 процентов – на бесплатной. И с каждым годом это соотношение меняется не в сторону бюджетных средств. А, например, такие страны, как Япония, вообще имеют высшее обязательно бесплатное бюджетное образование. И мы ещё удивляемся, как это Япония, не имеющая никаких природных ресурсов – газа, нефти и пр., занимает передовые позиции в экономике. Причина всего этого проста: в Японии действительно всё построено на экономике знаний.
С 1 сентября 2009 года в России должно в области образования всё стать так же, как на Западе, потому что в 2003 году наша страна присоединилась к Болонскому соглашению. Станет ли в России после этого всё, как у них?
По словам С. Комкова, его европейские коллеги смотрят на всё, что в России происходит в связи с её вхождением в "болонский процесс", с очень большим скепсисом. И самое главное, чего они не могут понять, – зачем Россия разрушает свою традиционную классическую давно сложившуюся систему образования.
Эксперт не имеет никаких претензий в данном случае к тем, кто в своё время был преисполнен желание подключить страну к Болонской конвенции, но сегодня в России многие воспринимают Болонское соглашение несколько однобоко. Прежде всего, необходимо понимать, что Болонское соглашение было принято целым рядом европейских стран в качестве противовеса проникновению в Европу американской системы образования и американских стандартов. Европейские государства объединились для того, чтобы противостоять этому, а также чтобы создать единый рынок труда. Европейцы решали свои конкретные проблемы.
Также надо понимать, что в Европе была своя система образования, предполагающая подготовку бакалавров, которая сложилась ещё в Средневековье. В России же существовала совершенно другая историческая традиция, которую ломать было ни к чему. Тем более, что Болонское соглашение вообще к этому и не призывает. В нём совершенно чётко написано, что каждая страна, входящая в это Соглашение, имеет право сохранить сформировавшуюся и действующую на её территории систему профессионального классического образования.
С. Комкова очень удивляет реформаторский зуд, возникший у некоторых руководителей российской системы образования, относительно того, что необходимо было быстро, не отработав все вопросы, не создав соответствующих условий, взять и почти автоматически перейти на другую систему образования. Это кончится, убеждён эксперт, очень плохо. Будет разрушено то, что имелось, и не будет создано новое.
Источник: аудиозапись радиопрограммы "Особое мнение".
|