29.01.2008 - Проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов: Болонья – это правила движения, а на каком бензине и в какой машине едут вузы – это их личное дело
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

29.01.2008 - Проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов: Болонья – это правила движения, а на каком бензине и в какой машине едут вузы – это их личное дело


Согласно президентскому росчерку пера 25 января во второй раз будет праздноваться как День российского студенчества. С каким итогом подошли студенты к этому дню? Их число существенно сократилось. Количество бюджетных мест в вузах соответственно тоже. Но есть и ободряющая новость – ситуация с утечкой мозгов несколько изменилась.

Об этом говорят ректоры ведущих вузов, выпускники которых в списке номер один отбывающих за рубеж. Во-первых, изменилась картина прибывающих к нам, считает проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов. Число студентов из Европы превысило число латиноамериканских студентов, которые традиционно выбирают российские вузы. Европейцы, обучающиеся в России, не спешат покидать ее пределы, оставаясь работать в совместных компаниях. Причиной тому, считает профессор Александр Вильсон, более низкие по сравнению с другими европейскими странами налоги. И наличие громадного рынка интеллектуального труда, который, несомненно, привлекает иностранцев. Это не преминули заметить и наши студенты. Во-вторых, отмечают ректоры финансовых вузов, по этой же причине студенты сегодня охотнее уезжают учиться за рубеж на семестр, а не на год и годы, как раньше. Они тщательней, подходят к выбору дисциплин и обучающих программ за границей. Зарубежные стажировки привлекательны для наших студентов прежде всего тем, что во время обучения там дают 20% теории и 80% практики. В-третьих, несомненно важным в этом процессе является тот факт, что наши вузы стали играть по болонским правилам. Болонская конвенция, в которую наша страна входит вот уже несколько лет, предполагает для всех вузов стран-участниц выполнение одних и тех же правил игры. Как образно выразился Александр Ефремов, Болонья – это правила движения, а на каком бензине и в какой машине едут вузы – это их личное дело.

А что получили простые граждане от Болоньи? У нас, как и у всех в Европе, появилось уровневое образование. Многие ректоры приняли его как данность. Многие студенты – как шанс менять профессию несколько раз в жизни. Всех беспокоят работодатели. Они «об уровнях» – ни сном, ни духом... Что бакалавр, что специалист – для них все непонятно. Между тем, по данным ректора Современной гуманитарной академии Михаила Карпенко, сегодня в мире человек работает по одной технической специальности в среднем не более девяти лет, затем ищет что-то новое. По другим специальностям этот срок ограничивается пятью-шестью годами. Зачем тогда учиться пять-шесть лет? Можно и поменьше. А вдруг интересы изменятся? Логика понятна. Наше высшее образование, хотя и называется профессиональным, таковым на деле не является, рассуждает далее ректор Карпенко. Оно в большинстве своем классическое академическое. И позволяет студенту социализироваться в обществе, развить личность, а не стать специалистом. Так что если чего и бояться нашему народу, так это потери самой возможности развития для своих детей. Поэтому и страхи, и вопросы – можно ли развиться за четыре года? Дайте больше... Еще момент, который пугает сегодня россиян, это потеря возможности развития вообще. Уже известно, что магистратура в основном будет платной. От некоторых ректоров можно услышать – не надо пугаться платного образования. Весь мир так учится. Скажем, не весь мир... Да можно и не пугаться. Только знать бы при этом – где брать деньги. А если брать – чем отдавать?

По материалам Независимой газеты.


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru