10.01.2008 - В новом 2008 году России надо приступить к модернизации образования, если мы не хотим проиграть в международной конкуренции за мозги
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

10.01.2008 - В новом 2008 году России надо приступить к модернизации образования, если мы не хотим проиграть в международной конкуренции за мозги


Комиссия Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации обнародовала окончательный вариант доклада "Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?" Без глубоких перемен в образовании "обрекаем себя на цивилизационное отставание", предупреждают эксперты.

– Если и дальше будем закрывать глаза на проблемы образования, то все надежды, которые сейчас провозглашаются с самых высоких трибун, не оправдаются. Россия не сможет через десять лет выйти на мировой рынок с инновационными технологиями, с новыми секторами экономики и будет обречена на роль сырьевого придатка, – заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на итоговом заседании возглавляемой им Комиссии Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации.

Мрачность прогноза уравновешивается его обнадеживающим ядром, ведь авторы доклада исходят из того, что российское образование имеет хорошие исходные предпосылки для развития. Согласно опросам социологов, 88% семей считают, что их дети должны получить высшее образование. Предпочтение людям с вузовским дипломом отдают и работодатели. Рейтинг высокий, но он наталкивается на такие препятствия, как нехватка ресурсов, архаичная система управления и устаревшая структура образования как в школе, так и в вузах.

Главный тревожный сигнал в школе – усиливаются процессы социального расслоения. За годы псевдореформ выделился сектор слабых школ, которые сосредоточены в малых населенных пунктах и доля поступающих в вузы из которых на порядок ниже, чем из городских школ. В отличие от Европы и США, у нас до сих пор не выработана система подтягивания слабых школ, система специального социального перемешивания в образовании. "Да, экономический рост сопряжен с нарастанием неравенства, но в любой, даже самой ультралиберальной стране именно система образования компенсирует это неравенство, обеспечивает равный старт для людей, ранжируя их не по знакомству, не по доходу их родителей, а по способностям", – говорит Кузьминов.

Настоящая беда университетов – вырождение исследовательской составляющей. По статистике, доля вузовских преподавателей, которые ведут собственные исследования, упала с 38% в начале 1990-х годов до смешных 16% на сегодняшний день. "То есть мы в огромной степени себя обманываем, говоря о том, что в России развито высшее образование. У нас развита его имитация. И мы не можем надеяться на то, что наши вузы будут выпускать инноваторов, если в них учат люди, которые преподают по чужим учебникам или которые никогда не писали ни одной научной статьи. Поэтому в первую очередь надо восстановить сеть научных школ", – полагает Кузьминов.

По его мнению, мир стоит на пороге мощнейшей образовательной революции. Целый ряд стран от обязательного среднего образования переходит к социальной обязательности "вышки", университетский диплом становится пропуском к любой нормальной работе в городских экономиках. В этих условиях, считают эксперты, сфера просвещения в России не может развиваться по инерции. По мнению Кузьминова, приступить к ее модернизации нужно очень быстро, сохраняя при этом массовость и доступность, приобщая к качественному образованию все большее количество граждан независимо от места их проживания и происхождения. "Для этого, – добавил Кузьминов, – в Стратегии развития России, которую готовит правительство, должны быть заложены значительно более высокие темпы государственных и частных инвестиций в сферу образования, чем это предусмотрено сейчас".

Готовившая доклад группа экспертов подсчитала, что для рывка дополнительно в систему образования придется вкладывать 0,7–1% ВВП. В течение ближайших трех-четырех лет эти вполне посильные для нашего бюджета деньги должны идти на поддержку исследований в вузах, на формирование общедоступных электронных образовательных ресурсов и, конечно, на восстановление эффективного контракта с учителем средней школы. Сегодня не хватает 250–300 млрд. рублей в год на то, чтобы учитель получал 15–20 тыс. рублей в месяц.

Вот такие перспективы рисует научная общественность.

Прямая речь

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

– У меня вызывают большие сомнения все разговоры о том, что в нашей стране сегодня хорошее высшее образование. Россия отстает от ведущих держав, по крайней мере в таких сферах, как экономика, социология, политология, право. Мы проигрываем партнерам в основных западных университетах. Нужно догонять. Задача №1 – добиться серьезного повышения качества образования. В первую очередь, на мой взгляд, нужно организовать широкую программу переподготовки преподавательского состава. Большинство российских педагогов – старшее поколение, имеющее образование, которое мировым стандартам не соответствует. Рассчитывать на преподавателей, которые не имеют опыта собственных исследований, которые читают западный учебник и потом его пересказывают или переписывают, – довольно сомнительное дело.

По материалам сайта Медиакратия.


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru