05.12.2007 - Министр образования и науки РФ подвел итоги уходящего года. Андрей Фурсенко еще раз напомнил о том, чем жило российское образование в 2007 году и дал свой прогноз об изменениях к 2025
Министр образования и науки РФ подвел итоги уходящего года. Андрей Фурсенко еще раз напомнил о том, чем жило российское образование в 2007 году и дал свой прогноз об изменениях к 2025.
Министр подчеркнул, что «никогда не закончатся и изменения в образовании». Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере. А пока министр уверенно заявляет: «Все говорят – изменения в системе образования очевидны и позитивны». За доказательствами он предлагает обратиться к регионам, в которых «люди перестали жаловаться на все подряд, а наоборот, стали гордиться своими успехами и достижениями». Министр особо отметил, что образование стало открытым для общества: например, широкое общественное обсуждение на тему преподавания истории в школе. Ректоры, например, говорят, что тесно сотрудничают с работодателями, и те ставят перед вузами очень конкретные задачи.
Не обошел он стороной и закон о стандартах образования: «В нем не сформулированы стандарты как таковые, а описана их структура. Зафиксировано, какая их часть является обязательной, а какая – вариативной (в школах – это треть, в вузах – до половины). А дальше сделан новый шаг – стандарты мы больше не разрабатываем, а покупаем». Конкурс, подчеркнул министр, не на коллектив, а на готовый документ – это гораздо более жесткие условия, чем раньше. Дальше, считает Андрей Фурсенко, разовьется нормальная конкуренция между разработчиками стандартов.
Говоря о модульной системе образования, министр заметил, что «отнюдь не все учителя в школах готовы к модульной системе преподавания», что школы еще не совсем готовы к переходу на такую систему. «Но, – подчеркнул министр, – даже если это будет практиковаться, надо понимать, что базовые требования все равно останутся для всех обязательными».
Андрей Фурсенко затронул тему новой системы оплаты труда: «Постепенно мы переходим на новую систему оплаты труда учителей, при которой будет оцениваться не количество проведенных уроков, а реальная нагрузка и качество работы учителя, с учетом всех ее составляющих, в том числе внеклассной деятельности». Кроме того, бюджет школы будет зависеть не от числа учителей, а от количества учеников. Поэтому и управляющие советов, куда входят родители, и директора школ будут заинтересованы платить хорошим учителям, которые привлекают в школу детей и дают качественное образование. Также, заявил министр, планируется изменить принципы переподготовки учителя: перечислять средства на повышение квалификации школам напрямую: «И пусть сами решают, кто из коллектива должен готовиться в педвузе, кто в академии повышения квалификации или на лицензированных курсах. Качество подготовки учителя должно быть высоким».
Качественное образование, по словам министра, – это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию. Есть и формальные признаки – например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ – «Я, кстати, продолжаю считать, что хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования». Но вообще, сказал Андрей Фурсенко, судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам: если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным. Задача министерства – сделать систему образования конкурентоспособной и востребованной. «И завершаться образование должно не просто бумажкой о прослушанных курсах по предметам, а объемом компетенций, позволяющих дальше работать и развиваться, а главное – быть востребованным на рынке труда.
Андрей Фурсенко также рассказал, что его ведомство занялось прогнозированием. Прогноз, уверен он, способен во многом изменить формирование спроса. «Думаю, будет возрастать роль гуманитарных знаний. Непрерывное образование станет необходимостью: мир меняется все быстрее, и надо не отставать. Способность человека к самообразованию окажется, скорее всего, главным условием его успешности. Увеличится значимость экологических знаний», – уверен Фурсенко.
Последние годы для системы образования были нелегкими: вузы и школы не хотели ЕГЭ, не хотели нового статуса образовательных учреждений, бились против навязываемых сверху стандартов образования и бакалавриата-магистратуры, требовали зарплату повыше, но и не хотели финансовой ответственности. Но к сегодняшнему дню все основные узлы реформы обличены в законы, последний – о стандартах образования – на днях подписан президентом. Согласован и утвержден устав Российской академии наук, и на прошлой неделе состоялось заседание Совета при президенте по науке, технологиям и образованию.
Об этом сообщает сайт pedsovet.org.
|