16.04.2007 - Г. Лазарев - многие вузы пока не осознают близости и принципиальности грядущих перемен
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

16.04.2007 - Г. Лазарев - многие вузы пока не осознают близости и принципиальности грядущих перемен


Ректор ВГУЭС, профессор, доктор экономических наук, участник рабочей группы по проекту создания в Приморье Тихоокеанского госуниверситета, Геннадий ЛАЗАРЕВ - интервью.

Какие проблемы могут возникнуть на пути создания Российского Тихоокеанского Национального университета (РТНУ)?

На первых порах перед рабочей группой стоят сплошные проблемы. Не ясен пока вопрос с концепцией и идеологией университета. На кого, к примеру, он будет ориентирован? На элитных студентов или будет доступен для широких масс. Нет ответов на вопросы о системе финансирования и о нормативах. Требуют проработки правовые вопросы.

Если браться за такой масштабный проект, то надо реализовать его максимально качественно. Я считаю, что нам необходимо перенимать передовой опыт Америки, Европы и Азии в области создания подобных Университетов. Например, сравнительно молодой инновационный университет Твенте в Голландии за небольшой срок стал серьезным конкурентом столпам мировых университетов, которые существуют не одну сотню лет. В этом случае не надо изобретать велосипед, а брать уже успешные эффективные модели. Тогда наше образование будет соответствовать мировому уровню.

Возможно ли создание Тихоокеанского Национального университета на основе уже имеющейся вузовской научной и материальной базы?

А другого пути просто нет. Мы не сможем в необходимых масштабах привлечь новые кадры, нет денег для создания новой материальной инфраструктуры. Предлагается несколько вариантов создания кампусов университета на острове Русском или в районе Академгородка, но для этого потребуется примерно 100-80 миллиардов рублей. Это просто нереально. Поэтому в данном случае целесообразно использовать базу уже имеющихся вузов. Оптимальный вариант для строительства РТНУ – территория от Фуникулера до Гоголя и Орлиная сопка. Здесь за сравнительно небольшие деньги, используя базу уже созданных кампусов, можно развить самую современную инфраструктуру.

Что касается преподавательского состава, то надо брать за основу уже имеющуюся базу и совершенствовать её. Это значить повышать квалификацию, привлекать для этого молодежь, ведущих мировых специалистов. Также следует отметить, что нельзя обеспечить вуз профессиональными преподавателями, платя им сегодняшнюю зарплату. У преподавателя должны быть нормальные условия жизни, стимулы, он должен быть социально защищен и получать достойную оплату своего труда.

Какие плюсы есть у Владивостока? Почему именно в Приморском крае, а не Хабаровском, должен быть создан РТНУ?

Приморский край – наиболее развитый регион на Дальнем Востоке России. Здесь и выход в океан, и соседство со странами АТР. В городе находится большое количество иностранцев, в том числе студентов. Необходимо также отметить, что именно во Владивостоке находится Дальневосточное отделение Российской академии наук. Природно-климатические условия здесь также самые благоприятные в регионе.

Некоторые владельцы бизнеса недовольны качеством сегодняшнего высшего образования и отказываются брать выпускников вузов на работу, предпочитая давать работникам образование на базе собственного предприятия. Почему возникла такая проблема и решится ли она с появлением РТНУ?

Претензии представителей бизнеса понятны. Но в то же время они, как правило, не могут сформулировать свои требования к выпускникам. На западе этим вопросом занимаются ассоциации работодателей. В России еще не пришли к рыночной модели образования. Любой вуз должен понимать, что его выпускники – товар. А потребители товара – работодатели. И, как любое предприятие, если вуз производит неконкурентоспособный товар, то рано или поздно он обанкротится.

Кроме того, одной из причин этой проблемы является историческое прошлое нашей страны. Мы и сегодня считаем наше образование лучшим в мире, хотя во многих странах оно не считается таковым. На протяжении долгого времени вузы советского союза готовили специалистов для плановой экономики. Потом времена изменились, но образование существенных изменений не претерпело. В основу нового университета необходимо положить самые современные в мире системы обучения и модели построения университетов. Дело это непростое, я бы сказал, сложнейшее.

А что сейчас происходит в сфере высшего образования?

Многие вузы пока не осознают близости и принципиальности грядущих перемен. Образование реально становится трансграничным, т.е. выходит на мировой рынок. Серьезнейшие изменения связаны с демографией. Только в этом году набор в вузы сократится более чем на 10-12 процентов, и так будет продолжаться ни один год. Со всеми вытекающими последствиями.

Что необходимо в первую очередь изменить в системе высшего образования?

Система высшего образования должна быть нацелена на полезность обществу и востребованность своей продукции – выпускников. Готовить востребованные кадры невозможно без четко отлаженной инфраструктуры университетов в целом. Необходимо переходить на двухуровневую подготовку (бакалавр-магистр), внедрять новые технологии обучения и повышения квалификации преподавательского состава, научных исследований, консалтинга и инноваций, необходимо позаботится и социальной защищенности работников вуза. Это значит, повышать зарплату, создавать комфортные условия работы, учебы и многое другое.

Также невозможно представить университет, где учится более 40000 студентов без профессионального управления. Нужно делать так, как это делают в самых продвинутых университетах мира. И мы это знаем и умеем.

 

По материалам сайта Дейта.RU


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru