05.10.2007 - Дни открытых дверей в российских вузах. Непосредственное общение и личный контакт по-прежнему играют важную роль в выборе учебного заведения
Дни открытых дверей – это традиционная форма привлечения внимания абитуриентов и их родителей к деятельности вуза. Хотя в настоящее время в распоряжении вузов имеется немало других информационных каналов, таких как специализированные выставки и сайты в Интернете, значение дней открытых дверей не уменьшается. Непосредственное общение и личный контакт по-прежнему играют важную роль в выборе учебного заведения.
Представители российских вузов считают, что дни открытых дверей нужны не только для того, чтобы дать абитуриенту общее представление об учебном заведении, представленным в нем специальностях и направлениях подготовки. Они также помогают будущим студентам разобраться в правилах проведения вступительных экзаменов, которые сегодня меняются в нашей стране практически ежегодно. Именно поэтому в подобных мероприятиях всегда участвуют председатели предметных экзаменационных комиссий. По мнению представителей вузов, заменить общение с ними чем-то еще (например консультациями в Интернете) пока не представляется возможным.
"В прошлом году мы проводили 4 дня открытых дверей, – рассказывает Дмитрий Шевченко, директор центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). – День открытых дверей – это возможность получить информацию о вузе и подумать, правильно ли вы выбрали вуз из десятков, дающих интересную вам специальность. На языке маркетинга это означает, что вуз является товаром предварительного выбора. Я бы сравнил выбор учебного заведения с покупкой дорогого дома, который, конечно, нужно осматривать заранее. Поэтому наш вуз дает возможность абитуриентам возможность побывать в нем, встретиться с преподавателями, изучить обстановку изнутри".
По словам Дмитрия Шевченко, сроки проведения дней открытых дверей чаще всего привязаны к датам образовательных выставок. К тому же они по возможности должны выбираться таким образом, чтобы абитуриенты могли получать актуальную информацию об условиях приема и подготовительных курсах.
Алексей Козырев, заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
- День открытых дверей проходит на факультете один раз в год в один из воскресных или субботних дней в конце марта или начале апреля. Точную дату устанавливает руководство университета. Выбор времени связан с несколькими причинами. Во-первых, дни открытых дверей на факультетах традиционно проходят после аналогичных общеуниверситетских мероприятий. Университет ежегодно организует их дважды – в январе и марте. Во-вторых, столь поздние сроки проведения дня открытых дверей связаны с тем, что мы стремимся донести до абитуриентов актуальную информацию о порядке проведения экзаменов, который меняется достаточно часто. Например, в прошлом году в университете впервые прошел единый экзамен по русскому языку и литературе – сочинения абитуриентов всех факультетов проверялись в единой комиссии.
Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса (ИТИГ МГУС) два раза в год (в марте и сентябре) проводит большие дни открытых дверей, для которых арендуется конференц-зал гостиницы "Космос" на 700 мест. Кроме того, серия подобных мероприятий проходит в учебном корпусе института в апреле, мае и июне. Таким образом, всего в институте пять дней открытых дверей в год.
Любовь Жеребнова, начальник отдела маркетинга ИТИГ МГУС:
- Для того чтобы информировать абитуриентов о проведении дней открытых дверей, мы раздаем листовки, используем рекламу в Интернете и газетах, а также обзваниваем потенциальных абитуриентов. На весенние мероприятия приходят десятиклассники, именно здесь многие записываются к нам на подготовительные курсы. Опыт ИТИГ МГУС показывает, что дни открытых дверей организуются не только для абитуриентов, но и для школьников старших классов, которые начали задумываться о выборе профессии и места получения высшего образования. Проведение дней открытых дверей, привязанных к началу годичных подготовительных курсов, позволяет вузам привлекать дополнительных слушателей.
Похожую модель проведения дней открытых дверей используют в Санкт-Петербургском филиале Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). По словам Светланы Баронене, заместителя директора филиала по дополнительному образованию, дни открытых дверей проходят в ГУ-ВШЭ (СПб) четыре раза в год: по две субботы в каждом из двух семестров. "Фиксированных недель нет, но обычно это третьи субботы сентября и ноября, февраля и апреля, – объясняет Светлана Баронене. – Для того чтобы информировать абитуриентов о планирующихся мероприятиях, мы используем наш сайт в Интернете, а также популярную петербургскую газету "Пять углов".
Подобного подхода к информационной поддержке дней открытых дверей придерживаются и другие вузы. Например, в РГГУ также используют сайт в Интернете и, кроме того, участвуют в специализированных выставках. По словам Дмитрия Шевченко, еще одним каналом распространения информации являются объявления на подготовительных курсах. Алексей Козырев напоминает также о публикациях в специализированной прессе.
Значение дней открытых дверей для вузов можно оценить по тому, кто участвует в этом мероприятии. Обычно все вузы стараются собрать на днях отрытых дверей наиболее представительный набор участников, в который обязательно входят руководители всех направлений подготовки, заведующие кафедр, деканы и ректор. Так, на дне открытых дверей философского факультета МГУ присутствует все руководство факультета, включая декана, а также заведующие всех семнадцати кафедр.
Многие крупные вузы стараются также проводить специализированные дни открытых дверей для определенных специальностей. "Отдельный день открытых дверей в феврале-марте 2007 года мы организуем для абитуриентов Института экономики, управления и права, – поясняет Дмитрий Шевченко. – В РГГУ представлено более 40 специальностей, и как раз для тех, кто интересуется экономикой, юриспруденцией, менеджментом, управлением персонала, маркетингом, рекламой, мы проводим это мероприятие".
На философском факультете МГУ день открытых дверей проходит в два этапа. Мероприятие начинается в конференц-зале 1-го гуманитарного корпуса МГУ, рассчитанном на 800 человек. По словам Алексея Козырева, свободных мест в нем обычно не остается. Здесь обсуждаются общие темы, представители факультетов отвечают на вопросы абитуриентов и их родителей. Второй этап проводится непосредственно на факультете – в это время для абитуриентов открыты все кафедры и подразделения факультета, имеющие отношение к учебному процессу. Зайти без записи на прием и задать свой вопрос можно даже к декану.
Помимо традиционных дней открытых дверей в МГУ сейчас организуется еще одно мероприятие – Фестиваль науки. Оно призвано популяризовать науку в среде школьников, поэтому представители университета считают, что его можно рассматривать в качестве своеобразного дополнения к традиционным дням открытых дверей. Если последние ориентированы в основном на освещение формальных вопросов, связанных с поступлением в МГУ, то Фестиваль делает акцент на научном творчестве в университете.
Представители вузов отмечают, что большинство вопросов от абитуриентов на днях открытых дверей касаются порядка проведения экзаменов. "Еще часто спрашивают о том, кем работают выпускники факультета после его окончания, – замечает Алексей Козырев. – Сам учебный процесс на факультете, как правило, абитуриентов интересует меньше".
По словам Алексея Козырева, представители философского факультета в своих выступлениях стараются сделать акцент на традициях университета. Декан факультета открывает мероприятие большой речью, посвященной истории факультета, старейшего в МГУ. Кроме того, приходится подробно останавливаться на проблеме обучения на договорной основе. На философском факультете сегодня довольно много студентов, которые платят за свое обучение. И здесь возникает некоторое недопонимание. Люди не всегда понимают, что "договорники" учатся в университете на тех же основаниях, что и остальные. Что они имеют такие же права (кроме права на государственную стипендию) и обязанности и, например, точно так же могут быть отчислены за академическую неуспеваемость. Этот момент руководство факультета старается пояснить заранее.
Как представители вузов оценивают отдачу от подобных мероприятий? "Своим первокурсникам на первом занятии знакомства я задавал вопрос о том, как участие в днях открытых дверей повлияло на их решение учиться у нас, – рассказывает Дмитрий Шевченко. – И 40% из них ответили, что они в последний момент изменили свой выбор специальности после личного общения с преподавателями на дне открытых дверей, а также на форуме РГГУ в разделе маркетинговой тематики и рекламы. Это подчеркивает, насколько важна устная межличностная коммуникация для выбора будущей профессии". С этим мнением согласен и Алексей Козырев. По его словам, отдача от дня открытых дверей очень велика: ее можно поставить на первое место, на втором месте идет сайт факультета в Интернете.
Кирилл Мартынов, Begin Group.
|