24.09.2007 - Член Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов: «Ни одного бесплатного места в вузах нет"
О том, чтобы возродить систему распределения выпускников бюджетных вузов, снова заговорили во властных структурах страны. Эта принудительная мера поможет привлечь кадры для научно-производственных предприятий, считает генеральный директор и генеральный конструктор Всероссийского научно-исследовательского института «Электромеханика» (ВНИИЭМ) Леонид Макриденко. С этой идеей он обратился к еще действующему премьер-министру Михаилу Фрадкову. Однако не встретил поддержки.
Какое распределение нам нужно
С тех пор как в России появились коммерческие вузы и платные места в государственных вузах, учиться на бюджетном отделении стало чем-то вроде привилегии. И многие считают логичным, что за эту привилегию студенты должны как-то «расплатиться».
«Ни одного бесплатного места в вузах нет, - пояснил корреспонденту «Россiи» член Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов. - Это бесплатное место студенту оплатило государство - то есть граждане своими налогами. Подчеркиваю, граждане оплатили человеку это место. Поэтому спрос с выпускника бюджетного отделения, конечно, больший».
Однако многие выпускники не чувствуют своей великой ответственности. По статистике, половина тех, кто закончил вуз бесплатно, не работают по специальности. А среди выпускников медицинских и педагогических вузов эта цифра достигает 70%.
Огорченный таким поворотом дел, Комитет по науке и образованию Госдумы даже лелеял мысль о том, чтобы вообще отменить бесплатное образование. Согласно идее депутатов, студенты должны или сами расплачиваться за учебу, или брать образовательные кредиты. Планировалось также, что часть студентов сможет получить государственные возвратные субсидии. После окончания вуза их можно либо отдать с процентами, либо отработать, согласившись на госраспределение. За подобный вид распределения высказывалось и Минобрнауки.
На деле государство пока только начало подключаться в виде эксперимента к поддержке образовательных кредитов. С 2007-го по 2010 год оно готово участвовать в выдаче около 30 тысяч образовательных кредитов и обеспечить банкам госгарантии в размере 650 миллионов рублей. Однако займы на учебу в вузах все еще не очень популярны среди населения - по данным ВЦИОМ, только 2% россиян рассматривают возможность привлечения кредита для финансирования образования.
Тотальное распределение по советскому типу, о котором ностальгируют многие граждане бывшего СССР, уже неэффективно, считает Алексей Чернышов. «Мир изменился, Россия изменилась, и образование изменилось, - констатирует он. - Нельзя просто так копировать то, что было раньше, даже если кажется, что это было хорошо».
С ним согласен и проректор ГУ «Высшая школа экономики» Григорий Канторович. «Это тупиковый путь, - пояснил он корреспонденту «Россiи». - Прежде всего, потому, что государство не в состоянии обеспечить трудовыми местами всех выпускников. Тем более оно не способно это сделать эффективно. Появилось множество частных предпринимателей, которых никакими силами невозможно заставить взять кого-либо на работу. Они сами решают, кого им трудоустраивать, а кого нет».
По словам Григория Канторовича, в большинстве стран мира гарантированное трудоустройство выпускников - это мечта. Но только при условии, что работа хорошая. В России же распределение непременно закончится принудительной отработкой за небольшие деньги.
Такую «принудиловку», например, несколько лет назад возобновили в братской Беларуси. Там выпускники бюджетных отделений вузов должны отработать на государство два года, однако власти грозятся, что скоро увеличат эту повинность еще года на три. Нынешние студенты от такого своего будущего не в восторге. 20-летняя Наталья, студентка 4-го курса Минского государственного лингвистического университета, выбрала специальность «компьютерная лингвистика» только для того, чтобы по окончании вуза ее не отправили учителем английского языка в село. Многие студенты перестали видеть смысл в том, чтобы получить красный диплом. Ведь даже с этой престижной корочкой им, возможно, первые годы своей взрослой жизни придется работать за гроши на умирающем заводе, потому что именно неперспективные предприятия чаще всего и требуют себе выпускников. А те никуда не могут деться, связанные по рукам и ногам обязательствами перед государством.
Есть еще один тип распределения, который предлагают эксперты, чтобы уменьшить нехватку кадров в некоторых областях. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко, например, предлагал ввести госраспределение для выпускников медицинских вузов. Проректор ГУ-ВШЭ считает, что такое распределение не должно быть поголовным. «Мы по-прежнему вместо того, чтобы поднимать заработную плату и улучшать условия труда, хотим заслать тех, кто не сумел от этого отказаться, - уверен он. - В экономике это называют «отрицательный отбор». Таким образом мы только усугубим ситуацию в сферах, где не хватает кадров».
Алексей Чернышов предлагает ввести там, где наблюдается острая нехватка специалистов, частичное распределение. При этом государство должно обеспечить выпускникам, которые готовы на него пойти, получение ссуды на жилье, определенные дотации и доплаты.
Образование в долг
«Мы привлекаем на бюджетное место людей, которые побеждают в конкурсах, олимпиадах, то есть даем преференцию тем, кто не может заплатить деньги, но является одаренным от природы. Тем самым расширяем поле возможностей для таких людей, чтобы они могли войти в производство и принести пользу государству», - считает депутат Чернышов.
Они все равно вернут государству потраченные на них средства, когда начнут работать и платить налоги. Другое дело - те выпускники, которые после окончания вуза уезжают работать за рубеж. По данным ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего, на Запад уезжают примерно 15% выпускников вузов. На обучение одного студента вуза государство тратит 45 тысяч рублей в год. Эта сумма значительно меньше, чем та, которую тратит, например, Швеция, - от 4000 до 15 000 долларов в год. Но деньги в студента все-таки были вложены, а плодами этого вложения почему-то пользуется иностранное государство. Уезжаешь работать и платить налоги за границу - будь добр, или верни, или отработай деньги, потраченные на твое образование. Такова позиция многих ректоров российских вузов. Однако поможет ли эта жесткая мера удержать молодых и амбициозных россиян на родине? В Министерстве образования и науки корреспонденту «Россiи» пояснили, что они намерены предотвращать «утечку мозгов» другими методами - повышать научным работникам зарплаты и придумывать для них специальные социальные программы.
«Выпускники ставят на первое место даже не проблему зарплаты, а проблему условий работы, современных лабораторий, - считает Алексей Чернышов. - Вот что нужно. И если человек видит, что у него есть перспективная работа в России, рост и возможность двигаться, он сам не поедет за рубеж. То есть он поедет для того, чтобы получить какие-то дополнительные знания, связи, опыт, но вернется».
По материалам газеты Россiя.
|