20.09.2007 - Ректор АПК и ППРО: "Существующие подходы к аттестации работников образования утратили актуальность"
Консультационная линия ректора АПК и ППРО Эдуарда Никитина была одной из самых оживленных. Экспертаспрашивали о прохождении аттестации, профпригодности учителей, компетентности педагогов, инновациях в образовании и многом другом.
"Не считаете ли Вы, что нужно установить порог профпригодности для учителей? Ведь согласно ТК РФ, учителя-пенсионеры (даже в возрасте 70 лет) имеют право продолжать работу, если их контракт бессрочный", - интересуется директор МОУ СОШО N1 станицы Динской Краснодарского края. "Вопросы трудовой деятельности регулируются трудовым кодексом РФ, - подтвердил слова директора Эдуард Никитин. - И этим кодексом никакого "порога профпригодности учителей" не устанавливается. Не думаете ли Вы что Ваше предложение "попахивает" запретом на профессию?
Способны ли учителя в возрасте выдерживать жесткий график работы и осваивать новые технологии? На этот вопрос ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования ответил собственным примером: "Мне 70 лет, я работаю по 12 часов в сутки, без проблем меняю при необходимости свой стиль работы, с энтузиазмом осваиваю интерактивный и мультимедийные средства".
""Педагогическое выгорание" лишь относительно связано с возрастом и стажем учителя, - уверен ректор. - Учитель-личность, учитель-профессионал умеет справляться с негативными последствиями профессии". А если же учитель переживает состояние профессионального истощения, эмоционального выгорания в одиночку и не справляется с ним, становится "хроником", депрофессионализируется, то это обусловлено неэффективной методической поддержкой, осуществляемой в школе.
Актуальна ли процедура прохождения аттестации педагогических работников, интересуется Анжела Флеенко, ведущий специалист районного управления образования из Новосибирской области. Ректор Академии повышения квалификации объяснил, что в настоящее время на федеральном уровне не приняты нормативные акты, определяющие форму и содержание аттестации педагогических работников. А аттестация осуществляется на основании нормативных актов, разработанных региональными органами управления образования. "Что касается моего отношения к этим процедурам, то оно крайне отрицательное, - признался Эдуард Никитин. - Существующие подходы к аттестации работников образования утратили актуальность, и они не поддерживаются абсолютным большинством педагогических работников".
"Слышали, что можно проходить аттестацию (в частности, на высшую категорию) через интернет, а не ехать в институт усовершенствования", - уточняет Ольга Глазатова, учитель информатики из Оренбургской области. Эдуард Никитин объяснил, что, "если положением об аттестации педагогических работников, действующем в Оренбургской области, не предусмотрена интернет-аттестация педагогических работников, следует либо добиваться изменения положения об аттестации и включения возможности интернет -аттестации, либо аттестоваться по утвержденной схеме".
"Какая компетенция должна быть у учителя, чтобы можно было говорить о компетенциях его учеников и работала бы формула "успешный учитель - успешный ученик"?" - интересуется замдиректора по учебной работе Института филологического образования Самарской области Юлия Уланова. "Для того чтобы учить своих учеников в духе компетентностного подхода, т.е. формировать у них ключевые компетентности, - считает ректор АПК и ППРО, - сам учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью (и не более того)". Формировать компетентности - это значит формировать умения, а разве в этом и не состоит задача учителя? "Само собой разумеется, для того чтобы формировать подобные умения, или компетентности учитель и сам должен ими обладать, но еще к тому же и уметь их формировать у своих учеников", - считает Эдуард Никитин. И проблема здесь не столько в том, чтобы научить этому учителя, а в том, чтобы высвободить для нее время в учебном процессе, сказал ректор.
Что может служить основанием для присвоения педагогическим работникам соответствующих квалификационных категорий? Прежде всего, это "прохождение процедуры аттестац ии в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 26.06.2000 N1908", - объяснил Эдуард Никитин. Следует отметить, добавил он, что в настоящий момент на федеральном уровне не утверждены процедуры и формы проведения аттестации педагогических работников. В связи с этим, в соответствии с п. 4 приказа Минобразования России от 26.06.2000 N1908, действуют формы и процедуры проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, определенные органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Какой у школы есть потенциал при создании и использовании инноваций? "Потенциальные возможности создания и использования инновации в школе достаточно широки и разнообразны. Они могут носить локальный, модульный или системный характер", - объяснил Эдуард Никитин. Каждый, кто выбирает инновацию (педагог или школа) должны выбрать критерии или основания, по которым будет осуществляться отбор инновации. При этом следует учесть, что каждый разработчик инновации должен нести ответственность за полное обеспечение государственных требований к качеству образования защиты прав и здоровья детей, считает ректор АПК и ППРО.
Татьяна Мельчакова, замдиректора гимназии из Татарстана поинтересовалась приоритетными направлениями в развитии современной инновационной школы в 2007/2008 учебном году. Эдуард Никитин, на основе анализа работы "Лучших школ - победителей ПНПО", назвал следующие инновационные направления:
интегративные подходы к содержанию образования, применение новых методик обучения основанных на профессиональном использовании информационно-компьютерных технологий.Дошкольная подготовка детей.Профильное обучение детей.Использование различных форм общественно-государственного управления школой.Применение проектных способов управления.Переход на нормативное и подушевое финансирование.Переход на отраслевую оплату труда работников образования. И именно опытному учителю быть тьютором и модератором, не сомневается Эдуард Никитин. "Молодые специалисты в силу своих профессионально-личностных особенностей, имеющих объективную природу, а не связанных только с качеством вузовской подготовки (это отдельный разговор), затрудняются в освоении инновационных практик, исследовательской деятельности, тьюторинга", - считает эксперт.
Ряд вопросов касался олимпиад для школьников. По словам Эдуарда Никитина, в конце 2007 года предполагается введение нового Положения о проведении Всероссийской олимпиады школьников, в котором будет определено количество предметов, квотирование участников заключительного этапа олимпиады, определен регламент проведения всех этапов. А рассылку материалов в субъекты РФ для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2007-2008 учебного года планируется осуществить в сроки до 20 декабря 2007 года.
Ректор АПК и ППРО рассказал о подготовке преподавателей в академии. В частности, Эдуард Никитин познакомил педагогов с некоторыми программами кафедры иностранных языков и кафедры информационных технологий. Также Эдуард Никитин рассказал о готовящихся в этом году сетевых консультированиях: "Для проведения консультаций будут использоваться различные новейшие и, в то же время, доступные сетевые технологии (IP-телефония с видеочатом Skype, режим on-line и of-line, электронная почта и др.). Те территории, которые используют для организации образовательного взаимодействия "на расстоянии" такие решения, как ВКС, смогут сотрудничать с нами на основе данной технологии". В аспирантуре АПК и ППРО, по словам ректора, организована такая форма научно-методической поддержки наиболее талантливых работников образования, как годичная стажировка, призванная обеспечить профессионально-личностное и исследовательское самоопределение будущего аспиранта или соискателя. Кроме того, в академии планируется запустить дистанционное обучение.
Об этом сообщает образовательный портал Педсовет.
|