17.09.2007 - На "круглом столе" в Самаре обсудили проблемы качества образования, в котором приняли участие московские и самарские специалисты в области образования и представители Европейского Союза Вальдофрского Образования (ЕСВО) из 13 стран Европы
14 сентября в Самарской Вальдорфской школе прошел "круглый стол" на тему "Проблемы качества образования в современном мире". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ, в нем приняли участие московские и самарские специалисты в области образования и представители Европейского Союза Вальдофрского Образования (ЕСВО) из 13 стран Европы, в частности, председатель ЕСВО Кристофер Клаудер (Великобритания), содиректор программы Вальдорф и лектор Плимутского университета, член Королевского общества искусств Тревор Мефэм (Великобритания) и председатель правления Международной Ассоциации Вальдорфской педагогики в Центральной и Восточной Европе Кристоф Фуке (Германия). Основные вопросы "круглого стола": понятие качества образования, его оценки и способов повышения качества образования.
Участниками "круглого стола" была поднята проблема условности оценки качества образования, причин было названо несколько. Заведующий кафедрой педагогики, профессор Самарского государственного университета (СамГУ) Михаил Горячев отметил, что содержание понятия "качественное образования" зависит от субъекта его оценки: родители, ученики, учителя, общество и государство. Иностранные коллеги в первую очередь говорят о множестве факторов, влияющих на оценку знаний учеников на экзаменах, которые и служат показателем качества или его отсутствия для проверяющих органов.
Профессор Института теории образования и педагогики Российской академии образования в Москве Владимир Загвоздкин рассказал о том, что в Москве в некоторых школах вводится система оплаты труда учителю в зависимости от результатов учеников по Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Он также отметил, что нигде в Европе попытки связать зарплату с качеством не удались и в настоящее время от этой идеи отказались.
По словам Кристофера Клаудера, не так давно в Великобритании тоже существовала такая система оплаты труда педагогам. Тогда ситуация дошла до абсурда: специальные методические пособия указывали перечень тех вопросов, которые было позволено задавать ученику, и предполагаемые ответы на них. Вопрос ученика, не упоминавшийся в списке, предписывалось игнорировать - обучение детей было нацелено исключительно на последующую успешную сдачу тестов, которые в качества метода оценки качества образования себя не оправдали.
Стоит отметить, что согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2007 году популярность ЕГЭ среди россиян резко снизилась. Если в июне 2006 г. 31% респондентов предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали выпускные экзамены в виде ЕГЭ, то в июне 2007 г. - только 22%. Уменьшилась доля тех, кто видит в ЕГЭ те или иные положительные стороны, многие предпочитают традиционные формы экзаменов.
Последний и, пожалуй, самый важный вопрос "круглого стола": повышение качества образования. Тревор Мэфем и Кристоф Фуке убеждены, что для повышения качества образования необходим обмен опытом между преподавателями, обсуждение образовательного процесса с учениками и родителями. "Это требует мужества и доверия, инициативе и возможности самоанализа. Главное, о чем никогда не должен забывать учитель, - он работает на благо ребенка, а не на благо проверяющих органов", - считает Тревор Мефэм.
Доцент СамГу Ольга Черкасова отметила, что повышение качества образования - общая задача, на выполнение которой работают не только учителя, но и ученики, и родители. "Образовательный процесс - это не только передача знаний от учителя ученику, но и от ученика к учителю. Важно, чтобы детей не только слушали, но и слышали. Именно этого пытаются достичь в вальдорфских школах", - говорит Кристофер Клаудер.
Об этом сообщает ИА REGNUM.
|