03.09.2007 - На вопросы читателей "АиФ" накануне нового учебного года отвечает министр образования Андрей Фурсенко
Перед новым учебным годом ругать Минобрнауки стало уже традицией. Недавно, к примеру, первый вице-премьер Дмитрий Медведев выразил недовольство неполной готовностью школ к 1 сентября.
В ОТЛИЧИЕ от чиновников родителей больше интересует другой вопрос: смогут ли их дети и дальше получать бесплатное качественное образование? На этот и многие другие вопросы читателей "АиФ" накануне нового учебного года отвечает глава Минобрнауки России Андрей ФУРСЕНКО.
11-летка стала обязательной
О. Хандаева, Хоринск: Последнее время систему образования жутко лихорадит: то "одиннадцатилетки", то "двенадцатилетки" и т. д. Каких ещё "сюрпризов" ждать?
- Никаких революций в образовании не будет. Сама система по своей сути консервативна, инертна, для введения новых правил требуется много времени и терпения. Однако нельзя всё время стоять на месте, делая вид, что всё хорошо и ничего трогать не нужно.
Первое изменение, на которое я хотел бы обратить внимание, касается введения с 1 сентября обязательного одиннадцатилетнего образования. Выпусков девятиклассников больше не будет. Желающие уйти из школы после 9-го класса смогут продолжить обучение в других учебных заведениях. Это позволит повысить уровень подготовки молодых людей, благодаря чему увеличатся их шансы на достойную работу и соответствующий социальный статус.
Вторая важная новация - введение в 21 регионе новой системы оплаты труда учителей. Сейчас им не платят за внеклассную работу, проверку тетрадей и не берут во внимание качество преподавания. В результате выше зарплата у того, кто набрал себе больше часов. Отныне хороший учитель будет получать достойную зарплату.
И третье: до конца года все российские школы подключат к Интернету (уже подключено 95%), чтобы даже в самой отдалённой точке страны можно было получить доступ к новым образовательным технологиям.
В чём смысл реформы?
Л. Д о р о г и н, Приволжск: Бюджетных мест в вузах осталось мало, но даже туда без денег не попадёшь! Неужели это и есть цель реформы образования - ввод платы за то, что раньше было бесплатным?
- Речь идёт не о реформе ради реформы. Перед нами стоит задача модернизации образования. Ребята должны получать качественные знания в соответствии с запросами времени. И здесь, кстати, нам нужна помощь и педагогов, и родителей, и общества в целом.
Главным же нашим финансистом было, есть и будет государство. В прошлом году на образование из бюджетов всех уровней было выделено свыше 1 трлн. руб. Ни на оборону, ни на правоохранительную деятельность такие гигантские деньги не выделяются. В этом году сумма увеличится.
ЕГЭ пока не идеальный
Д. Г у р ь е в а, Воронежская обл.: В школе моей дочери постоянно собирают деньги: то на стулья, то на телевизор. Пожаловаться в милицию - значит, поссорить своего ребёнка с учителями. Как быть?
- Мы будем бороться с поборами всеми возможными мерами. Но крайне важно, чтобы гораздо активнее в работе школ участвовали сами родители. К сожалению, они очень часто отдают детей в школу и считают, что "скинули" с себя всю ответственность.
Я считаю так: хочешь, чтобы твой ребёнок был успешным в жизни - принимай непосредственное участие в его судьбе. Сейчас во многих школах создаются управляющие советы, в которые входят родители, представители общественных организаций, выпускники этих школ. Думаю, им по силам решить и проблему школьных поборов.
Л. К а р д е л я н ц, Москва: ЕГЭ подразумевает зубрёжку, а не глубокое знание предмета. Мы что, роботов хотим выпускать из школ? Каково лично ваше отношение к ЕГЭ?
- Мы с вами прекрасно понимаем, что в мире нет ничего идеального. Если взять традиционные экзамены, то, наверное, каждый вспомнит пример необъективной оценки. Кто-то расскажет, что он просто не понравился экзаменатору. Кто-то вспомнит про репетиторов, которые занимаются не столько обучением, сколько элементарным протаскиванием в свой вуз. Список можно продолжать бесконечно. Так вот, Единый государственный экзамен - это наша первая попытка создать универсальную для всей страны систему оценки качества образования. Независимую ни от личности экзаменатора, ни от отношений с директором школы. И мы открыты для дискуссий по усовершенствованию ЕГЭ.
Медалисты останутся, но их льготы исчезнут
М. П о н ь к и н а, Зеленоград: По данным, опубликованным на сайте министерства, количество медалистов в последние десять лет неуклонно растёт. В то же время в вузах отмечают - качество их подготовки падает. Напрашивается вывод: медали покупают. Может быть, стоит отменить привилегии медалистам - те, кто действительно знает, и так поступят?
- На мой взгляд, медалисты заслуживают уважения независимо от того, какие льготы они имеют. Конечно, есть школы, в которых медали выдают буквально пачками, а потом эти ребята не могут поступить в вуз даже при небольшом конкурсе. Такая ситуация ведёт и к обесцениванию самих медалей, и к обесцениванию образования как такового. Поэтому с переходом на новую систему проверки знаний исчезнут и льготы медалистам. При этом сами медали останутся.
С. Р я д о в а, Томская обл.: Сегодня работать в школы идут меньше половины выпускников педагогических вузов. Зарплата-то низкая! Чем вы можете заинтересовать молодых специалистов?
- Я даже больше скажу. В некоторых педвузах только 5-7% выпускников, обучавшихся за счёт госбюджета, работают по специальности. И мы постепенно будем исправлять эту ситуацию.
Думаю, что сегодня материальные мотивы имеют отнюдь не первостепенное значение. Тем более что зарплата учителей постоянно растёт. Проблема в том, что молодых учителей во многих школах не ждут. За последние десять лет в силу демографического спада количество школьников уменьшилось с 22 млн. до 14 млн., в то же время количество учителей сократилось несущественно. В результате сложилась ситуация, при которой школа стала центром, где "отсиживаются" люди. Я считаю, что те, кто не хочет или не может работать в школе, должны иметь возможность из неё уйти. Хочу подчеркнуть, что главный в школе - ученик, который должен получить качественное образование.
По материалам сайта минобрнауки РФ.
|