05.07.2007 - Он-лайн-конференция с Виктором Болотовым — руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования
Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования — о том, как сдавать ЕГЭ и как будут считать баллы
29 июня в редакции «Новой» состоялась он-лайн-конференция с Виктором Болотовым — руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования.
Наступает самая горячая пора для абитуриентов и их родителей, и вопросов к «главному по ЕГЭ» накопилось достаточно. Ответы Виктора Александровича на некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
Полную видеоверсию он-лайн-конференции вы можете посмотреть здесь.
— ЕГЭ преподносят как объективную методику. Но разве преподавание может быть без личностного фактора? (Карина и Ирина Велиховы)
— ЕГЭ — не методика, это экзамен. А экзамен нужно освобождать от личностного фактора, когда одного спрашивают, в каком году началась Вторая мировая, а другого просят назвать, сколько миллионов погибло, а потом просят перечислить их поименно… Уходим мы от субъективности на экзамене. Не надо путать преподавание и оценку уровня знаний. Оценка уровня знаний должна быть жесткой.
— В этом году сказали, что сертификаты по ЕГЭ выдадут позже, а пока вузы будут принимать справки. Объясняют тем, что сертификаты не успели напечатать. Отчего такая задержка? (Лев Осипов)
— Не знаю, кто вам сказал, что они будут задерживаться, сертификаты по единому госэкзамену уже высланы в регионы. Москва, Московская область и ряд регионов печатают их сами. Мы думаем, что до 5 июля они будут выданы всем школьникам. Единственное исключение связано с ребятами, которые подавали апелляцию. У них действительно возможна некоторая задержка с получением сертификатов.
— Как-то слышал в вашем же выступлении, что любые ошибки, неточности, неоднозначные трактовки в заданиях ЕГЭ должны трактоваться в пользу ученика. Как же это увязать с тем, что в Москве в апелляционной комиссии апелляции по частям А и В не принимались вообще? (Валентин Чернов)
— Ситуация такая: части А и В обрабатываются компьютером и рассматриваются на федеральной предметной комиссии. Если были некорректные вопросы в частях А и В, то всем детям «автоматом» — подчеркиваю, «автоматом» — повышается балл. Эта задача считается ими выполненной. В этом году была одна неточность как раз в этой группе заданий, и все дети, которым попалась эта задача, получили за нее один балл. Что касается части С, там, конечно, работают предметные комиссии по апелляциям. Но там живой разговор автора решения и предметников, так же, как и в обычных апелляционных комиссиях.
— Виктор Александрович, не кажется ли вам, что тройной пересчет баллов — со школьных, которые рассчитываются из максимальных 60, на баллы ЕГЭ, которые рассчитываются из 100, а потом на вузовские баллы — слишком сложен? Почему, если в школе ребенок получил 58 баллов, то это всего 88 баллов ЕГЭ, а 59 школьных — 96! Понятно же, что 60 школьных — это 100%; тогда 58 школьных — это 97%. Как 97% могут превратиться в 88 баллов по 100-балльной шкале? (Родители одиннадцатикласников)
— Дело в том, что в разных предметах разное количество заданий, соответственно, разное количество баллов. Родители пытались понять, сколько баллов набрал ребенок, через определение процентов — 60 баллов, ребенок сделал 47, значит, вот такие проценты… Тестологи давно уже показали, что процентная шкала не годится при тестировании в области образования, и там используются две практики, но чтобы рассказать, как это делается, нужна высшая математика, тестология, теория матобработки информации. Поэтому я приношу извинения, но отвечать на вопрос не буду, много времени нужно. Но сразу хочу сказать, что в ситуации, когда в один год будут учитываться свидетельства по ЕГЭ двух лет — этого и прошлого, нам придется искать какую-то модернизацию нашей теории шкалирования. 80 баллов одного года и 80 баллов другого — это не одно и то же.
— Хочу узнать, известен ли уже перечень вузов, которым будет предоставлено право проводить дополнительные испытания? Слышал, что это будут учебные заведения силовых ведомств. Но разве педагогам не нужны особые способности, которые тоже не мешало бы выявлять заранее? Тогда уж, может быть, всем вузам проводить собеседования, чтобы определять склонности и способности своих студентов, чтобы понимать, их ли абитуриент подал заявление о приеме? (Петр Колесов)
— Первая категория — вузы культуры, спорта и так далее, где всегда проверялись некоторые индивидуальные способности абитуриентов. В этих вузах были, есть и будут оставаться их испытания. Ректоры этих вузов мне говорят: ну и слава богу, освободили меня от мучений с экзаменами по русскому языку. Это не мое, а мне нужно на другое больше обращать внимания.
Что касается вузов силовых ведомств, понятно, что им требуется понимание психологической устойчивости абитуриента. Ведь эти люди получат оружие… И там тоже свои требования по дополнительным испытаниям обоснованны.
И третья категория — элитные вузы, где высокий конкурс ребят с высокими баллами по единому госэкзамену. Для определения лучших им будет дано право на дополнительное испытание.
А если конкурс полтора человека на место, и все троечники, то никакие дополнительные испытания ничего не дадут.
— Виктор Александрович! В передаче «Времена» на Первом канале прозвучало, что ЕГЭ можно сдавать только два раза за всю жизнь. Так ли это? И как же тогда непрерывное образование? Не получилось сдать ЕГЭ два раза — и до свидания, образование?
— Это неправда, сдавать ЕГЭ можно каждый год.
От редакции:
И все равно ничего не понятно с тройным пересчетом баллов ЕГЭ. Мы объявляем конкурс среди читателей: кто популярно (без высшей математики) объяснит правила этого пересчета, получит от редакции бесплатную подписку. А заодно — присылайте в редакцию ваши личные истории, связанные с ЕГЭ.
По материалам сайта novayagazeta.ru
|