Погребения дают ценные материалы для характеристики идеологических
представлений народа, а погребальный обряд, будучи достаточно
консервативным, позволяет (с учетом других элементов культуры)
решить вопрос о генезисе населения. На сегодняшний день
исследовано 6 памятников, содержащих малобудковские погребения
Первый исследован
И. Ф. Левицким у станции Основа в 1946 г. и осмотрен в
начале 50-х годов Б. А. Шрамко. Он состоял из двух могильников
(пункты 2 и 12). В пункте 2 исследовано два погребения.
Погребение 1 содержало остатки трупосожжения и было прослежено
на развеянной поверхности дюны, где остатки кремации лежали
кучкой диаметром 0,5 и высотою 0,08 м. Среди костей лежали
обломки верхней части горшка, а дно его находилось в конической
ямке, которая была прослежена в слое белого песка ниже
костей. В этой же ямке оказались крупные обломки пережженных
костей, которые не поместились в сосуд. Погребение 2 содержало
мелкие кальцинированные кости и фрагменты нескольких сосудов.
Оно располагалось в 5 м от погребения 1. В непосредственной
близости от могильника обнаружено малобудковское поселение,
населением которого он, очевидно, был оставлен.
Могильник в пункте
12 располагался в сходных топографических условиях. Здесь
остатки погребений в виде скопления кусков керамики и
пережженных косней прослежены на развеянной поверхности
дюны, на расстоянии 4 - 7 м друг от друга.
Следующий могильник
исследован Северско-Донецкой археологической экспедицией
ХГУ под руководством Ю. В. Буйнова в 1986 г. Он располагался
в пункте Студенок VI, у одноименного села, в Изюмском
районе Харьковской области. Здесь обнаружено 3 погребения,
совершенных по обряду кремации, два из которых - урновые,
а одно - безурновое.
Следующее малобудковское
погребение по обряду кремации было обнаружено Ю. В. Буйновым
у села Червоный Шлях Балаклейского района Харьковской
обл.
Остатки еще одного
малобудковского грунтового могильника обнаружены в пункте
Марки I, в черте Полтавы. Он располагается на первой надпойменной
боровой террасе левого берега р. Ворсклы. В непосредственной
близости от могильника находится малобудковское поселение.
На площади могильника зафиксированы четыре урновые погребения.
Одиночное захоронение
исследовано в Полтавской области у с. Авдеевка в 1983
г. ЛЛАЭ под руководством Н. Н. Чередниченко. Здесь в насыпи
кургана обнаружено малобудковское погребение 2. Контуры
могильной ямы не прослежены. Умерший лежал в сильно скорченном
положении, на левом боку, несколько завалившись на живот.
Руки согнуты в локтях, кисти - перед, грудью. Колени прижаты
к грудной клетке, пятки - у таза Костяк ориентирован головой
на юго-запад. У головы погребенного обнаружен развал плоскодонного
малобудковского горшка.
Заканчивая анализ
погребений, можно указать на наличие у малобудковцев биритуального
обряд погребения при ведущей роли кремации, что связано,
очевидно, с возрастающей ролью культа огня. Этот культ
прослеживается не только в погребальной обрядности, но
и в культовых церемониях. Так, на посуде появляются солярные
знаки ("свастика"), на поселениях устраиваются
"домики мертвых" с остатками кремации в них,
а при переходе от малобулковского к собственно бондарихинскому
времени появляются зольники. При этом как культовые сооружения,
так и вещи с них несут на себе следы влияния соседних
северных и северо-восточных культур таких как сосницкая,
лебедовская и белогрудовская. В частности, на одном из
северо-восточных памяткиков (могильнике Марки 1) обнаружена
редкая для малобудковцев, но широко распространенная у
соседних племен тюльпановидная форма сосудов, которая
малобудковцами у них, очевидно, была заимствована. Наличие
у малобудковского населений погребений и культовых сооружений
с остатками кремации позволяет с определенной долей вероятности
включить созданную ими культуру в ареал распространения
культур полей погребений эпохи поздней бронзы Средней
и Восточной Европы.
Гораздо сложнее
проследить сейчас влияние на малобудковское население
срубных племен. Возможно, сохранению обряда трупоположения
малобудковцы обязаны влиянию, идущему из среды срубных
племен.
|