Для более полного решения интересующего нас вопроса воссоздадим
историческую обстановку, которая сложилась во второй половине
II тыс. до н. э. в лесной и лесостепной зонах Восточной
Европы. Если в южной части лесной полосы распространение
скотоводческо-земледельческих форм хозяйства и быта привело
сначала к возникновению приказанской и поздняковской культур,
отразивших в своей материальной культуре тесные связи
с южными земледельческо-скотоводческими племенами, то
севернее - там, где связи с южными соседями уже не ощущались,
- в обстановке распространения скотоводческо-земледельческого
быта возникла культура текстильной керамики. В дальнейшем
культура текстильной, или раннесетчатой, керамики распространяется
на юг и юго-восток, в область распространения поздняковской
и приказанской культур, где она какое-то время существует
чересполосно с последними. И лишь в конце II тыс. до н.
э., в начале позднего этапа существования поздняковской
культуры, носители этой культуры начали свое движение
из Волго-Окского междуречья на юг. В это же время начался
отток части срубного населения из Подонья и лесостепного
левобережья Днепра, оставшаяся же его часть послужила
субстратом для сложения бондарихинской культуры.
Таким образом,
происхождение малобудковского населения связано с поздняковской
культурой. Роль же субстрата в сложении малобудковцев
сыграли племена раннесетчатой, приказанской, позднесрубной,
абашевской, белогрудовской, сосницкой, белозерской и фатьяновской
культур. Ниже мы рассмотрим вклад каждой из них.
Малобудковское
и поздняковское населения сближают общие черты в материальной
культуре, погребальном обряде, хозяйстве. Сюда относятся
формы и орнаментация посуды, процентное соотношение орнаментальных
мотивов, орудия труда и оружие. Биритуализм в погребальном
обряде при ведущей роли кремации, а также солярные знаки
сближают населения этих двух культур.
Вклад приказанского
и раннесетчатого населения в формировании малобудковцев
связан с некоторыми формами посуды, ее орнаментацией,
а также формой и размерами жилищ.
Влияние абашевской
культуры на малобудковское население, а также ее вклад
в формирование последнего хорошо прослеживается в типах
украшений, форме и орнаментации керамики, особенно воронежской
группы населения. От абашевцев к малобудковцам приходят
сосуды колоколовидной формы и спиралевидные подвески.
Следует также отметить влияние на малобудковцев, исходящее
еще от двух культур, относящихся исследователями к балтам.
Это С. 24. фатьяновская
и сосницкая культуры. Влияние первой, прямое или опосредованное,
прослеживается в шаровидной форме керамики, ее вогнутых
днищах и подлощенной поверхности посуды. От сосницких
племен к малобудковцам, очевидно, попали тюльпановидные
сосуды и орнамент "колючей проволокой". Данные
черты в малобудковской керамике хорошо прослеживаются
на северо-западных малобудковских памятниках, которые
территориально наиболее близко располагались к сосницким.
Здесь же, очевидно, происходил контакт малобудковцев с
белогрудовской культурой, от которой к малобудковскому
населению приходит обряд возведения зольников и, возможно,
орнаментация посуды валиком.
Значительное
влияние на формирующееся малобудковское население оказали
также ираноязычные позднесрубные, сабатиновские и белозерские
племена. При этом позднесрубные и малобудковские племена
длительное время сосуществовали на одной территории. С
ними связано сохранение у малобудковцев трупоположения
в скорченном положении на левом боку, головой на Ю, ЮЗ
или СЗ. Некоторые типы малобудковских жилищ также могут
восходить к срубным постройкам. Кроме этого, к белозерскому
времени можно отнести костяную бусину, а к сабатиновской
культуре - литейную формочку, псалий и височное кольцо,
обнаруженные на малобудковских памятниках.
Таким образом,
на археологическом материале четко прослеживается влияние
на финно-угорское (малобудковское) население балтского
и ираноязычного населения, часть которого вошла одним
из компонентов в сложившуюся бондарихинскую культуру.
|