Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ     КАТАЛОГ     НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Воловик С.И. К вопросу о сложении бондарихинской культуры // Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины: Тезисы докладов. - Харьков, 1995. - С. 23 - 24.
           Для более полного решения интересующего нас вопроса воссоздадим историческую обстановку, которая сложилась во второй половине II тыс. до н. э. в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Если в южной части лесной полосы распространение скотоводческо-земледельческих форм хозяйства и быта привело сначала к возникновению приказанской и поздняковской культур, отразивших в своей материальной культуре тесные связи с южными земледельческо-скотоводческими племенами, то севернее - там, где связи с южными соседями уже не ощущались, - в обстановке распространения скотоводческо-земледельческого быта возникла культура текстильной керамики. В дальнейшем культура текстильной, или раннесетчатой, керамики распространяется на юг и юго-восток, в область распространения поздняковской и приказанской культур, где она какое-то время существует чересполосно с последними. И лишь в конце II тыс. до н. э., в начале позднего этапа существования поздняковской культуры, носители этой культуры начали свое движение из Волго-Окского междуречья на юг. В это же время начался отток части срубного населения из Подонья и лесостепного левобережья Днепра, оставшаяся же его часть послужила субстратом для сложения бондарихинской культуры.
           Таким образом, происхождение малобудковского населения связано с поздняковской культурой. Роль же субстрата в сложении малобудковцев сыграли племена раннесетчатой, приказанской, позднесрубной, абашевской, белогрудовской, сосницкой, белозерской и фатьяновской культур. Ниже мы рассмотрим вклад каждой из них.
           Малобудковское и поздняковское населения сближают общие черты в материальной культуре, погребальном обряде, хозяйстве. Сюда относятся формы и орнаментация посуды, процентное соотношение орнаментальных мотивов, орудия труда и оружие. Биритуализм в погребальном обряде при ведущей роли кремации, а также солярные знаки сближают населения этих двух культур.
           Вклад приказанского и раннесетчатого населения в формировании малобудковцев связан с некоторыми формами посуды, ее орнаментацией, а также формой и размерами жилищ.
           Влияние абашевской культуры на малобудковское население, а также ее вклад в формирование последнего хорошо прослеживается в типах украшений, форме и орнаментации керамики, особенно воронежской группы населения. От абашевцев к малобудковцам приходят сосуды колоколовидной формы и спиралевидные подвески. Следует также отметить влияние на малобудковцев, исходящее еще от двух культур, относящихся исследователями к балтам. Это С. 24. фатьяновская и сосницкая культуры. Влияние первой, прямое или опосредованное, прослеживается в шаровидной форме керамики, ее вогнутых днищах и подлощенной поверхности посуды. От сосницких племен к малобудковцам, очевидно, попали тюльпановидные сосуды и орнамент "колючей проволокой". Данные черты в малобудковской керамике хорошо прослеживаются на северо-западных малобудковских памятниках, которые территориально наиболее близко располагались к сосницким. Здесь же, очевидно, происходил контакт малобудковцев с белогрудовской культурой, от которой к малобудковскому населению приходит обряд возведения зольников и, возможно, орнаментация посуды валиком.
           Значительное влияние на формирующееся малобудковское население оказали также ираноязычные позднесрубные, сабатиновские и белозерские племена. При этом позднесрубные и малобудковские племена длительное время сосуществовали на одной территории. С ними связано сохранение у малобудковцев трупоположения в скорченном положении на левом боку, головой на Ю, ЮЗ или СЗ. Некоторые типы малобудковских жилищ также могут восходить к срубным постройкам. Кроме этого, к белозерскому времени можно отнести костяную бусину, а к сабатиновской культуре - литейную формочку, псалий и височное кольцо, обнаруженные на малобудковских памятниках.
           Таким образом, на археологическом материале четко прослеживается влияние на финно-угорское (малобудковское) население балтского и ираноязычного населения, часть которого вошла одним из компонентов в сложившуюся бондарихинскую культуру.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru