В результате
многолетних исследований археологической экспедицией
ДГУ в Днепровском Надпорожье и правобережном Предстепье
были открыты 20 погребений ямной культуры, отличительной
чертой которых является раскраска костей черепа.
Для населения
последней обычно применялась охра ярко-красного цвета,
причем характер размещения изображений на поверхности
черепа, включая темную, затылочную и височную кости,
позволяет предполагать использование раствора охры.
Невыясненным остается вопрос - производилась окраска
посмертно при наличии мягких тканей или через определенный
промежуток времени, после естественной мацерации.
Самой распространенной
композицией являются горизонтальные полосы, окрашивающие
лобную часть (Кисличеватая III, 4/2, Малозахарьино 1/7,
Звонецкое 23/2, 23/14 и др.), реже встречаются U - образные
изображения (Жовтневое I, 3/7, Терноватка 1/3), овальные
пятна над и под глазницами (Терноватка 1/4, Боровковка
1/7). Интересный рисунок на лобной кости умершего из
п.З, к.7, гр.II у с.Григорьевка, состоявший из двух
параллельных полос узкого очелья с шестью каплевидными
"подвесками" и широкой ленты (Ковалева и др.,
1989), а также изображение фигуры с шестью выступами
в сочетании с полосами над и под глазницами из п.7,
к.1 у с.Боровковка (Ковалева, Шалобудов, 1992). Аналогии
ритуальным раскраскам черепа в ямных памятниках степей
Восточной Европы немногочисленны. К ним относятся п.11,
к.2, гр.III у с.Лакедемоновка и п.5 к. 15 у Мехзавода
в Ростове, где черепа "были расписаны охряными
полосами" (Ильюков, Казакова, 1988).
Наиболее ранним
проявлением данного феномена можно считать раскраски
черепов из погребений VIII-VII тыс. до н.э., обнаруженных
в Иерихоне (докерамический неолит А) (Антонова, 1990).
Несколько позднее - середина VII- середина VI тыс. до
н.э. - подобный обычай оформления поверхности черепа
имел место в Чатал-Хююке (Антонова, 1990). Примечательно,
что указанные случаи раскраски черепов обычно происходят
из погребений со следами погребальных масок.
Сказанное вполне
соотносится с материалами Северного Причерноморья и
Приазовья. Так в п.1, к.11, гр.II у с.Григорьевка глазницы
и грушевидное отверстие погребенного были заполнены
смолистым веществом, на лобной кости фиксировалась полоса,
нанесенная охрой. В катакомбном погребении № 4 к.7 у
с. Марьяновка на Николаевщине глазницы и носовая полость
скелета были заполнены охрой с мелкими С.
29. угольками, а по переносице была проведена
полоса алой охрой (Довженко, Солтыс, 1991). Да и сама
раскраска, как предполагают исследователи, могла являться
деталью несохранившейся погребальной маски (Ильюков,
Казакова, 1988).
Вопрос о высоком
социальном статусе погребенных с масками в
катакомбной КИО в настоящее время решен практически
однозначно (Ковалева, 1989; Пустовалов, 1989, 1992;
Марина, 1990, 1995; Отрощенко, Пустовалов, 1991). Анализ
ямных погребений с раскраской черепов свидетельствует
в пользу их неординарности. Лишь 4 из 20 захоронений
не сопровождались насыпями или досыпками, объем могильных
сооружений в большинстве превышают обычные для так называемых
"рядовых" погребений (табл.:1-№ п/п; 2-погребение,
3-наличие насыпи, 4-объем входной ямы, 5-объем могилы,
6-поза, 7-ориентация, 8-возраст, 9-антропологические
определения), а в оформлении могил представлены раскраска
стен охрой, устройство специальных изголовий, сложные
подстилки на дне. Инвентарь рассматриваемых погребений
представлен сосудами, бронзовым ножом, кремневым наконечником
стрелы, деревянными изделиями и костяными пронизями.
Особого внимания заслуживает находка в п.2 к.1 у с.Малозахарьино
остатков кожаной сумки, внутри которой находились два
разбитых в древности человеческих черепа. Антропологические
определения показывают преобладание среди погребенных
мужчин в возрасте от 20 до 35 лет.
Все вышесказанное
позволяет предполагать принадлежность погребенных с
раскрасками черепов к высшей страте ямного общества.
С.
30.