Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Татаринов С.И., Федяев С.В. Некоторые культовые предметы эпохи бронзы (по материалам могильника "Лиманское озеро" на Северском Донце ) // Проблемы истории и археологии Украины: Тезисы докладов научной конференции. - Харьков, 1999. - С.16.
           Важнейшими памятниками при изучении археологических культур поздней бронзы Донетчины являются поселения. Их исследование открывает возможности для целого ряда проблем связаных с экономикой, социальной организацией и духовной культурой донецких племен эпохи поздней бронзы.
           Работы на многослойном поселении ''Лиманское озеро' 'расположенного у с.Дроновка Артемовского р-на проводились с 1974 по1988 гг.
           К культовым предметам срубной культуры найденным на поселении можно отнести миниатюрные сосуды, сосуды со знаками и их фрагменты, остатки металлообработки (литейные формы, инструментарий), а также мы хотели бы отметить и ритуальные захоронения животных связаных с закладкой жилищ на поселении.
           Два вотивных сосудика было найдено в культурном слое эпохи бронзы. По технологическим признакам эти сосуды ничем не отличаются от остальной керамики срубной культуры найденной на поселении. Они изготовлены из глины того же качества и содержат одинаковую с ними примесь. По форме - это банки с несколько утолщенным дном. Изготовлены небрежно, орнаментация пальцевые вдавления у края венчика. На близлежащих поселениях (Ильичевка, Пустынка, Волынцево) такие же сосудики были обнаружены под очагами, что дает основание связывать их с определенными культовыми церемониями. Среди обычной керамики срубной культуры на поселении встречены сосуды и фрагменты керамики со знаками. Среди изображений встречаются: прочерченные волнистые линии, солярные знаки в виде крестов, треугольники с внутренним заполнением и т.д. Такие сосуды связывают с календарной - сельскохозяйственной символикой, природной стихией и изображением животных.
           К предметам культового назначения можно отнести остатки металлообрабатывающего производства, найденные на Лиманском озере. Отмечая сакральное значение литейных форм Е.Н. Черных указывал, что "находки здесь фактически рассеяны на значительном пространстве и скорее напоминают ритуальные захоронения или своеобразные кладбища литейных аксессуаров". Следы металлообработки на Лиманском озере не сконцентрированные в одном локальном месте, а разбросаны по всей площади раскопок, при этом литейные формы всегда разломаны. Е.Н. Черных объясняет это страхом, который внушали своим сородичам люди "огненной профессии". Кузнеца боялись по тому, что он тесно общался с таинственными духами огня и земли и умел превращать камни в металл. Он мог причинить ужасные страдания. Не меньшую силу воздействия на людей имели и орудия труда кузнеца, поэтому они и встречаются в разбросанном виде. Кузнец почти никогда после поломки не выбрасывал свои инструменты, чтобы они не могли отомстить ему за непочтительность, не лишили бы его силы, не наслали на него болезни.
           Обычай захоронения в жилищах и на поселениях жертвенных животных своими корнями уходит в палеолит и продолжает существовать в последующие эпохи. На Лиманском озере обнаружены два захоронения конских черепов. Первое находилось у западной стенки жилища. Череп лежал основанием вверх, передней частью на юго-запад. Второй найден между жилищем и хозяйственной постройкой, ориентирован передней частью на юг. Оба перекрыты наслоениями срубной культуры. По всей видимости эти культовые захоронения связаны с церемониалом закладки первых жилищ на поселении. О.А. Кривцова-Гракова, в частности, связывает черепа из жилищ Алексеевского поселения с жертвоприношениями, совершенными при закладке землянок.
           В целом материал полученный при раскопках поселения Лиманское озеро позволяет говорить о существовании в эпоху поздней бронзы у племен Лесостепной Украины некоторых культов. Образ жизни и тип хозяйства способствовали развитию культа огня, домашнего очага, а также тесно переплетающегося с ним культа предков. Достаточно отчетливо прослеживается культ солнца и культ животных (солярная символика на керамике, украшениях, ритуальные погребения животных). Культовые постройки на поселениях эпохи поздней бронзы в бассейне Северского Донца не известны. И есть все основания считать, что в это время специальные храмы не сооружались, а культовые обряды совершались в жилищах и за их пределами.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru