Антропоморфные
стелы эпохи раннего металла с богатой иконографией выявляют
сравнительно редко. Что же касается скульптур с изображениями
наи-большей сложности, то их находки вообще единичны.
Для предстепий Средне-днепровского Левобережья обращает
на себя внимание группа уникальных об-разцов монументальной
скульптуры эпохи палеометалла - идолов из Керносов-ки,
Натальевки и Федоровки, обнаруженных в нижнем течении
рр. Орели и Са-мары.
С.
81. Идол из с. Федоровна Карловского района
Полтавской обл. - наи-более северная находка стелы с
богатой иконографией на Левобережье, обнару-жен в 1,35
км к юго-востоку от села, на второй надпойменной террасе
левого бе-рега р. Орчик, поблизости от распахиваемого
кургана. В 1979 г. стела перевезе-на в Полтавский краеведческий
музей, где ныне экспонируется (Супруненко, 1986, с.
49; 1988, с. 3 - 4).
Изваяние изготовлено
из плиты песчаника подпрямоугольной формы, су-жающейся
книзу. Ее высота 133 см, ширина в плечах 51 см, в нижней
части 30 см, толщина 15 - 21 см. Лицевая и оборотная
стороны плоские, боковые закруг-лены. Гравированные
изображения покрывают верхнюю часть стелы. Основание
выделено уступом, утолщено и грубо обработано, что является
свидетельством установки изваяния в грунте в вертикальном
положении (Телегін, 1971, с. 3 - 4). Рисунки, нанесенные
на стелу, выполнены при помощи орудия в виде нешироко-го
зубильца, с подшлифовкой поверхности скульптуры. Изображения
лицевой плоскости исполнены, преимущественно, в технике
невысокого (0,3 - 1 см) ре-льефа, оборотной - контурного
углубленного рисунка (канавка различной шири-ны глубиной
0,5 - 2 см), боковых - в смешанной технике (рис. 7,
1 - 4). Голова и правое плечо скульптуры отбиты в древности.
Сохранившееся
левое плечо стелы украшено двумя разделенными
на-сечками валиками, образующими полуовалы. Канавкой
изображение отделено от выступа головы. Лицевая плоскость.
Выступ головы отделен рельефным ва-ликом. На уровне
груди проведена прямая горизонтальная канавка. Ниже
- изо-бражение рук, согнутых в локтях, частично занимающих
и боковые стороны сте-лы. Кисти рук находятся на одном
уровне: левой расправлена и прижата ла-донью к груди,
правой - сжимающая стрелу (?) острием вниз. Выше левой
руки - изображение предмета в виде валика (остатки рисунка
лука с тетивой - ?). Под руками помещено изображение
брюшной диафрагмы. В центре расположена сце-на при участии
человека и животного. Мужчина (обозначен фалл) изображен
с поднятыми вверх руками, выделенными рельефом стопами
ног и прямым длин-ным хвостом. Человек развернут в сторону
животного, изображенного в профиль с опущенной головой
и длинным хвостом. Рядом с ними - круглое углубление
в виде пупа, обрамленное валиком. С.
82. За поясом, проходящим через все сто-роны
стелы, находится вислообушный топор, обух которого повернут
к центру.
На оборотной
стороне идола изображен ствол - "позвоночник"
с отхо-дящими от него под углом 70° вверх "ребрами"
- канавками, образующими древо жизни. Его основанием
является дуговидное углубление в виде ягодичной об-ласти
человека. В верхней части, у вертикального ствола, находится
изображе-ние прямой палки- посоха с 13-ю нарезками вверху.
Пояс на оборотной стороне стелы пересекают контуры стоп
ног человека носками вверх. На поясе обозна-чены углубленными
кольцами справа семь отверстий.
На боковых
сторонах стелы показаны полосы, являющиеся продолже-нием
линий оборотной плоскости, только изображенных сломанными
под углом к параллельным канавкам-"ребрам"
оборотной стороны.
Изображения,
помещенные на стеле, имеют иконографические аналогии
среди ряда скульптур эпохи раннего металла (Араканцево,
Баратовка, Казанки и др. стелы Крыма, Плачидол. Трояиы,
Хаманжия и др.). Наиболее близки рассмат-риваемому изваяния
из Керносовки, Натальевки, Новоселовки. Яркой и своеоб-разной
на идоле является сцена с изображением человека-шамана
с хвостом с поднятыми вверх руками. Обозначение фалла
- свидетельства культа плодоро-дия - для мужского начала
непосредственно связывается с астральными культа-ми
(Кушнарева, Чубинишвили, 1970. с. 166). Помещенное рядом
изображение животного рассматривается как изображение
коня, чему не противоречат его де-тали: пропорции тела
и длинный хвост. Такие рисунки известны на плитах Ка-менной
Могилы и Усатовского кургана, идоле из Керносовки. Композиция
может обозначать сцену поклонения коню-посреднику между
землей людей и небом предков, небесному коню, связанному
с солнцем и плодородием, а также быть отражением какого-либо
тотемического обряда, бытовавшего в среде скотово-дов
Левобережья.
Антропоморфность
Федоровского идола подчеркивается помещением на статуарное
изображение ряда доминирующих человеческих признаков
- утра-ченного выступа головы, наличии плеч, изображений
рук, брюшной диафрагмы, пупа. Все это, дополненное изображениями
символов власти - пояса и топора - является воплощением
образа представителя верховной власти - С.
83. жреца или вождя, наделенного жреческими
функциями или же, вероятно, одного из важнейших божеств.
На оборотной
плоскости стелы помешен ряд изображений, связанных с
древним индоевропейским мифом о посещении жрецом или
вождем мира пред-ков и возвращении его назад в виде
предка-покровителя (Новицкий, 1990) типа известного
Пуруши (Чмыхов, Довженко, 1987, с. 135-138). В набор
необходимых для этого культовых средств входят посох
и контуры стоп (Алексеева, 1990), ин-терпретируемые
рядом исследователей как реальное воплощение дающего
жизнь солнечного божества (Ричков, 1982, с. 64 - 69;
Титова, 1982, с. 12-14) или символизирующего превращение
человека в существо высшего порядка (Алек-сеева, 1990).
Интересно, что обращенные кверху носки стоп, видимо,
свидетель-ствуют именно о возвращении с "того света"
изображаемого. Положение стоп, пересекающих пояс, символизирует
определенную связь изображений стоп-сим-волов великого
божества плодородия, господствующих форм хозяйствования
и власти (Титова, 1982, с. 14). Вместе с тем дополнительные
признаки антропо-морфности - наличие ребер - это не
только элементы того же мифа об уходе из мира живых
(Новицкий, 1990), но и своеобразная кодировка пространственно-временной
связи этих явлений. "Ребра" - канавки оборотной
плоскости продол-жаются с изломом (повторяя очертания
человеческой фигуры) на боковых сто-ронах, достигая
лицевой грани (рис. 7,1), как бы связывая мир создателей
из-ваяния с миром предков. Изображения "позвоночника"
и "ребер" при рассмотре-нии воспринимаются
как древо жизни с характерным трехчленным делением:
корни (ладьевидное углубление) - ствол - ветви, соответствующими
миру пред-ков ("тому свету"), настоящему творцов
изображения и их космогоническим представлениям.
С открытием
календарных основ росписи памятников монументальной
скульптуры эпохи палеометалла Восточной Европы (Дворянинов,
1980, с. 42 - 52) стал возможен анализ графических изображений
при помощи методики, раз-работанной для позднепалеолитической
графики, используя которую обнаруже-ны древнейшие в
мире календари (Фролов, 1974, с. 41 - 48, 118-146).
Рассмат-ривая древо жизни на Федоровском идоле, С.
84. удалось проследить опреде-ленные календарные
основы символики графического изображения как и на ря-де
др. памятников (Дворянинов, 1980, с. 48; Шилов, 1982,
с. 33 - 34).
Сумма линий-канавок
с левой и правой сторон древа жизни составляет 27. Это
отвечает количеству суток драконического месяца (Климишин,
1985, с. 34 - 36). Суммы линий слева и справа (учитывая
изломанные под углом канавки боковых сторон) составляют
соответственно 26 и 28, которые при сложении еди-ницы
(графически ствол древа) будут составлять 27 и 29. Это,
как известно, от-вечает количеству суток в драконическом
и синодическом месяцах лунного го-да. С правой стороны
древа - сумма линий 28, то есть количество суток в усред-ненном
месяце (27 + 28).
  2
Общее количество линий, которые не доходят к стволу
справа, - 12 (учитывая нижнюю изломанную дважды, 13),
слева - 6. В сумме 6 и 12 составляют 18, что отвечает
количеству безмесячных ночей лунного года. Интересно,
что умножив суммы линий справа - 28 и 12, - мы получаем
336, что составляет количество лунных ночей в лунном
году из 354 суток. Заметим, что общая сумма линий, ко-торые
доходят вверху к стволу, вместе с последним, составляет
55 и отвечает числу дней, показывающих отставание лунного
года от солнечного за 5 лет. При-веденная интерпретация
не безупречна, но присутствие календарных основ в графике
древа жизни безусловно.
Таким образом,
Федоровская стела - это скульптура божества с телесны-ми
атрибутами человека (Штернберг, 1936 с. 38), соответствующая
комплексу представлений о первопредке - герое древних
индоевропейцев (Пуруша), яв-лявшемся символом и законом
существования Вселенной и общества, верхов-ным родоплеменным
божеством, двойником знатного погребенного и проводни-ком
его души в мир богов (Чмыхов, Довженко, 1987, с. 138).
.Этому не противо-речит и наличие на оборотной стороне
идола элементов календарной графики - символов времени,
видимо, входящих в круг процессов, руководимых божест-вом,
фиксирующих временные ориентиры, необходимые для достижения
"того света" и возвращения назад. Не исключено
также, что изображения на стеле яв-ляются отражением
представлений древнего населения Левобережья об умираю-щем
и вновь возрождающемся божестве.
С.
85. Большинство стел левобережного Поднепровья
связывается иссле-дователями с памятниками ямной и катакомбной
культурно-исторических об-щностей (Довженко, 1989, с.
66 - 67; Формозов, 1969, с. 179-180 и др.). Датиров-ка
идолов с богатой иконографией не выходит за пределы
конца III - начала II тыс. до н. э. На более точную
дату - в рамках первой четверти II тыс. до н. э. - указывают
аналогии изображенного на стеле каменного вислообушного
топора, имевшие распространение в среде позднеямных
и кеми-обинских племен Юга Украины.
И хотя курган
был частично нарушен сурчиной, исследования 1988 г.
да-ли определенные результаты. Курган высотой 1,32 м
и диаметром 38 м содержал 6 погребений - ямное, катакомбное
и 4 срубных. Его насыпь сооружалась из чер-нозема в
два приема, Первичная насыпь возведена над погребением
5 ямного времени и имела высоту 0,95 м при диаметре
22 м, отличалась сильно уплотнен-ным грунтом поверхности,
которая была усыпана мелкими комочками охры. На ней
в дерне выявлены костяная деталь музыкального инструмента
типа "флейты Пана" и кости лошади. Вокруг
древнего кургана был вырыт ровик шириной 0,4 - 0,8 м
и глубиной до 0,4 м с округлым дном, прослеженный с
севера и юга. В вос-точной поле обнаружены остатки установленного
вертикального деревянного шеста диаметром 6 см. Последующая
досыпка связана с катакомбным погребе-нием 3, произведенным
практически с вершины первичной насыпи. Центральная
часть кургана изрыта, в т. ч. землероями.
Основное погребение
5 находилось у центра первичной насыпи на глуби-не 2,22
м от репера. Оно было совершено в материковой подпрямоугольной
в плане яме размером 1,55 х 2,1 м, ориентированной по
линии СВ - ЮЗ, опущен-ной с уровня древней поверхности
на глубину 0,92 м (рис. 7, 5). Яму широким кольцом окружал
смешанный выкид (3-В) размером 5,6 х 7,8 м С.
86. мощностью до 0,4 м. На древней поверхности
в основании выкида обнаружены части тел позвонков лошади
и овцы, под выкидом - венечная кость фаланги пальцев
ло-шади. Поверхность выкида была усеяна обломками мелких
животных костей и угольками. В заполнении ямы находился
чернозем значительной плотности, уто-птанный при засыпке.
Остатков перекрытия и погребенного не выявлено.
Продольные
отвесные стенки ямы сужались к западу, придавая ей "сте-ловидную"
(отдаленно напоминающую антропоморфную) форму в плане.
К юго-западной стенке погребальной ямы примыкала круглая
в плане материковая яма диаметром до 1 м, также опущенная
с уровня древнего горизонта на глубину 0,97 м (рис.
7, 5). Ее стенки плавно сужались книзу, переходя в округлое
дно. В заполнении чередовались прослойки чернозема и
суглинка толщиной 3 - 4 см, на поверхности которых отмечались
следы увлажнения в виде затеков (рис. 7, 6). Всего прослежено
5 пар таких прослоек.
Образуя "антропоморфное"
в плане сооружение, ямы погребения 5 слу-жили культовым
целям, являясь кенотафом. Вероятно, над ними совершались
определенные обряды, связанные в т. ч. с жертвоприношениями.
Это не проти-воречит высказанной гипотезе о характере
назначения Федоровского идола и предназначении всего
комплекса первобытному храму, связанному с обрядом погребения
первопредка-двойннка вождя или жреца с целью совершения
"путе-шествия" последнего в мир богов и предков
и его возвращения оттуда. На при-надлежность комплекса
позднеямному времени указывают находки фрагментов лепной
керамики в насыпи кургана, ориентация и форма ямы погребения
5.
Комплекс кургана
со стелой с богатой иконографией у с. Федоровка на р.
Орчик является уникальным памятником племен ямной культурно-исторической
общности и ярким свидетельством идеологических представлений
населения Среднеднепровского Левобережья в начале раннего
бронзового века.
Рис. 7. Федоровский идол:
лицевая, левая, обратная и правая стороны. 5 - план погребения
5 Федоровского кургана, профиль ямы и 6 - разрез заполнения
"жертвенной" ямы погребения 5.