К настоящему времени
на территории Нижнего Подонья и прилегающего бассейна
Северского Донца раскопан значительный массив погребений
донецкой катакомбной культуры.
К настоящему времени
на территории Нижнего Подонья и прилегающего бассейна
Северского Донца раскопан значительный массив погребений
донецкой катакомбной культуры. Накопленный материал позволил
создать схемы периодизации (Братченко, 1976; Смирнов,
1996). Вместе с тем обращает внимание тот факт, что данные
работы были выполнены почти исключительно по материалам
погребений. Это связано в первую очередь с малочисленностью
и слабой археологической исследованностью известных поселений.
В сложившейся ситуации любые новые поселенческие остатки
донецкой катакомбной культуры особенно важны.
К 1999 году луганскими
археологами исследовано значительное количество поселений
в среднем течении Северского Донца. Большей частью раскопки
велись С.19. в Кременском
районе Луганской области. В ходе исследований обнаружена
и донецкая катакомбная керамика. Характерной особенностью
всех выявленных памятников являются малочисленность и
сильная фрагментированность керамических коллекций.
Поселение Озеро
Клешня Вторая (раскопки С.А. Телиженко). Поселение многослойное,
при раскопках найден единичный фрагментированный донецкий
кубок (отдел III группы А по классификации Братченко, 1976).
Из обломков восстанавливается нижняя половина. Сосуд тонкостенный,
внешняя поверхность светлая с серыми пятнами, имеет ярко
выраженный высокий поддон и нависающие бока. Поддон орнаментирован
ромбами, выполненными оттисками плоского штампа, по боковинам
спускаются лопасти, выполненные тесьмой. В пространство
между лопастями также нанесены ромбы.
Поселение Алешин
Ручей (этот и последующие памятники раскопаны экспедицией
археологической лаборатории “Спадщина” Восточноукраинского
госуниверситета под руководством С.Н. Санжарова). Поселение
многослойное, основной слой относится к харьковско-воронежской
катакомбной культуре. В слое найдены фрагменты от трех сосудов
с элементами донецкого декора. Сосуды сильно разрушены,
форма не восстанавливается. Два из них украшены тонким двухрядным
шнуром и спиралевидным штампом (ракушкой). Третий покрыт
поясками круглых пальцевых вдавлений и жемчужинами у основания
шейки. Этот сосуд, возможно даже относится к позднеямному
или раннекатакомбному времени.
Поселение Черниково Озеро. Поселение
многослойное, при раскопках выявлен слой с катакомбными
культурными остатками, сильно разрушенный поздними напластованиями.
Катакомбный материал неоднороден, часть керамики, покрытой
валиковыми и врезными композициями, явно относится к позднекатакомбному
времени. Отдельно выделяется группа сосудов донецкого
облика. С уверенностью к этой группе можно отнести пять
сосудов. Два из них стройные высокошейные сосуды. Первый
украшен насечками по срезу венчика и пятью поясками трехрядной
тесьмы по шейке. Второй по всей поверхности покрыт зубчатым
штампом в елочку, под срезом венчика ногтевые вдавления,
у основания шейки поясок оттисков прямоугольного штампа.
Третий сосуд имеет средневысокую прямую шейку, плавно
переходящую в плечики. Шейка и плечики украшены поясками
ногтевых защипов и спиралевидного штампа (ракушки). У
четвертого сосуда не удалось восстановить шейку. Сосуд
небольших размеров, тонкостенный. Плечики и тулово орнаментированы
поясками трехрядной тесьмы, пространство между которыми
заполнено прочерками, мелким круглым и прямоугольным штампом
в елочку. Пятый сосуд – миска. Её поверхность украшена
пышным узором из поясков трехрядной тесьмы, коротких вертикальных
оттисков гусенички и крестообразных прочерков. Представленная
посуда имеет широкий круг аналогий с посудой из погребений
донецкой катакомбной культуры.
Поселение Черниково Озеро – 2.
Поселение многослойное, при раскопках попадалась единичная
позднекатакомбная керамика, украшенная валиками и прочерками.
Там же встречены обломки от двух сосудов с донецкими чертами.
Один украшен поясками трехрядного шнура, второй – поясками
и спиралевидными завитками из перевитого шнура.
Поселение Серебрянское. Поселение
многослойное, основной слой – харьковско-воронежской катакомбной
культуры. Выявлена серия сосудов (18 экземпляров) с яркими
элементами формы и орнамента поздней донецкой катакомбной
культуры. Девять сосудов реконструируются графически.
Реконструируемые сосуды типологически можно разделить
на две группы.
Первая группа (2 экз.) – сосуды
высотой более 20 см, с сильно раздутыми высоко поднятыми
боками, максимальная ширина примерно равна высоте. Шейка
сосуда в одном случае высокая прямая, в другом – короткая
резко отогнутая. По классификации донецкой керамики А.М.
Смирнова (Смирнов, 1996) данные сосуды относятся к типу
2, подтипам А и Б. Один сосуд орнаментирован двухрядным
шнуром, треугольниками вершинами вверх по шейке и полукруглыми
опущенными фестонами по плечикам. У основания шейки пущен
валик, украшенный серпиками (“овами”), выполненными перевитым
шнуром. Второй сосуд украшен поясками двухрядного шнура
по шейке с короткими горизонтальными оттисками “гусенички”
между ними. Плечики и тулово покрыты зубчатым штампом
в елочку и поясками ногтевых вдавлений.
Вторая группа – 7 экземпляров:
приземистые короткошейные горшки с раздутыми боками. Шейки
как прямые, так и отогнутые, переход на плечики плавный.
В одном случае на плечиках имеется уступчик. Эту группу
модно отнести к третьему типу донецкой керамики Подонцовья
(Смирнов,1996). В орнаментации сосудов использовались
тесьма, простой и спаренный шнур, штампы из перевитого
шнура, оттиски гребенки, “гусенички” и наколы. Среди мотивов
орнамента – спускающиеся лопасти, горизонтальная елочка,
треугольники вершинами вверх и вниз. Орнамент обычно покрывает
всю поверхность. В трех случаях орнаментирован и срез
венчика: в одном случае ногтевыми вдавлениями, в двух
других – зубчатым штампом и “овами” из перевитого шнура.
Нереконструируемая посуда украшена
фестонами из трехрядного шнура, треугольниками вершинами
вниз из двух – и однорядного шнура, поясками из “овов”,
оттисками спиралевидного штампа и налепными шишечками,
украшенными спиралевидным штампом.
По наблюдениям А.М. Смирнова,
именно в позднедонецких погребениях преобладает посуда
второго и третьего типов. В позднедонецкое же время появляется
тенденция к упрощению орнаментации на шейках, а именно:
исчезают елочные композиции из оттисков плоского штампа
и перевитого шнура, заполняющие свободное пространство
между поясками С.20. и тесьмой. Вместо них появляются
горизонтальные и вертикальные оттиски гладкого штампа,
перевитого шнура, а также оттиски спирали и торца полого
стебля. В ряде случаев шейка вообще не орнаментирована.
Отмечено также исчезновение четырех – шестирядной тесьмы.
Вместо этого получают широкое распространение трехрядная
тесьма, перевитый шнур, двух – и однорядный шнур. Отмечено
также более частое, в сравнении с раннедонецким временем,
распространение зубчатого штампа. Появляется небрежность
в нанесении орнамента, в частности, оттиски шнура “съезжают”
на плечики, в орнаментальных композициях нарушен ритм
и т. д. (Смирнов, 1996). Представленной группе керамики
пос. Серебрянское присущ ряд вышеперечисленных признаков.
Это отсутствие четырех – шестирядной тесьмы и елочных
композиций на шейках, вместе с тем наличие трехрядной
тесьмы, перевитого, двух – и однорядного шнура, горизонтальных
оттисков “гусенички” по шейке, валиков и перевернутых
композиций. Примечательно также, что представленная керамика
относится к типам 2 и 3 по классификации А.М. Смирнова.
Изложенные признаки позволяют отнести эти сосуды ко времени
поздней донецкой катакомбной культуры.
|