Большинство архаических изобразительных систем, функционировавших
в разных местах и в разное время, для передачи заложенной
в них идеи оперировало сочетанием фигуративных образов
и абстрактных символов и знаков (точнее, изображений,
демонстрирующих внешнее несходство с обозначаемым объектом,
но не являющихся в восприятии своих создателей "абстрактными"
в современном понимании этого термина). Одним из таких
символов является круг, разделенный на секторы, или "колесо
со спицами". Эта фигура заслуживает отдельного внимания
как широко распространенный значимый элемент древнего
искусства и пример проявления определенных закономерностей
развития архаической художественной образности.
Изображение в
виде колеса со спицами в евразийском искусстве, начиная
с эпохи бронзы, связывается с символикой колесницы - мифологического
образа с целым спектром значений космического содержания
и одновременно социального знака (маркировка воинского
сословия, особенно воинской элиты, прежде всего вождя
или царя). Иногда именно реальное колесо со спицами рассматривается
как прототип солярно-космических знаков аналогичной формы.
Однако изображения перекрещенного круга в символике изобразительных
систем нео- и энеолитических раннеземледельческих культур
VI-IV тыс. до н. э. (Ближний Восток, Китай, Европа, включая
трипольскую культуру) и ряда доколумбовых культур разного
времени на территории обеих Америк, не знакомых с колесом
подобной конструкции, позволяют констатировать вторичность
символики колеса относительно знака подобной формы.
Широкий территориально-хронологический
ареал бытования рассматриваемого символа при отсутствии
свидетельств преемственности его использования в культурных
традициях, разделенных в пространстве и во времени, позволяет
видеть в его региональных проявлениях гетерогенные по
происхождению фигуры, возводимые к различным основам.
Единый прототип возможен в случаях, когда наблюдается
культурно-историческое взаимодействие или преемственность
между культурами (например, евразийский ареал). Первичные
(не заимствованные) варианты знака соотносятся со знаковыми
системами, прежде всего характерными для ранних обществ
с производящим хозяйством (однако при наличии исключений).
Осмысление подобных фигур диктуется спецификой символической
образности в конкретных изобразительных традициях.
На самом общем
уровне перекрещенный круг в большинстве случаев предположительно
можно отнести к числу космических (в широком, С.
34. смысле) символов и рассматривать в числе
визуальных проявлений универсалий мировой культуры. Однако
в частных случаях употребления символов подобного типа
(на уровне особенного) общее может актуализироваться только
в отдельных своих проявлениях или не актуализироваться
вообще, замещаясь локальными значениями. Для архаических
символов характерным является полисемантизм даже в пределах
одной и той же культурной традиции. Соответственно, в
каждом своем проявлении фигура в форме перекрещенного
круга, в числе других подобных изображений, должна рассматриваться:
только в контексте той знаковой системы, чьим элементом
она является.
Частота использования
перекрещенного круга в качестве знака или символа неодинакова
в различных архаических традициях, что во многом предполагает
и не одинаковую повсеместно степень его значимости. В
число ключевых социокультурных символов (т. е. символов,
соотносимых с основными идеями и ценностями общественного
значения) данный символ входит лишь в тех культурных традициях,
где он обозначает понятия, основополагающие для мировоззрения
их носителей. В изобразительных системах, соотносимых
с различными культурами степной полосы Евразии, знак перекрещенного
круга получает широкое распространение и вьющий статус
не ранее эпохи бронзы благодаря своему совпадению по форме
с появившимся в конце III начале II тыс. до н. э. реальным
колесом со спицами.
В евразийских
культурах, начиная с эпохи бронзы, колесница приобретает
значение одного из первостепенных социокультурных символов,
значимых как для космологии, так и для отображения социальных
отношений. Социокосмическим содержанием архаическое мировидение
наделяет вообще все транспортные средства - и наземные,
и водные, которые в мифологизированном сознании существуют
как понятия, во многих своих аспектах относящиеся к единому
семантическому полю (ср. практически идентичную роль тех
и других в погребальном обряде, в солярных культах и пр.).
Таки представления относятся к числу универсальных. При
этом форма колеса, совпадающая уже существовавшей символической
фигурой космического содержания, дополняла представления
о колеснице как о космическом образе. О том, что эта деталь
относится к числу элементов, формирующих мифологический
образ колесницы в его визуальном воплощении, свидетельствует
выраженная акцентировка колес характерная для изображений
колесниц в условном плановом стиле, распространенном в
искусстве Евразии эпохи бронзы и частично раннего железа
(петроглифы, изображения на керамике и др.). Одновременно
в евразийских изобразительных системах колесо выступает
и как самостоятельный символ, в частности, маркирующий
сакральных персонажей или ситуации Учитывая индоевропейскую
почву формирования основного комплекса представлений,
связанных с колесницей и колесом как социокосмическими
символами, с нею же возможно связывать и приобретение
рассматриваемым знаком соответствующей семантики.
|