Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Сергеева М.С. Перекрещенный круг ("колесо со спицами") как символ // Проблемы истории и археологии Украины: Материалы международной научной конференции. - Харьков, 2001. - С. 33 - 34.
           Большинство архаических изобразительных систем, функционировавших в разных местах и в разное время, для передачи заложенной в них идеи оперировало сочетанием фигуративных образов и абстрактных символов и знаков (точнее, изображений, демонстрирующих внешнее несходство с обозначаемым объектом, но не являющихся в восприятии своих создателей "абстрактными" в современном понимании этого термина). Одним из таких символов является круг, разделенный на секторы, или "колесо со спицами". Эта фигура заслуживает отдельного внимания как широко распространенный значимый элемент древнего искусства и пример проявления определенных закономерностей развития архаической художественной образности.
           Изображение в виде колеса со спицами в евразийском искусстве, начиная с эпохи бронзы, связывается с символикой колесницы - мифологического образа с целым спектром значений космического содержания и одновременно социального знака (маркировка воинского сословия, особенно воинской элиты, прежде всего вождя или царя). Иногда именно реальное колесо со спицами рассматривается как прототип солярно-космических знаков аналогичной формы. Однако изображения перекрещенного круга в символике изобразительных систем нео- и энеолитических раннеземледельческих культур VI-IV тыс. до н. э. (Ближний Восток, Китай, Европа, включая трипольскую культуру) и ряда доколумбовых культур разного времени на территории обеих Америк, не знакомых с колесом подобной конструкции, позволяют констатировать вторичность символики колеса относительно знака подобной формы.
           Широкий территориально-хронологический ареал бытования рассматриваемого символа при отсутствии свидетельств преемственности его использования в культурных традициях, разделенных в пространстве и во времени, позволяет видеть в его региональных проявлениях гетерогенные по происхождению фигуры, возводимые к различным основам. Единый прототип возможен в случаях, когда наблюдается культурно-историческое взаимодействие или преемственность между культурами (например, евразийский ареал). Первичные (не заимствованные) варианты знака соотносятся со знаковыми системами, прежде всего характерными для ранних обществ с производящим хозяйством (однако при наличии исключений). Осмысление подобных фигур диктуется спецификой символической образности в конкретных изобразительных традициях.
           На самом общем уровне перекрещенный круг в большинстве случаев предположительно можно отнести к числу космических (в широком, С. 34. смысле) символов и рассматривать в числе визуальных проявлений универсалий мировой культуры. Однако в частных случаях употребления символов подобного типа (на уровне особенного) общее может актуализироваться только в отдельных своих проявлениях или не актуализироваться вообще, замещаясь локальными значениями. Для архаических символов характерным является полисемантизм даже в пределах одной и той же культурной традиции. Соответственно, в каждом своем проявлении фигура в форме перекрещенного круга, в числе других подобных изображений, должна рассматриваться: только в контексте той знаковой системы, чьим элементом она является.
           Частота использования перекрещенного круга в качестве знака или символа неодинакова в различных архаических традициях, что во многом предполагает и не одинаковую повсеместно степень его значимости. В число ключевых социокультурных символов (т. е. символов, соотносимых с основными идеями и ценностями общественного значения) данный символ входит лишь в тех культурных традициях, где он обозначает понятия, основополагающие для мировоззрения их носителей. В изобразительных системах, соотносимых с различными культурами степной полосы Евразии, знак перекрещенного круга получает широкое распространение и вьющий статус не ранее эпохи бронзы благодаря своему совпадению по форме с появившимся в конце III начале II тыс. до н. э. реальным колесом со спицами.
           В евразийских культурах, начиная с эпохи бронзы, колесница приобретает значение одного из первостепенных социокультурных символов, значимых как для космологии, так и для отображения социальных отношений. Социокосмическим содержанием архаическое мировидение наделяет вообще все транспортные средства - и наземные, и водные, которые в мифологизированном сознании существуют как понятия, во многих своих аспектах относящиеся к единому семантическому полю (ср. практически идентичную роль тех и других в погребальном обряде, в солярных культах и пр.). Таки представления относятся к числу универсальных. При этом форма колеса, совпадающая уже существовавшей символической фигурой космического содержания, дополняла представления о колеснице как о космическом образе. О том, что эта деталь относится к числу элементов, формирующих мифологический образ колесницы в его визуальном воплощении, свидетельствует выраженная акцентировка колес характерная для изображений колесниц в условном плановом стиле, распространенном в искусстве Евразии эпохи бронзы и частично раннего железа (петроглифы, изображения на керамике и др.). Одновременно в евразийских изобразительных системах колесо выступает и как самостоятельный символ, в частности, маркирующий сакральных персонажей или ситуации Учитывая индоевропейскую почву формирования основного комплекса представлений, связанных с колесницей и колесом как социокосмическими символами, с нею же возможно связывать и приобретение рассматриваемым знаком соответствующей семантики.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru