В свое время памятники культуры Злоты были использованы
Л.С. Клейном при разработке решений проблемы происхождения
донецкой катакомбной культуры (Клейн, 1968). Проведению
прямых аналогий со злогжинскими древностями, сравнений
между С. 63. катакомбной
культурой Северокого Донца и материалами Малопольши препятствовал
огромный пространственный разрыв. В 1981 г. Н.А. Николаева
и В.А. Сафронов, с целью привлечения культуры Злоты в
решении вопроса возникновения катакомбного культурного
образования в Восточной Европе, произвели попытку территориального
сближения (Николаева, Сафронов, 1981). Сравнение теперь
уже предпринималось не с донецкой, катакомбной культурой,
а с выделением авторами "Преддонецким горизонтом"
катакомбяых памятников. Исследователи, используя выводы
О.Г. Шапошниковой и Г.Н. Тощева о наличии определенных
донецких элементов в Поингулье и Северо-Западном Причерноморье,
материалы собственных раскопок в Молдавии, продвинули
западную границу донецкой катакомбной культуры вплоть
до Прута. Тем самым была облегчена возможность интерпретации
миграции катакомбных погребальных традиций с запада на
юго-восток Европы и сравнений подбойных могил культуры
Злоты с местными катакомбами.
Польскими исследователями
(Zurowski, 1930; Kazak, 1961, 1970, 1976; Macnik, 1970)
культура Злоты понималась как культурный феномен, возникший
в результате контактов населения различных культур Малопольши
и их взаимодействия, прежде всего, культуры шнуровой керамики,
культуры шаровидных амфор и культуры ленточной расписной
керамики, традиции которых ярко выражены в формах и орнаментации
определенных типов керамики, главным образом на чашах
и кубках. Наиболее близкими к злоткинской посуде оказались
аналогии из классической и поздней фаз культуры ленточной
расписной керамики.
Основными обстоятельствами,
способствующими сопоставлениям памятников катакомбной
и злотской культур, являются датировка последней в пределах
2300-1800 гг. до н. э., наличие среди ее могил подбоев,
погребальный обряд, включающий коллективные и одиночные
захоронения, расчлененные костяки, посыпка охрой, обычай
искусственной деформации черепов, некоторые сходные типы
керамики, орудий, оружия и украшений. Однако эти признаки,
с таким же основанием, как и о наличии Родственной связи,
могут служить доказательством сходных направлений развития
древних изолированных коллективов и их идеологий.
Существуют серьезные
причины, свидетельствующие о невозможности или же преждевременности
привлечения древностей культуры Злоты в решении главной
проблемы катакомбной культурно-исторической общности -
ее происхождения. Поселения, так хорошо изученные в ареале
злотской культуры, остаются практически неисследованными
в зоне распространения ранне-памятников. Бытовые памятники
эпохи ранней С. 64.
бронзы могут лишь свидетельствовать о наличии части керамических
коллекций, относимых исследователями к катакомбной культуре
(исключением являются позднекатакомбные поселения Северского
Донца, Подпепровья и Южного Буга). Приходится констатировать
отсутствие на юге Европейской части СССР выраженных катакомбных
поселений с четким культурным слоем, жилищами и культурноолределимыми
изделиями. Хотя, по подсчетам С.Н. Братченко, раннекатакомбные
погребения региона от Тамани до Днепра составляют до 37%
всех катакомбных захоронений (Братченко, 1989).
Наблюдаются различия
в хозяйственной организации населения рассматриваемых
культур. В отличие от пастушеского скотоводческого характера
экономики представителей раннего этапа катакомбной культуры
оседлое злотское население занималось земледелием, разведением
животных и в меньшей степени - рыбной ловлей, охотой и
собирательством.
В непосредственной
близости от поселений культуры Злоты открыты удлиненные
грунтовые могильники. Погребальные конструкции представляли
собой ямы и подбои. Исследователями отмечались вариации
поз умерших: в скорченном положении на боку, на спине
с разведенными ногами, в сидячем положении. Если в степных
украинских катакомбах погребенные в основном были обращены
лицом или правой половиной тела к выходу из камеры, то
в злотских подбоях - стопами. При этом, правилом являлись
и половые различия, т. е. мужские и женские костяки лежали
в экскоординармом направлении. Поэтому основными направлениями
в ориентации были СЗ и ЮВ. Не может сравниться с катакомбным
и общее богатство инвентаря при умерших. Порой в могилах
находят до 90 процентов, до 20 одних только сосудов.
Возникнув в результате
слияния различных культурных традиций, материальный комплекс
культуры Злоты находит множество параллелей среди синхронных
древностей широкой территории. Это относится не только
к керамической коллекции, но и к другим категориям инвентаря.
Так, типы сверленых топоров-молотков обушково-лопастной
формы, известные из погребений ранней фазы культуры (Neustu,
pny 1961), были распространены среди большинства культур
эпохи раннего металла всего Европейского континента. Важны
данные и по антропологическому типу ранне-катакомбного
населения. По выводам Е.А. Шепель, "катакомбники"
Северского Донца в антропологическом отношении в большей
степени связаны с предшествующим ямным типом и физическим
обликом населения Северо-Западного Прикаспия (Шепель,
1985). В то же время, учитывая конкретно-историческую
ситуацию в Европе, отмеченную постоянными миграциями в
западном С. 65. направлении
ранних курганных традиций (Mallory, 1976, 1977; Уimbutas,
1977, 1980), а также признание значительной роли ямной
культуры в формировании раннекатакомбных памятников Восточной
Европы (Кривцова Гракова, 1938; Попова, 1955; Hаusler,
1978; Евдокимов, 1979; Братченко, 1989 и др.), следует
ожидать более правдоподобным и распространение наиболее
ранних катакомбных традиций не с запада на восток, а с
востока на запад.
По-настоящему
роднит курганную раннекатакомбную культуру и малопольскую
культуру Злоты общие культовые воззрения, представляющие
эпохальное явление. В религиях населения обеих культур
доминировал культ солнца и почитания предков. Этим объясняются
находки близких культовых предметов и амулетов. Среди
них - круглые янтарные диски с крестовидными изображениями
(Злота) и бронзовые слабовыпуклые бляхи с аналогичной
символикой (позднеямная и раннекатакомблая культура юга
Украины), ожерелья из зубов и клыков животных. Такие же
параллели сближают с раннекатакомбными и другие культуры
энеолита-бронзы. Общность культовых представлений в эпоху
раннего металла привела к широкому распространению на
территории Европы и Азии антропоморфных стел с детали-рованными
изображениями, солярной символики, сопоставимых типов
погребальных конструкций (Златковская, 1963; Формозов,
1965; Даниленко, 1974; Yimbutas, 1980; Tonceva, 1981).
Погребения в катакомбах, свою очередь, практиковались
даже в обрядах совершенно изолированных племен (юг Африки,
о. Рапити). Но при этом, специфические новации, например
- роговые молоточ-ковидные булавки не вышли далеко за
рамки близких культур и их блоков.
Таким образом,
визуально сопоставимые элементы в среде раннекатакомбных
памятников и культуры Злоты вряд, ли могут с определенностью
свидетельствовать о наличии родственных связей и общих
корней. Иное дело - общность духовной культуры.
|