1. Особое место в группе бронзовых изделий, представленных
находками в степи и среди памятников Кавказа, занимает
немногочисленная категория однозубых крюков, по технике
изготовления мало чем отличающаяся от прочих бронзовых
предметов конца III - начала II тыс. до н. э., но в типологическом
отношении представляющая весьма своеобразное явление.
2. Одним из первых,
кто обнаружил и интерпретировал бронзовые крюки, был В.А.
Городцов. Впоследствии, в связи с решением тех или иных
вопросов, к ним неоднократно обращались советские исследователи
(Т.Б. Попова, В.И. Марковин, С.Н. Братченко и др.). В
настоящее время интерес к данным предметам возрастает,
что связано с общим расширением источниковедческой базы.
3. Типологический
анализ крюков из памятников Западного Кавказа и Донбасса
позволяют выделить три группы: к группе 1 относятся литые
с вторичной проковкой однозубые и многозубые втульчатые
и черешковые крюки - навершия. Иногда их украшает выпуклый
орнамент. По технике выполнения С.
57. они тесно связаны с металлическими изделиями
новосвободненского этапа майкопской культуры; крюки II
группы изготовлены из прокованного и свернутого в трубку
листа бронзы. Втулка их несколько расширена и представлена
двумя сходящимися лопастями, имеющими отверстия для крепления
к деревянной рукояти. На лопастях встречается орнамент
в виде выпуклин; к III группе относятся навершия, образованные
из втулки, сделанной из раскованной нижней части бронзового
стержня и загнутого в крюк верхнего окончания.
4. Учитывая сосредоточение
основной массы бронзовых крюков в дольменах бассейна р.
Кубани, а также преемственность местных памятников северокавказской
культуры с традициями позднемайкопского времени, можно
считать Прикубанье центром распространения выше описанных
групп бронзовых крюков-наверший.
5. Особый интерес
представляют однозубые крюки, известные из погребений
катакомбной культуры (4 экземпляра). Они происходят из
однородных погребений, аналогичны III группе кавказских
находок и по ряду признаков (наличие вторичных подзахоронений,
сопровождающих изделий и пр.) обнаруживают близость с
памятниками позднемайкопской и ранней северокавказской
культур Прикубанья.
6. Такая компактность
элементов культур древних народов Кавказа в ряде однотипных
погребений катакомбной культуры Северского Донца объясняется
не только широкими обменными связями племен эпохи бронзы,
но и проникновением отдельных северокавказских групп населения
в бассейн Северского Донца, чему способствовал сходный
уровень их социально-экономического развития.
|