При изучении зарождения и дальнейшего существования в
эпоху средней бронзы целого ряда культур (катакомбной,
КМК, срубной), объединенных многими общими тенденциями
развития, существует необходимость решения узловой проблемы
преемственности названных культурных образований. Проблема
эта находится в тесной связи с генезисом и хронологией
культур эпохи бронзы, определением их пространственных
пределов и конкретного этноса.
Значительный
приток новых материалов по проблематике бронзового века
в связи с работами на новостройках во много раз повысил
информативность источниковой базы и расширил горизонты
археологического познания. Вместе с тем ощущается значительное
отставание в анализе и осмыслении источников. Сказанное
в полной мере касается вопроса об исторической преемственности
позднекатакомбных племен и носителей культуры многоваликовой
керамики.
Территория, выделенная
в нижне-днепровский вариант КМК (Березанская, 1979), являясь
местом взаимодействия различных территориально-культурных
центров Восточной Европы, представляется важным районом
для разрешения выдвинутых задач. В 1987 г. Херсонской
археологической экспедицией был исследован курганный могильник
у с. Скворцовка, представлявший С.
61. собой расположенную компактно группу насыпей
из 5 курганов, сформировавшуюся вокруг к. 1, содержащего
в основе катакомбное погребение и находившуюся на юго-восточном
краю пода Черная Долина.
Особый интерес
вызывают курганы 1 и 5, дающие выразительные погребения
КМК.
Курган 1, насыпь
полусферической формы, высотой 1,2 м, диаметром 32 м,
основным погребением которого является многослойное п.
9, позднекатакомбного типа. Погребения КМК 6, 7, 8 располагались
по кругу, центром которого было п. 9, и стратиграфически
связаны со второй насыпью кургана. В сформировавшуюся
насыпь были впущены погребение КМК 2 и срубные п. п. 3,5.
Курган 5, высотой
0,5 м, диаметром около 7 м, располагался в 60 м к западу
от к. 1 и был перекрыт СЗ полой к. 4 ранне-срубното времени,
относящегося к так называемым "длинным". Курган
5 содержал 8 погребений КМК (п. 1-8), располагавшихся
без видимой системы и в отдельных случаях нарушавших друг
друга.
Обнаруженные
памятники культуры КМК отличались определенным разнообразием
погребального обряда. Здесь представлены как простые овальные
ямы (к. 1, п. 2; к. 5, пп. 1, 3-6), прямоугольные (к.
5, пп. 2, 7, 8), так и более сложные сооружения в виде
подбоев (к. 1, пп. 7, 8) и катакомбы (к. 1, п. 6).
Ориентация костяков
неустойчивая: западная представлена 4 случаями, юго-западная
- 2, южная - 3, восточная - 3.
Семь погребенных
уложены на левом боку, четыре - на правом. Зафиксировано
присутствие останков напутственной пищи. В одном случае
- это кости овцы-козы (к. 1, п. 7), во втором - лошади
(к. 1, п. 6).
Материальная
культура представлена довольно разнообразным керамическим
комплексом - как грубой столовой посудой (к. 1, п. 2;
к. 5, п.п. 4, 5), так и довольно тщательно изготовленным
сосудом и мисочкой со следами подлощенности (к. 1, п.
6). Из орудий труда найдены два кремневых отщепа и ножевидная
пластина (к. 1, п. 8). Среди инвентаря погребений представлена
и такая яркая категория реалий КМК, как костяные пряжки:
округлая однодырчатая (к. 1, п. 7), овальные с двумя отверстиями
(к. 1, п. 8; к. 5, п. п. 4, 6).
В п. 1, к. 5
выявлены девять астрагалов овцы (четыре носят следы обработки
- продольные стороны стерты и заполированы), которые можно
интерпретировать как игровые кости.
Анализ погребального
обряда, инвентаря, стратиграфические Данные, типологические
составления дают возможность определить хронологические
рамки бытования рассмотренных памятников С.
62. КМК II половины - конца XVII - XV вв. до
н. э., причем пп. 6, 7, 8, к. 1 относятся к ранней стадии,
а погребения 2, к. 1 и пп. ?-8, к. 5 - к более поздней.
Относительная
хронология погребений к. 5 устанавливается по прямой стратиграфии:
основное (?) п. 3 было нарушено п. 8, а затем оба они
- п. 2; п. 6 перерезалось п. 5 и п. 7. Для уточнения хронологии
использованы и типологические признаки: более ранние пп.
3 и 6 располагались в овальных ямах, а перекрывавшие их
пп. 2, 7, 8 в прямоугольных; костяная пряжка из п. 4 архаичнее
(Елисеев, Клюшенцев, 1982) пряжки из п. 6; сосуд из п.
2 сохраняет реминисценции (ушки-налепы) позднекатакомбной
керамики и оно вряд ли может быть позднейшим в кургане.
Суммарное рассмотрение этих данных позволяет предположить
такую последовательность погребений: 3, 1, 4, 6, 5, 8,
2, 7.
Сконцентрированное
расположение в одном курганном могильнике значительного
количества погребший КМК (12 погребений) и их определенное
хронологическое различие, выраженное в погребальном обряде
и сопутствующем инвентаре, дают возможность предположить
факт длительного существования некоторого родо-племенного
коллектива, хозяйственной основой функционирования которого
было скотоводство, приуроченное к близлежащему степному
поду.
Рассмотрение
могильных конструкций, погребального ритуала и инвентаря
дает новые свидетельства участия катакомбной культуры
в сложении КМК, выраженные в погребальной обрядности (наличие
катакомбы к. 1, п. 6; круговая планировка могил, являющаяся
показателем предшествующей культурной традиции), ряде
сходных черт в керамике.
Последующие изменения
в погребальном обряде КМК (к. 1, п. 2; к. 5, пп. 1-8)
предвосхищают некоторые тенденции, характерные для срубной
культуры (захоронение в ямах, поза адорации, наличие сосудов
баночного типа) и вызваны отражением культурного влияния
пришедших с востока в результате миграционных процессов
новых масс населения.
|