Наконечники копий и дротиков из кремня составляют около
четверти всех предметов вооружения из ямной культурно-исторической
общности. Нами учтены наконечники из 31 погребения на
территории от Дона до Днестра, что составляет чуть более
1% от всех известных автору захоронений ЯКИО (около 3000).
По регионам они распределены следующим образом: бассейн
Дона - 1, Северное Приазовье - 7, Поднепровье - 7, бассейн
Южного Буга -15, Северо-Западное Причерноморье - 1. Их
расположение в могиле, в отличие от большинства наконечников
стрел, обычно не дает оснований полагать, что они являлись
причиной смерти погребенного. Следовательно, можно предположить,
что копье имело определенное значение как в жизнедеятельности,
так и в погребальном обряде носителей ямной культуры.
Оба эти аспекты требуют изучения.
По технике изготовления
большинство наконечников - тонкие бифасы (отношение толщины
к ширине менее ?). Заготовками для них служили крупные
отщепы или плитчатые конкреции кремня. Сообщения о находках
наконечников "на пластинах" следует признать
ошибкой в определении типа заготовки, объясняющейся тонким
сечением и правильной формой изделия. С.А. Семенов отмечал,
что на пластинчатых наконечниках в средней части остается
гладкая поверхность пластины, не снятая ретушью, тогда
как на поверхности наконечников, изготовленных на плитчатом
кремне, часто сохраняются участки желвачной корки (Семенов,
1968). К тому же, кривизна пластины не позволяет получить
ровные наконечники значительной длины (10-20 см). Рассматривая
ямные наконечники копий, следует отметить, что большинство
из них сформированы крупными плоскими сколами и более
мелкой приостряющей ретушью по краям. Изготовление подобных
изделий требовало довольно высокой квалификации. Это дает
некоторым исследователям основание говорить о появлении
в ямной среде ремесленников. В подтверждение они приводят
погребения с "производственными наборами" (Синюк,
1983; Марина, 1995).
По морфологии
наконечники модно разделить на треугольные и листовидные,
с выделенным или невыделенным насадом. Количественно преобладают
листовидные, в том числе, со слабо выделенным треугольным
насадом (подромбические), особенно в Поднепровье. Крупные
наконечники копий морфологически очень близки к кинжалам.
Если учесть, во-первых, что древки (или рукоятки из органических
материалов) сохраняются крайне редко, во-вторых, что трасологические
исследования кремневых изделий ЯКИО практически отсутствуют,
наконец, в-третьих, что сами носители ямной культуры могли
использовать рассматриваемые изделия и как наконечники
копий, и как кинжалы, то при изучении их мы можем опираться
лишь на положения изделий относительно погребенного. Логично
предположить, что в тех случаях, когда изделие расположено
"острием вверх" на уровне плеча или головы,
- оно является наконечником копья. Если же оно находится
"острием вниз" у таза либо у кистей рук - это
кинжал.
Многочисленные
аналогии наконечникам ЯКИО представлены как в памятниках
доямного времени (Александровский могильник, Константиновское
поселение, клад в кургане Мартышкина Балка), так и в культурах
катакомбной КИО Северного Причерноморья.
Особый интерес
вызывает вопрос о назначении копий (охотничье или боевое).
Обратимся к аналогичному вооружению более раннего времени.
Двусторонняя обработка наконечников копий возникла еще
в позднем палеолите (солютрейский наконечник). Но, несмотря
на свои высокие баллистические качества, уже к концу этой
эпохи он исчезает, уступая место сначала наконечнику на
пластине, а затем - вкладышевому копью. Это происходит
потому, что данный тип из-за своего тонкого сечения легко
подвержен поломкам, в то время как на его изготовление
затрачивается много времени и качественного сырья. Причину
его возрождения в эпоху неолита-энеолита исследователи
видят в смене характера общественного производства: в
переходе от присваивающего к производящему хозяйству.
Копье теряет роль основного охотничьего оружия и становится
оружием военным. К тому же следует учитывать усовершенствование
техники кремнеобработки, появление новых типов наконечников
(Семенов, 1968; Красковский, 1989).
Таким образом,
погребения с наконечниками копий и дротиков мы можем рассматривать
как захоронения носителей военной функции в ямном обществе.
Это, однако, не дает оснований для выделения в нем особого
сословия военной знати. Оружие в захоронениях маркирует
лиц, имевших военные заслуги перед С.
31. общиной (Иванова, Цимиданов, 1999). Это
подтверждается и тем, что погребения с копьями в Северном
Причерноморье составляют лишь 1% от общего числа ямных
погребений региона.
В заключение
можно отметить, что копья и дротики с кремневыми наконечниками
были основным видом оружия ближнего и среднего боя для
носителей ямной культуры. Наконечники свидетельствуют
о достаточно высоком уровне кремнеобработки. Наличие их
в захоронениях говорит не только о социальном статусе
погребенного, но, возможно, и об определенном сакральном
значении копья в погребальном обряде.
|