Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Пустовалов С.Ж., Рассамакин Ю.А. О реконструкции религиозных представлений в эпоху средней бронзы в Северном Причерноморье // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С.81 - 84.
          1. Религиозные верования - одна из наиболее труднореконструируемых сфер жизнедеятельности древнего населения. Поэтому об идеологии скотоводов степей Восточной Европы известно достаточно мало. Например, остается неясным, каковы были идеологические системы ямного или катакомбного общества. Если для ямного общества эта тема и сейчас тяжело поддается разработке, то в отношении катакомбного положения в последние десять-пятнадцать лет изменилось благодаря открытию материальных остатков обрядов, корни которых уходят на Древний Восток. В этом ряду находок важное место занимает грандиозное святилище эпохи средней бронзы, раскопанное Запорожской экспедицией в 1982 г. у г. Молочанска.
          С. 82. 2. Святилище представляло собой сложное архитектурное сооружение, в функционировании которого выделяются три этапа:
          1 ЭТАП: на вершине предшествующего шестиметрового кургана устраивается алтарь из крупных глиняных блоков, окруженный дорожкой из мощной наброски камыша. От алтаря радиально к подножию кургана расходилось 13 (прослежено непосредственно 11) валов, сложенных из таких же глиняных блоков. Валы имели плоские вершины и крутые стенки.
           2 ЭТАП: алтарь расширяется к северу, валы засыпаны дерновыми блоками, а на образовавшуюся платформу были сделаны два пандуса (с востока и северо-запада). Примерно до половины высоты платформы святилища пандуса спускались радиально к подножию от алтаря и переходили в предалтарные площадки. От них вправо и влево по периметру платформы имелись по два спуска. Так, северо-западный пандус имел один спуск с юга, а второй - с северо-востока, а восточный - с северо-запада и юго-запада. Полотно спусков и пандусов по обочинам было укреплено каменными плитами. Камень и щебень использовался и для строительства самого полотна. В период функционирования оно неоднократно посыпалось чистым материком.
           3 ЭТАП: продолжает действовать алтарь. Пандусы и спуски засыпаются. Платформа увеличивается на север и северо-восток. С востока устраивается один наклонный вход на вершину. Хронологическая позиция святилища достаточно четкая. Сооружение перекрывает катакомбные захоронения и прорезается многоваликовым погребением. У одного из спусков найден катакомбный кубок. Поэтому строительство и начало функционирования его следует отнести к катакомбному времени, а конец - к многоваликовому.
           3. При всей уникальности описанного сооружения традиция устройства на вершинах курганов культовых площадок и святилищ восходит еще к эпохе энеолита. Однако ряд конструктивных особенностей (валы, алтарь, оформление пандусов и спусков) не встречаются в степных памятниках предшествующих эпох. Общая реконструкция святилища (2 этапа) сближает его в некоторой степени с месопотамскими храмами на платформах (зикуратами).
           Происходившие у алтаря церемонии могли посвящаться различным божествам. Так, общая ось сооружения проходила по линии северо-восток - юго-запад, что может связываться с солярным культом. В то же время на Древнем Востоке главой многочисленных пантеонов являлось божество типа Тешшуба-Юпитера-Долихерна и т. д. Основным его атрибутом был топор. У северо-восточного подножия Молочанского святилища была найдена большая гранитная стела в виде топора. Поэтому вполне вероятно, что в пантеон катакомбного населения входило и божество дождевых

          С. 83. Рис.

          С. 84. вод и грозы, а святилище посвящено ему. Но скорее всего оно было полифункциональным. Религиозные церемонии, проходившие здесь, могли посвящать всем основным богам "катакомбного пантеона".
           4. Возведение таких грандиозных сооружений тесно связывается с определенным уровнем социально-экономического развития, а именно: разложением первобытно-общинных и формированием раннеклассовых отношений. Для этого периода характерно создание развитых, иерархически соподчиненных пантеонов божеств, развитие культа предков и постепенное перерастание его в культ вождей и царей, отождествляемых с грозными явлениями природы.
          Изменения, совершенствование конструкции святилища у г. Молочанска, очевидно, были результатом закономерного развития древних культов в период перехода от катакомбного к многоваликовому времени. На фоне исторических процессов в Евразийских степях, нашедших отражение в таких памятниках, как Синташта, Аркаим, Ливенцовская крепость, появление такого грандиозного и долговременного святилища в Северо-Западном Приазовье явилось звеном единой цепи развития. В свете сказанного значение Молочанского святилища для разработки проблем развития индоевропейской общности еще предстоит оценить.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru