Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Пустовалов С.Ж. Ингульская катакомбная культура и критерии выделения археологических культур // Етнічна історія та культура населення Степу та Лісостепу ЄвразіЇ (від кам'яного віку по раннє середньовіччя : Матеріали міжнародноЇ археологічноЇ конференціЇ. - Дніпропетровськ, 1999. - С.73 - 75.
           1. Согласно социологической концепции, археологическая культура (АК) является отражением в материальных остатках конкретного социально-истори-ческого организма древности, отдельного общества, в зрелом виде принимающе-го форму этноса [Генинг, 1987]. На эмпирическом уровне АК характеризуется: 1) близким сходством форм остатков предметного мира массовых категорий архео-логического материала (поселений, могильников, культовых и производственных мест); 2) специфической системой артефактов; 3) синхронностью в пределах оп-ределенного отрезка времени; 4) локализацией на ограниченной территории; 5) постепенными изменениями во времени [Генинг, 1987.С. 18-19].
           Рассмотрим с этих позиций ингульскую катакомбную культуру (ИКК), вы-деленную в 1978 г. О.Г.Шапошниковой. В последнее время вычленение ИКК под-вергается отдельными исследователями сомнению [Санжаров,1999]. Проверим, достаточно ли специфичен комплекс артефактов, характеризующих ИКК, и их со-циологическое толкование.
           2. Погребальный обряд ИКК, кроме самой идеи катакомбы, резко отличен от других катакомбных культур. Погребальное сооружение (округлая шахта и овальная или фасолевидная камера) является практически единственным типом погребального сооружения. В положении умершего доминирует вытянутое на спине положение при наличии небольшого процента скорченных на боку, на спине и вытянутых на боку положений, отражающих этнические контакты носи-телей ИКК с ямным и восточнокатакомбным (донецким) населением. Уникальным ингульским обрядом является моделировка черепов [Пустовалов,1999]. Единич-ные случаи моделировки в иных АК свидетельствуют о сосуществовании их с ИКК и заимствовании из последней. Для погребального обряда ИКК характерны росписи в виде стоп, антропо-зооморфных существ и абстрактных знаков на дне камер [Довженко, Солтыс, 1991; Пустовалов,1996, 1997-1999]. Использование в погребениях ИКК угля и мела связано с комплексами, имеющими отдельные при-знаки восточнокатакомбного этноса [Пустовалов,1992]. Специфична керамика: особенно яркими являются амфоры и чаши. Специфичны C. 74. орнаментальные мотивы: меандр, абстрактные символы, космическая символика [Чмыхов, 1991, 1994]. Для посуды характерна прочерченная техника орнамента. В смешанных периферийных комплексах появляется шнуровая орнаментация. На поселениях ИКК раскопаны округлые жилища [Никитин, 1989]. Молочанское святилище-зик-курат по своим масштабам и архитектуре не имеет аналогов в степных культурах [Пустовалов,1993,1994,1999].
           Специфические черты ИКК образуют систему, характеризующую прежде всего идеологическую и этническую сферу жизнедеятельности.
           Датируется ИКК в пределах последней трети III тыс. до н.э. - конца I чет-верти II тыс. до н.э. (с учетом радиокарбонной датировки и аналогов в Эгейском и Малоазийском мире). Видимо, из Анатолии и ведет свое происхождение ИКК [Пустовалов, 1993,1996]. Ядро ИКК, по мнению О.Г. Шапошниковой, локализует-ся в Южнобугском - Ингулецком бассейнах, откуда она распространяется в степ-ное левобережье Днепра, в Донбасс, Степной Крым, Буджак, Южную Молдавию и, на финальном этапе, - вдоль долины Днепра на север в лесостепь [Иевлев, Сердюкова, 1989].
           Изменения в ИКК связаны с ее распространением и взаимодействием с иноэтничным населением. В комплексе ИКК со временем все больше нарастают восточнокатакомбные (донецкие) элементы. Отдельные яркие ингульские арте-факты и их дериваты встречаются в среднедонской культуре [Пряхин, Матвеев, Беседин, 1990; Синюк,1996].
           Таким образом, ИКК удовлетворяет всем эмпирическим требованиям, предъявляемым к выделению АК. Более того, в основе ИКК лежит сложный со-циально-исторический организм с территориальным разделением труда, иерар-хией социальных центров и раннекастовой системой социальной организации - то есть мощное этно-потестарное объединение [Пустовалов, 1990-1992,1994-1999]. Таким образом, ингульская катакомбная культура удовлетворяет всем парамет-рам выделения археологической культуры. Поэтому, соглашаясь с С.Н. Санжаро-вым в том, что в Донбассе ИКК периферийного типа, пришлая с территории Ниж-него Поднепровья и достаточно поздняя [Санжаров, 1999. С.59-60], следует ре-шительно возразить против толкования ИКК как только позднего хронологичес-кого горизонта катакомбных памятников [Санжаров, 1999.С.60]. Этот пассаж вы-глядит инородным включением в основательную характеристику ингульских па-мятников, исследованных в Донбассе, и не вытекает из анализа. Сомнение в правомерности выделения ИКК (во время дискуссии в отделе энеолита-бронзы ИА НАНУ Украины, 1997) высказывал С.Н. Братченко. Правда, ранее он не сом-невался в существовании ИКК [Братченко, Шапошникова, 1985.С.415-417]. Хро-нологический горизонт характеризуется плавным перерастанием на всей терри-тории ареала культуры, происходящим одновременно, чего в данном случае нет, а есть экспансия ИКК из одного центра.
           Странно, что такая яркая и самобытная археологическая культура как ингульская вызывает возражения. Если сравнить ИКК с любой произвольно взя-той АК, выделение которой не вызывает сомнений у оппонентов ИКК, например, с восточнотшинецкой культурой, то отличия последней от синхронных соседних культур, в частности, комаровской, будут намного меньше, чем отличия ИКК от донецкой культуры. Отличия между восточнотшинецкой и комаровской культу-рами проявляются только в орнаментации керамики и в мелких деталях погре-бального обряда. Однако выделение этих культур не ставится под сомнение.
           3. Вычленение ИКК, состоявшееся вскоре после дискуссии по проблеме АК (60 - 70 гг.), не грешит теми ошибками, которые свойственны иным ранее вы-деленным АК. Поэтому отнесение ИКК только к позднему хронологическому го-ризонту катакомбных древностей и переименование ее в "позднекатакомбный горизонт" методологически ошибочно. Среди материалов ИКК имеются очень ранние. C. 75. Поэтому использование географического термина в названии ИКК, отражающего территорию первоначального обитания данного населения, более приемлемо и не приведет в дальнейшем к терминологической путанице при син-хронизации различных групп катакомбных и ямных памятников.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru