1. В процессе становления раннеклассового общества
возникает дробная и разветвленная социальная стратификация
населения. Выделению правящей верхушки сопутствовало
появление на противоположном конце общественной иерархии
неполноправных, зависимых групп людей. Среди последних,
как отмечают специалисты, С.
79. многие были из других народов, этносов
(Белявский, 1967; Никифоров, 1977; Хазанов, 1979 и др.).
В значительной мере этому благоприятствовала война.
Решение собственных социально-экономических противоречий
за счет других народов, внешнеэксплуататорская деятельность
была едва ли не самыми распространенными формами получения
прибавочного продукта. Помимо элементарного грабежа
или более прочных даннических отношений - это приводило
и к созданию полиэтнических обществ. Основой существования
таких образований становилась сословно-кастовая система.
Представляется, что этот вариант установления публичной
власти в древности был достаточно распространенным.
2. Каста - это замкнутая группа людей,
занимающих строго определенное, священное обычаем место в
социальной пирамиде. Принадлежность к касте обусловлена
рождением и наследуется. К важнейшим признакам кастовой
системы следует отнести: а) гетерогенный этнический состав
населения, являющийся зачастую следствием завоевания.
Этнос-завоеватель образует господствующие касты, а покоренный
народ - низшие касты; б) относительно четкие границы между
кастами в рамках конкретного общества; в) возможность повышения
своего социального статуса (переход в более высокую касту)
обусловлен особыми заслугами, как правило, военными или
замужеством. Археологическим отражением существования кастовой
системы в погребальном обряде будут выступать: а) сосуществование
долгое время различных этнических групп населения на одной и той
же территории; б) в пределах этого сосуществования каждая
этническая группа должна занимать определенное место в социальной
структуре данного общества. Для эксплуатируемого населения
характерна неполная (без знати) социальная структура; в) контакты
между социально противоположными этническими группами минимальны.
При этом среди погребений представителей более высокой в
общественной иерархии этнической группы должно присутствовать
некоторое число таких, которые имеют признаки этнической группы,
стоящей ниже в обществе, при отсутствии или минимуме этнических
признаков более высокой группы в более низкой. Если в конкретном
материале будут обнаружены приведенные выше признаки, то, очевидно,
может быть утвердительно решен вопрос и об отделении ремесла от
земледелия, поскольку кастовые структуры возможны лишь в тех
обществах, где уже произошло выделение ремесла в самостоятельную
отрасль хозяйства.
3.Проверим высказанные предположения
на примере катакомбной культуры Северного Причерноморья:
а) еще С.С. Березанская и О.Г. Шапошникова высказывали
мысль о сосуществовании в Северном Причерноморье ямного
и катакомбного населения (1957). Это находит подтверждение
и в ряде последующих работ. С.
80. Считается, что ингульские погребения наиболее
поздние. Однако в настоящее время это положение подвергается
сомнению. Среди них начинают выделяться такие, которые
датируются концом III тыс. до н. э. (Чмихов, Черняков,
1988). По нашим данным условно донецкое и ингульское население
очень длительное время сосуществовало (1987). При этом
оба этнических катакомбных массива контактировали с ямным
населением (3 % погребенных в катакомбах лежат в ямной
позе; б) проведенный по материалам условно донецких (I
- III АЭТ) и ингульских (IV - VII АЭТ) захоронений социальный
анализ (Пустовалов, 1989, 1989) позволил выделить следующие
группы: ингульские - знать (19,6 % - I - III гр.), рядовое
население (74,1 % - IV - V гр.), неполноправное население
(6,3 % - VI гр.); условно донецкое - знать (8,1 % - I
гр.); рядовое население (87,8 % - II - III гр.); неполноправное
население (4,1 % - IV гр.). Анализ показал, что социальная
стратификация была более значительной у ингульского населения.
Территориальное распределение полученных социальных групп
показывает, что для ингульского населения выделяется единый
социальный центр на р. Молочной (45,5 % знати), тогда
как для условно донецкой этой же территории характерно
минимальное число погребений знати (от 3,6 % до 8,2 %).
На позднем этапе в Северном Причерноморье, исключая днепровские
берега, у условно Донецкого населения отсутствуют погребения
знати и резко увеличилась прослойка рядового обедневшего
населения. Это может быть интерпретировано, как то, что
в данном регионе складывается единый этносоциальный организм,
где господствующую роль выполняла верхушка ингульского
населения, со временем подчинившая условно донецкое и
позднейшее ямное, так как поздние ямные могилы содержат
представителей самых нижних слоев ямного общества (Довженко,
Рычков, 1988).
в) Поза погребенного для катакомбного населения является
наиболее устойчивым этническим признаком (Пустовалов, 1987).
Рассматривая под этим углом зрения результаты этнотипологии,
можно обнаружить любопытные факты. Так, при длительном
сосуществовании обоих катакомбных и позднеямного населения
отмечается почти полное отсутствие контактов ингульского и
ямного (1 % скорченных на спине скелетов в ингульских катакомбах).
Контакты ингульского и условно донецкого носят более сложный
характер. Так, ингульские катакомбы со скорченными на боку
скелетами составляют 11,5 % (причем, среди них многие с оружием),
в то время как в условно донецких катакомбах вытянутые на спине
костяки редки (до 4,0 %). Среди условно донецких могил имеется
также и значительное число с второстепенными ямными признаками
(Пустовалов, 1987).
4. Таким образом, изложенное позволяет
говорить о наличии в С. 81.
катакомбном обществе, сложившемся под эгидой ингульского
этнического массива, сословно-кастовой системы. Она включала
собственно ингульское население, условно донецкое и позднейшее
ямное, образовавшие отдельные касты со своей внутренней
сословной градацией. Признаки социальной верхушки становятся
престижными и для других групп. Так, в позднеямных погребениях
важных персон, подражая могилам ингульской знати, начинают
встречаться повозки, имитация моделированных черепов (Рассамакин,
1989), а у условно донецкой формы погребального сооружения
становятся овальными. Этот вывод о кастовом характере
катакомбного общества Северного Причерноморья дает основание
заключить, что погребения мастеров катакомбной общности
следует рассматривать как отражение отделения ремесла
от земледелия по крайней мере для некоторых профессий
(литейщики-металлурги, колесники, оружейники). Сказанное
дает возможность поставить вопрос о том, что катакомбное
общество на Украине, а именно районы распространения ингульского
населения, существовали как примитивное раннеклассовое
образование с сословно-кастовой структурой, которая сложилась
из трех бывших этносов. В силу этого их этнические признаки
надолго консервируются и приобретают социальную нагрузку.
Эксплуатация низших каст позволила ингульскому этносу,
с одной стороны, накапливать определенные материальные
ценности, а с другой - осуществлять экспансию и поддерживать
нерушимость созданного общественного устройства.
|