Одно из важных
направлений в осмыслении доно-волжской абашевской культуры,
занимающей ключевые позиции в одноименной культурно-исторической
общности, является анализ свидетельств, происходящих
с Донеччины (восточные области Украины и юго-запад России).
Важно подчеркнуть, что речь идет не просто о юго-западных
пределах распространения абашевской культуры, а о территории,
где находится целая серия древних разработок металла
эпохи бронзы. Вспомним локализующуюся в этом регионе
серию погребений литейщиков катакомбной культурно-исторической
общности эпохи средней бронзы или, скажем, доно-донецкую
производственную зону срубной культурно-исторической
общности.
Полномасштабная
оценка данной территории с позиции абашевских древностей
затруднена имеющейся степенью изученности соответствующих
памятников прежде всего Левобережья Донца - территория
Харьковской и Луганской областей, и особенно Белгородской,
смежных районов Курской и Воронежской областей. Но отдельные
суждения возможны уже сейчас. Значительная часть исследователей
эпохи бронзы восточных районов Украины признают наличие
абашевских проявлений на территории Донеччины. В числе
их С.С. Березанская, С.Н Братченко, Я.П. Гершкович,
Р.А. Литвиненко, И.Т. Шаповалов и др. Наиболее полно
по данному вопросу высказалась С.С. Березанская, согласно
которой абашевские проникновения в восточные районы
Украины (преимущественно бассейна Северского Донца)
относятся к двум хронологическим пластам - время памятников
с многоваликовой керамикой и время раннесрубных памятников.
За последнее
время возросло число свидетельств по хронологическому
пласту, все чаще оцениваемому через призму памятников
Покровского типа, что обусловило формулирование тезиса
о распространении "Покровского" населения
и в Подонцовье, именно с территории Среднего Подонья.
В это понятие, суть которого сводится к тому, что в
памятники покровского типа отдельными авторами ныне
включаются как свидетельства позднего этапа доно-волжской
абашевской культуры, так и памятники, открывающие линию
развития срубных древностей Представляется перспективным
подход В.В. Отрощенко, который, фактически исключив
из "покровских" собственно абашевские памятники,
предложил выделить Покровскую срубную культуру, в формировании
которой, как это сейчас представляется, далеко не второстепенную
роль играли носители доно-волжской абашевской культуры.
На территории
Донеччины есть и безусловно абашевские проявления, синхронизирующиеся
с развитым этапом доно-волжской абашевской культуры,
а в известной степени и с древностями синташтинско-потаповского
типа более восточных территорий: обнаружение в "многоваликово-абашевском"
жилище I Ильичевского поселения вставного шипа от дисковидного
псалия, наличие, правда немногочисленной, керамической
серии, характерней для развитого этапа доно-волжской
абашевской культуры на многослойных поселениях Капитаново-1
и 2, включая обнаружение на поселении Капитаново-2 обломка
сосуда, имеющего синташтинские черты. Тем самым получает
подтверждение тезис о взаимодействии на этой территории
населения культуры многоваликовой керамики с абашевцами.
Нельзя исключить
и возможности отнесения отдельных свидетельств к более
раннему пласту абашевских древностей (небольшая керамическая
серия с поселения Сердюково-2 на территории Харьковщины).
Но для более уверенной констатации данного факта нужна
дополнительная аргументация.
Таким образом,
факт включения примыкающего к древним рудоразработкам
Донецкого кряжа региона левобережья Донецка в зону проникновения
доно-волжских абашевцев нам представляется очевидным.
Нетрудно заметить, что это одно из перспективных направлений
исследовательского поиска в рамках развивающегося сотрудничества
археологов Украины и России, занимающихся проблематикой
эпохи бронзы доно-донецкого региона.