Типичнейшим видом изучения археологических памятников
украинских степей, и в частности Донбасса, являются
курганы - от небольших, в несколько метров диаметром,
еле заметных насыпей до искусственных холмов высотой
до 4 - 5 и более метров, расположенных в различных топографических
условиях, но чаще всего на возвышениях.
В связи с большими новостроечными работами
в Ворошиловградской С.13.
и Донецкой областях курганы в первую очередь подверглись
наибольшему разрушению, что и обусловило необходимость
их специального изучения экспедициями Института археологии
АН УССР, ВУЗов и музеев гг. Киева, Ворошиловграда, Донецка
и др. За последние два десятилетия раскопаны сотни курганов,
что дало большой материал для исторических выводов о времени
их сооружения, функциях, о народах насыпавших курганы
и хоронивших в них.
Появление древнейших курганов принято относить к началу
бронзового века и связывать с ямной культурой. Однако, в ходе
исследований выяснилось, что древнейшие курганные погребения
относятся к энеолиту. Именно в конце медно-каменного века
появляется обычай сооружения насыпей над могилой, а также
устройство кромлехов. При этом выбор места и устройства погребений
в конце энеолита аналогичны тому, как это делали в последующее
время племена ямной культуры. Поэтому едва ли случайно совпадение
мест захоронений поздних энеолитических и ямных погребений.
Правда, насыпи над энеолитическими погребениями по сравнению
с ямным столь незначительны, что исследователям не всегда
удается их проследить.
Считается, что обряд сооружения курганов (под курганами мы
понимаем отдельную насыпь или значительную досыпку над
погребением) характерен и для других культур эпохи бронзы
Донбасса - катакомбной, многоваликовой керамики, срубной.
Но это не совсем так. Существование
курганных насыпей над погребениями культуры многоваликовой
керамики было нами прослежено на большом конкретном материале
(Писларий, 1982, 1983). Наличие у племен культуры многоваликовой
керамики этого обряда мы объясняем возрождением ямных традиций,
обусловленных выделением из среды населения катакомбной культуры
потомков ямного этноса. Оно прослеживается по некоторым присущим
для ямной культуры чертам, в том числе и по обряду сооружения
курганных насыпей над захоронениями. Каждому погребению культуры
многоваликовой керамики соответствует или отдельный курган или
значительная досыпка к существовавшей ранее курганной насыпи.
Для катакомбной культуры обряд сооружения курганов не
совсем характерен. Все погребения этой культуры, как правило,
впущены в полы курганов и имеют радиальную планировку.
Лишь в очень редких случаях над некоторыми ранними и позднейшими
погребениями в катакомбах сооружены курганные насыпи.
Но поздние катакомбные погребения с насыпями, как мы уже
отмечали ранее, - свидетельство возрождения в среде С.
14. катакомбной культуры элементов предшествующего
ямного этноса, на базе которых складывалась культура многоваликовой
керамики. Ранние же погребения в катакомбах, сопровождавшиеся
курганными насыпями, относят к катакомбной культуре лишь
на основе погребального сооружения, хотя инвентарь, находимый
в них, ничем не отличался от инвентаря ямных погребений:
яйцедонные сосуды, бронзовые ножи, шилья, тесла, серебряные
подвески и т. д. В некоторых погребениях обнаружены и
каменные стелы ямного типа. Внимательное изучение таких
погребений приводит к убеждению, что это погребения ямной
культуры, которые должны относится к позднейшему этапу
ее существования и в которых нашел отражение процесс взаимодействия
ямного этноса с пришлым населением катакомбной культуры.
Для срубной культуры, также как и для катакомбной, не характерен
обряд сооружения курганных насыпей. Погребения обычно впускаются
в курганную насыпь. Те редкие случаи, когда над срубными
погребениями исследователи обнаруживали курганные насыпи, на
поверку оказались не вполне достоверными. Многие исследователи,
следуя за В.А. Городцовым, традиционно относили к срубным и
погребения культуры многоваликовой керамики. Теперь, когда нами
установлены критерии для различия этих погребений, стало ясно,
что так называемые основные срубные погребения оказываются
погребениями культуры многоваликовой керамики.
Следовательно, мнение о существовании
в срубной культуре курганов с основными срубными погребениями
несостоятельно. Особо остановимся на погребениях в каменных
ящиках Донецкого края, открытых на вершинах гряд и отдельно
стоящих высоток (Писларий, 1972). Количество их различно - от
одного до десяти. Над некоторыми погребениями иногда встречается
небольшая наброска камней, другие - окружены оградками из каменных
плит. Эти погребения очень специфичны для Донбасса и требуют
особого внимания и тщательного изучения. Их существование тем
не менее не может повлиять на основной вывод, что для срубной
культуры не характерен обычай сооружения курганных
насыпей.
Итак, мы видим, что в эпоху бронзы в
Донбассе курганы в основном сооружались лишь племенами ямной
культуры и их более поздними преемниками - племенами культуры
многоваликовой керамики. Племена катакомбной и срубной культур
почти не сооружали курганных насыпей, но использовали курганы
предшественников как кладбища.
Подводя итоги изучения курганного
обряда в эпоху бронзы на территории Донбасса, мы приходим
к необходимости выделения двух видов курганного обряда
захоронения: сооружение курганных насыпей над погребениями
и захоронение в чужих курганах без сооружения насыпи.
Такое деление заставляет пересмотреть существующее на
сегодня разделение С.15.
погребений на основные и впускные. Под основными
погребениями следует понимать такие, над которыми сооружена
курганная насыпь или значительная досыпка. Впускными
надо считать только те погребения, которые впущены в
чужую насыпь и не имеют над собой насыпей или досыпок.
Первый обряд характерен для ямной культуры и возродившей
ее традиции культуры многоваликовой керамики, второй
характеризует пришлые в своей основе племена катакомбной
и срубной культур.
Способу курганного обряда захоронения
мы придаем большое значение. До сего времени при определении
курганной принадлежности погребений учитывались положение
костяка, инвентарь и форма погребального сооружения. Нам
представляется необходимым учитывать и способ курганного обряда
захоронения, который может быть одним из ведущих признаков при
решении вопроса этно-культурной принадлежности погребений.
|