Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Николаева Н.А., Сафронов В.А. Курильницы предкавказской катакомбной культуры (Индоевропейская керамическая форма 1) // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 54 - 57.

           1. Курильницы предкавказской катакомбной культуры представляют собой уникальную многочисленную (более 300 зкз.) керамическую группу с высокой степенью стандартизации формообразующих признаков. Каноничность формы курильницы, обнаружение ее в каждом пятом катакомбном погребений Предкавказья, следы затеков на ее поверхности и наличие углей С. 55. в чаше, нанесение знаковых композиций на внешнюю поверхность, несомненно, позволяет относить курильницы к предметам погребального культа, а, следовательно, связывать их с самой консервативной частью культуры и видеть в них ключ к решению вопросов происхождения предкавказской катакомбной культуры. Вхождение предкавказских курильниц составной частью в керамическую серию ("чаши на подставке"), широко распространенную во времени (VI-I тыс. до н. э.) и пространстве (от Малой Азии до Балкан, от Эльбы до Волги и далее до Минусинской котловины), а также малая вариабельность их форм и устойчивое число типов делают закономерным вопрос о характере их связей внутри массива (формально-типологическая или генетическая); о древнейших разновидностях курильниц в Восточной Европе; о прототипах курильниц в Восточной Европе; о прототипах курильниц; о механизме занесения курильниц в памятники Восточной Европы и Западной Сибири.
           2. Внимание исследователей (Тальгрен, Ганчар, Клейн) фиксировалось на генезисе курильницы без рассмотрения ее типологии (исключение - формально-типологический эволюционный ряд курильниц от древнейших Михайловских до позднежатакомбных - Егоров, 1970). Истоки курильницы усматривались в дунайских культурах неолита-энеолита (Кереш, Вучедол), однако, признанию этой гипотезы мешал хронологический разрыв в почти 3000 лет между этими культурами и территориальный разрыв между Балканами и Предкавказьем.
           3. Наш основной тезис состоит в том, что курильницы Михайловки I ямной, афанасьевской, окуневской, предкавказской катакомбной культуры генетически связаны и восходят к общему прототипу - чаше на ножках - в культуре воронковидных кубков (КВК: IV - III тыс. до н. э.), который вместе с лендьельскими чашами на ножках (IV - IV/III тыс. до н. э.) происходит от винчанских курильниц (V - IV тыс. до н. э.). Различия в формах евразийских курильниц объясняются прямой или опосредственной связью с культурами праиндоевропейокого круга, к которым относятся КВК, Лендьел и Винча (Сафронов, 1983, 1989).
           4. Появление курильниц в Михайловке I связано, по нашему мнению, с влиянием праиндоевропейской культуры КВК, в комплексе которой в памятниках Центральной Европы есть подобные формы. КВК, наряду с КША и КШК, вошла компонентом в комплекс Михайловки I. Присутствие курильниц на раздельных ножках в ямных комплексах Михайловки рассматривается нами, как продолжение традиций субстрата и дополняется гипотезой формирования древнеямного комплекса на основе КВК в Прикарпатье (Сафронов, 1980, 1983, 1989).
           С. 56. 5. Древнейшими курильницами в катакомбах Восточной Европы являются экземпляры на круглом поддоне и на отдельных ножках без отделения, отмеченные в приазовской культуре на Донеччине (Сафронов, Николаева, 1981), в Среднем Прикубанье (Темижбек: раскопки авторов в 1981 г.). Их хронологическая позиция - преддонецкий горизонт, горизонт "В" Предкавказья, по Сафронову. Им сопутствуют красноохристые сосуды. Указанные типы курильниц продолжают жить в следующем горизонте "С", но появляется курильница на крестовидной ножке и отделением внутри, представляющая своеобразный симбиоз чаши на подставке и чаши на отдельных ножках. Хотя о связях раннебронзового века Северного Кавказа и Михайловки I высказывались неоднократно (Сафронов, Николаева, 1974), а отдельные экземпляры чаш на поддоне вместе с краоноохристыми сосудами встречаются в кубано-терской культуре, которая вошла компонентом в катакомбные комплексы горизонта "С" и раннего "Д", (см. тезисы Николаевой в этом сборнике), вряд ли возможно обосновать автохтонность предкавказских курильниц. Следует допускать новый импульс населения из центральноевропейских областей, принесшего и "шнуровую" курильницу, и структуру комплекса. Это согласуется с "донецкой орнаментацией" на предкавказских курильницах (более древние формы - почти не орнаментированы).
           6. Поразительное сходство афанасьевских курильниц и курильниц культуры шнуровых керамик Эльбы-Заале, двухкомпонентность афанасьевского комплекса (курильницы и бобовидные сосуды - остродонные сосуды) указывают, по нашему мнению, наслоение афанасьевского комплекса в непосредственной близости к КШК Восточной Европы и в ареале культуры Средний Стог II, в лесостепной зоне. Курильницы окуневской культуры - результат связей с афанасьевскими и более западными территориями Заволжья. Эти факты увязываются с тохарской атрибуцией афанасьевских памятников, хотя есть еще много неясного в этом вопросе из-за отсутствия связи в диахронии. Показанный механизм связи курильниц Восточной Европы и Сибири с центральноевропейскими праформами объясняет их типологические различия.
           8. Древнейшими прототипами курильниц в Западной Европе являются чаши на ножках культур Винчи (V-IV тыс. до н. э.) и Старчево-Кереш (VI-V тыс. до н. э.). Праиндоевропейская атрибуция Винчи и неиндоевропейская - культуры Старчево-Кереш (Сафронов, 1989), а также хронологический приоритет Старчево в Европе ставит под сомнение исконность курильницы, как праиндоевропейокой формы. Однако, в памятниках раннеиндоевропейского Чатал Хююка (Малая Азия, VII, VI тыс. до С. 57. н. э.) отмечены алтари на ножках, чаши на ножках и на поддоне, что позволяет отнести курильницы к древнейшим праиндоевропейским культовым формам.
           9. Присутствие курильниц в культуре сармат (северных иранцев) позволяет говорить о существовании этой формы вплоть до исторических индоевропейцев в Восточной Европе. Исследование форм материальной культуры, начало которому мы закладываем этой разработкой, позволит выделить общие элементы в индоевропейских археологических культурах, которые могли удерживаться долгое время, подобно общеиндоевропейской лексике в западноевропейских языках.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru