1. Значение
выделения раннекатакомбных памятников Калмыкии (горизонт
"С", III и IV группы погребений, по Сафронову,
(1968 - 1974 гг.) связано с возрастающими возможностями
проследить механизм формирования катакомбных культур
в регионе и в целом на Северном Кавказе. Открытие приазовской
катакомбной культуры на Донеччине, Нижнем и Среднем
Прикубанье (Сафронов, Николаева, 1979, 1981) расширило
границы переходного периода от древнеямяой к катакомбной
эпохе и удревнило его (горизонт "В", преддонецкий
горизонт). В настоящее время территория Калмыкии не
может быть включена в районы с древнейшими катакомбами
Восточной Европы. Вместе с тем большое число культур
докатакомбной эпохи обусловило разнообразный механизм
формирования катакомбных памятников в Предкавказье,
синхронность катакомбных погребений, связанных с разными
культурными традициями, а между собой формой могилы.
2. Раскопки
В.А. Сафронова и Н.А. Николаевой в Калмыкии, в том числе
в зоне Чограйокого водохранилища; в течение 1984 - 1987
гг. показали, что данные стратиграфии позволяют более
определенно высказаться о группе катакомбных погребений
с красноохристыми сосудами и курильницами. По данным
И.В. Синицына, существует 20 погребений в ямах и катакомбах
(75%), а также кенотафы в катакомбах, произведенных
на левом и правом боку, а также на спине (30%) скорченно,
с южной и восточной ориентировкой (25%), содержащих
сосуды с пачкающей красноохристой поверхностью, украшенных
по плечикам богатой композицией с теми же элементами
орнаментов, которые встречаются на предкавказских курильницах.
Катакомбы этой С. 53.
группы - Т-образные (оси входной ямы и камеры взаимно
перпендикулярны), перепад уровней дна ямы и камеры -
0,2 - 0,4 м. Стратиграфическая позиция неопределенна.
По данным наших раскопок (5 погребений), погребения
с этими сосудами находились преимущественно в катакомбах
(4 случая из 5), в комплексе с курильницами. Катакомбы
всегда Т-образные, с наклонным дном в камере, с трапециевидными
камерами, перепад уровней дна ямы и камер от 0 до 0,25
м. Чаще катакомбы не глубокие, поэтому вход обрушен,
но есть и глубокие в материке. Инвентарь показывает
достаточно устойчивую структуру комплекса (1) сосуд;
2) сосуд и курильницы; 3) два сосуда и курильница. Встречены
металлические украшения - крученые кованые стерженьки-подвески,
определяющие дату погребения 1с, подвески в 1,5 оборота
с раскованными сторонами; пастовые рубчатые пронизи
и костяные бусы.
3. Наиболее
примечательным является факт курганной стратиграфии.
Погребения с краоноохристыми сосудами перекрывают погребения
III группы ("древнеямники в катакомбах"),
II группу ("северокавказцы" в ямах) и перекрываются
всегда Н-образными катакомбами с перепадом уровней дна
ямы и камеры около 1 м, с захоронениями на боку с неорнаментированной
керамикой кувшинного типа. В одном случае катакомба
с красноохристым сосудом перекрывала яму с двумя красноохристыми
и неорнаментированными сосудами, курильницей и сосудом
с разновысотными ручками. Позиция этого погребения хорошо
определяется по стратиграфии кургана в Ногире (Сафронов,
1981), как докатакомбная на Северном Кавказе. Следовательно,
погребение может быть синхронно и раньше горизонта "С"
в Калмыкии. Эти данные стратиграфии позволяют относить
рассматриваемую группу памятников к горизонту "С"
преимущественно и в пределах горизонта помещать за III
группой, с молоточковидными булавками.
4. Общеизвестно,
что культурная атрибуция II группы погребений Калмыкии
была проблематична из-за отсутствия целых форм керамики.
В 1986 году в кургане, где были обнаружены катакомба
с молоточковидными булавками и древнеямным обрядом,
катакомба с красноохристой амфоркой и стерженьками-подвесками,
была найдена яма с вытянутым скелетом и красноохристым
сосудом. Стратиграфия зафиксировала более ранний возраст
этого погребения II группы. Это обстоятельство проливает
свет на происхождение красноохристых сосудов в Калмыкии,
поскольку на соседних территориях в Северной Осетии,
Кабардино-Балкарии и в Пятигорье, в ареале кубано-терской
культуры, вы-деленной нами в 1980 - 1987 гг., обнаружена
серия красноохристыx сосудов в докатакомбном горизонте
этой культуры. Кроме С. 54.
того, непосредственно в предкатакомбный период в Северной
Осетии (Ногир), в Кабардино-Балкарии (Лечинкай) появляются
погребения в ямах, скорченные, что отличает эту традицию
от вытянутых погребений кубано-терской культуры I-IV
этапов). Появление катакомбы, как формы могильного сооружения
в Нижнем и Среднем Прикубанье в период горизонта "В"
Калмыкии, может пролить свет на формирование катакомбных
памятников Калмыкии.
5. Если образование
III группы рассматривается (Сафронов, 1974), как усвоение
населением древнеямной культуры катакомбной формы могилы,
а образование IV группы - как восприятие северокавказским
населением катакомбы (этими "северокавказцами"
являлись носители кубано-терской культуры Пятигорья),
то сложение катакомбных памятников с красноохристыми
сосудами происходило с включением керамической традиции
кубано-терской культуры, на субстрате КТК.
6. Исследование
в 1986 г. в Чограе катакомб III группы с молоточковидньши
булавками позволило уточнить семантику молоточковидных
булавок и выявить неоднородность серии молоточковидных
булавок. В катакомбе III группы слева от таза ребенка
была воткнута в землю крупная булавка на длину неорнаментированной
части; с двух сторон ее окружали две прямоугольные бляхи
из бронзы с пуансоиным орнаментом; между бляхами и булавкой
помещались по две скрещенных булавки-проколки, сделанные
из случайного материала. Обстоятельства нахождения булавки
не оставляют сомнения в ее ритуальном значении и сакральной
функции. Вместе с тем в классификационной схеме молоточковидных
булавок целесообразно разделить эти две группы булавок
и дифференцировать их по разным критериям. Указанные
нами (Сафронов, Николаева, 1983) критерии подходят к
крупным экземплярам. Вариабельность проколок зависит
от материала.