1. До последнего
времени гипотеза об участии Кавказа в формировании катакомбных
культур юго-восточной Европы из-за отсутствия конкретного
материала практически не разрабатывалась. В настоящий
период ситуация изменилась. Широкие исследования на
территории Кавказа показали, что катакомбный обряд появился
у племен Дагестана в первой половине III тыс. до н.
э. (Великент, катакомба №8). Столь раннее появление
этого обряда в других регионах юго-восточной Европы
пока не зафиксировано. Поэтому имеется основание предположить,
что население степного мира Причерноморья познакомилось
с этой идеей именно отсюда. Кроме того, антропологические
данные позволяют отметить наличие обычая искусственной
деформации головы, который связан с Северо-Восточным
Кавказом, у раннего катакомбного населения Донеччины
(С.И. Круц, Е.Н. Шепель). Отмеченные моменты, вероятно
не случайны, а результат связей между указанными областями
на раннем этапе становления катакомбных культур на территории
Украины, выразившиеся в восприятии и культивировании
новых традиций в обряде.
2. Более четкие
свидетельства появления новых культурных элементов наблюдаются
в период развитой донецкой катакомбной культуры, когда
на Украину проникают не только кавказские формы металла,
керамики и сама керамика, но даже технология изготовления
последней, в частности, такой специфический прием, как
обмазка поверхности сосуда жидкой глиной, совершенно
не свойственный степным культурам Украины (культуры
боян, гумельница, кукутени-триполье, в которых имеется
керамика с обмазкой, ни хронологически, ни территориально
не соприкасаются с левобережными катакомбными памятниками,
а, следовательно, не могут служить источником этого
приема). В качестве такого можно предполагать в настоящее
время только Дагестан, где керамика с обмазкой появляется
на позднем этапе куро-аракской культуры (северо-восточный
ее вариант), возможно, в первой половине, около середины
III тыс. до н. э. Возникнув в эпоху ранней бронзы эта
керамика стала определяющей для С.
51. культур северо-восточного Кавказа эпохи
средней бронзы (гинчинская) и поздней бронзы (каякентско-хорочоевская),
продолжала бытовать в эпоху раннего железа вплоть до
албанского времени (конец I тыс. до н. э.
3. На поселениях
позднего этапа ранней бронзы она встречается повсеместно,
как в прикаспийской низменности (Великент, Каякент,
Мамай-Кутан, Манас, верхний слой), так и в горных областях
Дагестана (Сигитма, Верхний Гуниб, Черкей). Такое широкое
и раннее распространение подобной керамики опять же
отмечено только для Дагестана. Известна эта керамика
и в погребальных памятниках, а именно почти во всех
Великентских катакомбах, хронологически соответствующих
перечисленным поселениям, а также в манасских подкурганных
катакомбах. Представлена она сосудами разных форм и
размеров - это крупные толстостенные корчаги с отогнутым
или стянутым внутрь краем, невысокие горшки со слегка
или резко отогнутым венчиком, банки. От края венчика
до орнаментального пояса поверхность сосуда лощеная,
гладкая, остальная часть обмазана жидкой глиной. На
посуде без орнаментации "обмазка" от дна доходит
до плечиков. Именно этот прием и зафиксирован на посуде
из катакомб Донецкой и Ворошиловградской областей в
целом ряде пунктов, в частности: г. Александровск (к.
9, п. 57), с. Македоново (к. 1, п. 4, п. 10), Пионерское
(к. 7, п. 4), пос. Тельмана близ Ворошиловграда (к.
1, п. 8), с. Говоруха (к. 2, п. 11; к. 3, п. 9) и др.
Изучение образцов такой керамики из катакомб Украины
по сравнению с их образцами из Дагестана показало, несомненную
их близость как в технике нанесения обмазки самой на
сосуды, так и в расположении ее на поверхности посуды,
а также в способах ее обработки.
4. Формы посуды
в катакомбах Украины (хотя она большей частью фрагментирована)
в основном бахмутского типа, но с наличием нового технологического
приема - обмазки, что свидетельствует, вероятно, о самостоятельности
освоения этой новой традиции мастерами Донеччины в эпоху
средней бронзы под влиянием Кавказа. Приведенные факты
указывают на установившиеся сложные связи рассматриваемых
регионов, осуществлявшиеся, вероятно, определенно через
предкавказские степи. Факты наличия керамики с особой
обработкой поверхности четко регистрируются в подкурганных
катакомбных погребениях в соседних с Дагестаном степных
областях Северной Осетии (Чикола, Ногир, Комаровская,
Павлодольская), Ставрополья (Чограй), Ростовской области
(хх. Новый Долгий) с выходом на Ворошиловградчину.
Распространение
керамики с обмазкой обусловливается, вероятно, не только
заимствованием инокультурным населением С. 52. отдельных
технологических приемов, стилей и способов обработки
керамики, и включением самих носителей этой своеобразной
традиции в среду разных племен вплоть до Северо-Восточного
Приазовья.
Дальнейшее
углубление исследования такого массового материала,
как керамика, тесно связанного с культурными традициями
ее созидателей, позволит не только выявить инородные
элементы в составе комплексов, следы влияний культур,
но послужит конкретному раскрытию взаимоотношений катакомбных
племен Украины и Кавказа.