Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Нечитайло А.Л. Предкавказская энеолитическая область: Культурные традиции // ЧТЕНИЯ посвященные 100-летию деятельности в Государственном Историческом музее В.А. Городцова: Тезисы конференции. - М., 2003. - Ч.1. - С. 63 - 64.

           Раскрывая понятие культуры, С.А. Арутюнов (1985) подчеркивал, что она представляет собой "всеобъемлющий комплекс внебиологически выработанных средств деятельности, разные компоненты которого связаны между собой сложным образом". На формирование культурных вариаций накладывают отпечаток факторы социоестественного окружения.
           Исходя из этих общетеоретических посылок, обратимся к культурным традициям предкавказского сообщества времени конца Триполья А-В1, занимавшего, судя по распространению оставленных памятников, Предкавказскую равнину с прилегающими к ней предгорно-плоскостными районами. Имеются в виду подгруппы энеолитических погребений (нижнедонская, азово-кубанская, ставропольская, терская) и соответствующие им поселения (Мысхако, Свободное, Мешоко, "Замок", Тяллинг). До сих пор указанные бытовые памятники, с одной стороны, и погребальные, с другой, рассматриваются как разные культурные комплексы (Кореневский, 1998). В настоящей работе попытаемся выяснить и по возможности объяснить однотипность элементов в тех и других, используя такие проявления культуры, как керамика, орудия труда и оружие, ритуально-престижные изделия.
           Остановимся на керамике, которая считается индикатором археологической культуры. Среди ранних подкурганных погребений Предкавказья она обнаружена в небольшом количестве, но с яркими чертами, присущими посуде энеолитических поселений исследуемой ниши.
           Так, к разрушенным ранним подкурганным погребениям у с. Красногвардейское в степях Ставропольского края авторы раскопок Я.Б. Березин и А.А. Калмыков (1998) относят фрагменты трех сосудов, прямые аналоги которым указывают в керамике из погребений и поселений Предкавказья (например, Мешоко, "Замок"). Действительно, такие показатели, как состав глиняного теста, форма (слегка расширенное тулово в данном случае) и отогнутый, рассеченный по краю венчик, а также украшение корпуса накольчато-жемчужным орнаментом, свойственны посуде предгорно-плоскостной и степной зоны Предкавказья, что неоднократно иллюстрировалось исследователями (Кореневский, Наглер, 1987).
           Сосудик из погребения 57, курган 9 у станицы Владимирской Краснодарского края по форме, тесту, орнаменту соответствует миниатюрной керамике - тип 5 поселения Свободное в Адыгее (Нечитайло, 1999).
           Сосуды из курганов 15/1 у Веселой Рощи на Ставропольском плато (Романовская, 1982) и Комарове 2/18 на Тереке (Северная Осетия) по набору перечисленных элементов соотносятся с таким же типом посуды с поселений Мысхако, Свободное, "Замок", что уже отмечалось.
           Находки однотипной керамики в ранних энеолитических степных подкурганных захоронениях и поселениях предгорно-плоскостной полосы Предкавказья, вероятно, свидетельствуют о едином культурном контексте тех и других. Фиксируемая некоторая удаленность первых от вторых маркирует территорию устойчивых культурных традиций и контактов, выраженных в распространении однотипной керамики и не только. Это подтверждается другими категориями изделий, например, орудиями и оружием.
           С. 64. Так, крупные кремневые ножевидные пластины (ножи) с ретушью по краям и без нее встречены почти в каждом из свыше 50 открытых погребений в Предкавказье. Кроме того, топоры, наконечники стрел и дротиков (правда, в единичных экземплярах), также как и ножи, по форме, технике изготовления, функциональному назначению повторяют аналогичные изделия, находимые в культурных слоях поселений Мысхако, Свободное, Тяллинг. Это же относится к встречаемым в погребениях (Комарово, Кастырский) серпентинитовым клиновидным теслам, неоднократно представленным на поселениях.
           Что же касается таких престижно-ритуальных вещей, как каменные браслеты, навершия скипетров, то они значительно реже встречаются в погребениях (пос. Юловский, Нальчик, Комарово - браслеты; Архара, Джангар - скипетры). На поселениях Закубанья найдены сотни браслетов подобных образцов.
           Такой род престижных украшений, как пекторали из клыков вепря обнаружены в Веселой Роще 15/1, Новотиторовской 10/5, Нальчике, погребение 36. Этот типично степной вид также представлен на всех названных поселениях.
           Итак, сравнительный анализ конкретного материала свидетельствует об однотипности ряда культурных элементов в рассматриваемых погребальных и бытовых памятниках предгорно-плоскостной и степной зоны Предкавказья. Думаем, что эти совпадения не случайны, а объясняются тем, что у населения, оставившего их, были выработаны определенные культурные традиции (конечно, с различными вариантами). Отсутствие устойчивых этнических границ в изучаемом пространстве и времени способствовало культурной интеграции, поддерживаемой "единством поля информационных связей".
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru