Появление
и распространение колесного транспорта в III - первой
половине II тысячелетия до н. э. в Северном Причерноморье,
также, как и в степях Восточной Европы, было вызвано
хозяйственными потребностями общества, связано с распространением
изделий из металла, уровнем развития деревообрабатывающего
производства.
Все представления
о колесном транспорте формируются на базе погребений
ямной и катакомбной культур. В погребениях ям-ной культуры
колеса размещались по одному и более по углам могилы
на уровне перекрытия, на дне могилы. Аналогично размещение
деталей повозок. Традиция ставить в погребениях повозку
или ее части находит продолжение у племен катакомбной
культуры. Они помещаются как во входной яме, так и в
камере. Колеса использовались в качестве заслонок, закрывающих
вход в камеру (Шилов, Черняков, Чередниченко, Самойленко
и др.).
Повозка состоит
из ходовой части (рама, оси с колесами), кузова, дышла.
Находки повозок в погребениях редки. Среди них повозки
из погребения 4 Лукьяновского кургана, погребения 2
кургана Могила на Криворожье (ямная культура), погребения
27 Тягуновской могилы, погребения 9 кургана II у г.
Каменка-Днеп-Ровская Запорожской области (катакомбная
культура). Все повозки четырехколесные, за исключением
двухколесной повозки из Тя-гуновой могилы. Из составляющих
ходовую часть наиболее полные сведения имеются о колесах.
Колеса разных конструкций в ямных и катакомбных памятниках
сосуществуют. Можно выделить следующие конструкции колес:
- дисковидные,
вырезанные из цельного куска дерева вместе С.
44. с выступающими спицами. Диск к ободу
колеса может сужаться. Диаметр диска в пределах 540
- 60 см, осевого отверстия 2 - 6 см. Наиболее часто
встречаются в погребениях ямной культуры;
- диск колеса
трехсоставной. Ступица вырезана вместе со средней частью
диска. Соединение частей штифтовое. Диаметр диска 50
- 70 см, осевого отверстия 2 - 8 см. Встречаются в погребениях
ямной и катакомбной культур;
- диск колеса
вместе со ступицами двухсоставной, соединение штифтовое
с дополнительным креплением кожаным шнуром. Диаметр
диска 40 - 50 см, осевого отверстия 2 - 5 см (Староселье,
к. I, п. 10; Каменка, к. II, п. 2);
- диск колеса
вырезан из цельного куска дерева. В центре отверстие
для вставляющейся цилиндрической ступицы. Диаметр диска
50 - 60 см (Вишневой, к. 9, п. 8);
- диски многочастные
со ступицами, выступающими с одной или с двух сторон.
Диаметр колеса достигает 70 - 75 см (Кубань, Ставрополье).
Наиболее часто
для изготовления колес использовался дуб. Колеса фиксировались
на неподвижной оси с помощью чеки (Болотное, к. 14,
п. 28). Осями могли служить поперечные части рамы основания.
Рама делалась из брусьев, скрепленных поперечными или
продольными связками. Рама часто являлась и дном кузова.
Размеры известных рам 1,85X1,1 м; 1,25x0,85 м; 2,2X0,7
м; 2,0X1,2 м; 1,45X1,1 м.
Конструкции
кузовов, очевидно, были разнообразными. Известна повозка
с арочным перекрытием с высотой дуги 0,6 м (курган Лукьяновский,
п. 4; Мельник, Сердюкова). На Кубани и Ставрополье известны
повозки с кузовом высотой 0,4 - 0,6 м с решетчатыми
бортами.
Дышла обнаружены
в ямных погребениях 2 кургана Могила, 4 кургана Лукьяновский,
2 кургана Сторожевая Могила, катакомб-ных погребениях
27 кургана Тягунова могила, 9 кургана II у г. Каменка-Днепровская.
Удалось реконструировать способ соединения дышла с передней
осью, так называемый поворотный механизм (Мельник, Сердюкова).
По своему назначению
повозки можно разделить на грузовые, погребальные, изготовленные
специально для участия в погребальном ритуале, боевые
колесницы. Исходя из семиотического статуса, повозки,
колеса, их участие в погребальном ритуале связано с
культовой функцией.
Находки повозок
позволяют реконструировать тип повозки, выработанной
в степях Северного Причерноморья в III - первой половине
II тыс. до н. э., дают основания для социальных реконструкций
древнего общества, а также материал для изучения деревообрабатывающего
производства в эпоху бронзы.