Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Литвиненко Р.А. Новый памятник раннесрубного времени на Донеччине // Актуальные проблемы охраны и исследования археологических памятников в Центральном Донбассе: Тезисы докладов областной научно-практической конференции. - Перевальск, 1988. - С.22 - 24.
          В 1982 году у железнодорожной станции Роты в Артемовском районе Донецкой области экспедиция Донецкого госуниверситета частично исследовала курганный могильник Возрождение II, в котором значительный интерес представляет погребальный комплекс кургана 2. В нем обнаружено 6 погребений: 1 - культуры многоваликовой керамики (КМК), 4 - срубной и 1 - неопределенное бронзового века.
          Погребения срубной культуры (№1, 2, 5, 6) были совершены в каменных ящиках, имеющих конструктивные особенности. Все умершие лежали в позе адорации на левом боку головой на В и СВ. Погребение 1 сопровождалось острореберным сосудом, орнаментированным у дна, ниже и выше ребра тремя поясами треугольников, верхний из которых заполнен значками в виде зигзага, кружка, крестов, а также баночным сосудом, украшенным вдавлениями палочки в виде грозди. В парном погребении 5 находились 2 сосуда баночной формы. С костяком взрослого человека найдены пара бронзовых браслетов с заостренными заходящими друг за друга концами из линзовидной в сечении проволоки и бронзовый перстень в три оборота с закрученными в спирали концами из квадратной в сечении проволоки. С костяком ребенка находились крупная цилиндрическая бусина и пара бронзовых браслетов С.23. плохой сохранности с одной и двумя напаянными спиральками из тонкой проволоки. Сечение браслетов по всему периметру различно: линзовидное в узкой части, плоское и округло-желобчатое в широкой. Погребение 6 (кенотаф) сопровождалось острореберным сосудом, украшенным поясом обрамленных "бахромой" двойных треугольников, заполненных белой пастой, а также деревянным блюдом-подносом вытянутых пропорций с бортиком по краю. На подносе лежала часть тушки животного, бронзовый нож-кинжал и два костяных предмета в виде круглой и квадратной "пуговиц" с одним центральным отверстием.
          Стратиграфически установлено, что первоначально в полу возведенного над погребением КМК (№4) кургана было впущено парное погребение 5. Очевидно погребения 1 и 2 также были впущены в многоваликовый курган, после чего он был перекрыт общей досыпкой. Погребение 6 (кенотаф) совершено с уровня древнего горизонта в промежутке между курганом КМК и курганом, прилегающим к нему с ЮЗ. Весь этот комплекс объединен каменной оградой в виде сложенной из плоских камней стены. Ограда прямоугольной формы шириной 16 м, зафиксированной длиной 21 м и высотой 1,25 м протянулась с вершины досыпанного срубниками кургана под соседний юго-западный курган, который, к сожалению, не раскапывался.
           Общность обряда срубных погребений, выражающаяся в сходстве могильных сооружений вплоть до конструктивных особенностей, положении умерших и других элементах, перекрытие погребений общей досыпкой, их упорядоченное размещение внутри каменной ограды параллельно ее продольной оси позволяет сделать вывод о единстве данного комплекса и хронологической близости составляющих его погребений.
          В погребениях 5 и 6 присутствуют вещи, позволяющие датировать комплекс раннесрубным временем, что подтверждается и остальным инвентарем. Бронзовый нож-кинжал с намечающимся перекрестьем близок наиболее раннему типу - кинжалам с плоским упором, - выделенному недавно в срубных памятниках Украины (Чередниченко, 1986), однако отличается от них тем, что перекрестье в виде полукруглых плечиков не отделено от клинка, а находится у его основания (Березанская, 1985). Бронзовые украшения из погребения 5 широко известны в абашевской культуре и памятниках андроновского круга. Браслеты с заходящими друг за друга заостренными концами встречаются в абашевских погребениях Среднего Поволжья и Урала, хотя реже, чем подобные браслеты с разомкнутыми концами (Пряхин, 1977). Вторая пара браслетов из-за плохой сохранности полностью не восстанавливается. Перстень имеет наиболее близкие аналогии в абашевских и алакульских могильниках (Тауш-Касы, Метев-Тамак, Алексеевский). Однако, исходной для подобных С.24. украшений, видимо, следует считать абашевскую культуру (Пряхин, 1977, Потемкина, 1985). Таким образом, набор украшений из погребения 5 имеет явно восточное, скорее всего абашевское происхождение, что, видимо свидетельствует о контакте оставившего его срубного населения с абашевской культурной средой. Характер этого контакта определить трудно, хотя ясно, что он произошел очень рано даже в пределах раннесрубного периода (Березанская, 1987), что подтверждается материалами могильника.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru