Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Ковалева И.Ф. "Вытянутые" погребения из раскопок В.А. Городцовым курганов Донетчины в контексте постмариупольской культуры // Бронзовый век Восточной Европы: Характеристика культур, хронология и периодизация: Материалы международной научной конференции "К столетию периодизации В.А. Городцова бронзового века южной половины Восточной Европы". - Самара: Изд-во ООО "НТЦ". - 2001. - С. 20 - 24.

           В серии блестящих исследований памятников бронзового века Донетчины, ставших предметом обсуждения двух археологических съездов - XII и XIII, вызвавших живое внимание как специалистов, так и просвещенной публики, мало меченным прошло открытие подкурганных погребений, для которых в качестве основного признака В.А. Городцовым назывался архаизм обряда и инвентаря. Речь идет о произведенных по "вытянутому" обряду погребениях, с которых, по сути, начинается изучение постмариупольской культуры позднего энеолита южной лесостепи Украины, задержавшееся в силу ряда причин до 70-х гг. XX столетия.
           Безупречная научная интуиция позволила В.А. Городцову увидеть их отличие от основного массива ямных погребений и отнести к "древнейшему" типу, наметив как основные культурные признаки, так и круг аналогий им (Городцов, 1905. С.174, 226, 279, 301-302,315; 1907. С.215-219,306,309). Всего было крыто семь погребений у населенных пунктов Слобода Каменка, хут. Ковалевка, Шпаковка, Родионовка, Переездная, Ступки, Камышеваха. Автор раскопок подчеркивает, что все они совершены в неглубоких узких ямах, иногда более широких в головах и с сильно округленными углами. Как важный признак, отмечается присутствие перекрытий в виде бревенчатого накатника в один или два ряда из обугленных плах или бревен. Обращая внимание на характер обрубов, В.А. Городцов утверждает, что обработка дерева "производилась при помощи каменных топоров и огня", ввиду отсутствия в употреблении металлов (Городцов, 1907. С.216). Им также отмечается "протянутая на спине с прямыми ногами и руками свободно лежащими по бокам", поза погребенных и ориентация в восточном или северо-восточном секторах, а также "непременное присутствие краски в посыпке дна и скелета. Особый интерес представляет упоминание находки'' кусков слегка розовой краски" в погребении Шпаковского кургана, что является культурообразующим признаком постмариупольской АК (Ковалева, 1984. С.41-42). Отмечено также использование мела в виде подстилки и с целью "очищения" трупа - в Родионовском погребении кисти рук и стопы погребенного лежа в пятнах мела.
           В большинстве погребений присутствуют орудия из кремня или отщепы. Из погребений у Ковалевки и Родионовки происходят наборы стрел, "лежавших в обоих случаях ниже кисти левой реки, как будто бы их древки были вложены в левую руку". В первом случае наконечников было пять, во втором - два, все экземпляры подтреугольной формы с намеченной выемкой в основании и прекрасной уплощающей ретушью. В.А. Городцовым реконструируется способ соединения с древками по присутствию на наконечниках "горной смолы". В ряде погребений были найдены пластинчатые ножи и скребки на отщепах. Изделия из кости встречены только в Ковалевском погребении, где "целая груда их лежала у левой стороны черепа ...., но, к сожалению, они успели так истлеть, что ни одно С. 21. из них не могло быть извлечено из почвы целым". Можно предположить, исходя из аналогичного размещения костяных предметов у черепа ребенка в погребении №6 кургана 1 группы 14 у с. Спасское, что это могли быть остатки гребня, или же наборы шильев (Ковалева, 1984. С.34).
           Керамика найдена в двух погребениях - отдельные фрагменты горшка у Камышевахи и целый, острореберный, с короткой шейкой горшок в Каменке. В последнем случае нельзя исключить ямную принадлежность скорченного погребения, с которым он найден, прорезавшего коллективное захоронение четырех "вытянутых" скелетов. Культурное определение сосудов требует непосредственного изучения, без которого возможны лишь предположения о визуальном сходстве с относимыми к постмариупольской культуре сосудами, происходящими из лесостепных погребений у с. Млынок, 44/10 и хут. Кабаки, 2/1 (Телегин, 1999. С.62-64. Рис.1).
           Наибольший интерес для нас представляет утверждение В.А. Городцова, что "при всех намеченных условиях можно относить эти погребения к числу древнейших в металлическом периоде Южной России; такая древность их, помимо приведенных признаков, отчасти подтверждается и тем, что все эти погребения являлись основными в курганах" (Городцов, 1907. С.217).
           Именно этот очевидный архаизм "вытянутых" погребений Донетчины заставил В.А. Городцова, в поиске аналогий им, обратиться к материалам единственного на то время известного неолитического Китайского могильника. Им отмечается тождество позы и ориентации в северо-восточном секторе и высказывается предположение, что с увеличением числа подкурганных захоронений появятся свидетельства западной, по принципу антитезы, ориентации, аналогичной отмеченной для части погребений Китайского могильника. В.А. Городцов пишет: "Совершенно одинаково с донецко-бахмутскими, все иркутские покойники сопровождались красками, полагаемыми то в виде порошка, то в виде кусков" (Городцов, 1907. С.218). Наконец, "наконечники стрел в обеих столь отдаленных местностях оказались совершенно одинаковыми", что позволило В.А. Городцову утверждать "несмотря на огромное расстояние, отделяющее одну область от другой, погребения доказывают о положительной связи их древнейших обитателей". Замечание о том, что "эта связь для нас загадочна", в настоящее время получает объяснение в генезисе поамариупольской культуры, восходящей к нео-энеолитическим культурам днепро-донецкой и мариупольской общностей (Ковалева, 1980. С.53; 1984. С.50-52; Давня історія України, 1997. С285-286).
           На современном этапе выделение культурно-хронологического горизонта подкурганных погребений Украины, произведенных по "вытянутом/' обряду, в самостоятельную археологическую культуру можно считать состоявшимся, вне зависимости от ее названия - постмариупольская (Ковалева, 1979; 1984) или квитянская (Rassamakin, 1999). Первое, как представляется, более точно отражает хронологическое положение и генезис культуры; второе основывается на попытке связать в едином культурном контексте "вытянутые" погребения с керамикой квитянского типа, что не могло не вызвать дискуссии (Ковалева, 1998; Телегин, 1999; 2000).
           С. 22. Пространственное распространение памятников (более 300) постмариупольской культуры (далее ПМК) в широтном направлении определяется от Северского Донца до Днестра и Дуная. Они охватывают Степь и южную Лесостепь, совпадает со средой обитания генетически предшествовавшего населения культур мариупольской и днепро-донецкой общностей. Погребения по вытянутому обряду присутствуют также в древних курганах Доно-Волжского междуречья, на что обращалось внимание (Ковалева, 1979), но здесь они не получили пока своего культурного определения. Выделенные на начальных этапах исследования культурообразующие признаки (Ковалева, 1978; 1979; 1984), остались теми же, несмотря на стремление к их пересмотру с расширением источнике базы (Николова, Рассамакин, 1985; Rassamakin, 1993).
           Вместе с тем, нельзя предполагать существование в указанных границах" монолитного этнокультурного массива, что определяет необходимость его территориального членения. С наибольшей полнотой и выразительностью присущие ПМК обрядовые признаки проявляются в памятниках Орель-Самарского междуречья выделяемых в отдельную группу, охватывающую левобережное Предстепье и север правобережной Степи. В дальнейшем возможно расширение ее границ: за счет включения в нее погребений Подонцовья.
           Выделение в отдельную группу постмариупольских погребений бассейна Северского Донца сегодня не может быть проведено по причине их малочисленности (кроме исследованных В.А. Городцовым, учтено еще 8 погребений). Вместе с тем, судя по отчетливо прослеживаемой тенденции к продвижению постмариупольского населения вдоль рек Орели и Самары с их притоками в северо-восточном направлении, можно предположить культурную и хронологическую близость Донецких и Орель-Самарских памятников.
           В характеристике памятников ПМК бассейна Северского Донца присутствует большинство типичных для Орель-Самарской группы признаков обряда и инвентаря. Отличия проявляются в отсутствии зафиксированных случаев возведения сложных насыпей антропоморфной формы, ритуальных оградок-кромлехов, облицовки насыпей деревом, рвов вокруг насыпей. Не известны случаи размещения нескольких одновременных могил в подкурганном пространстве, но сохраняются коллективные захоронения. В инвентаре редки находки костяных фигурных пронизей, каолиново-охровых отливок-цилиндров, но есть, так называемые, "хлебцы". Заметно меньше украшений из металла, отсутствуют погребения, свидетельствующие о прижизненной ремесленной специализации умерших. Вопрос о характере керамики не может обсуждаться ввиду почти полного отсутствия таковой.
           Эталонное значение Орель-Самарской группы определяется отсутствием прямых контактов с другими позднеэнеолитическими культурами и длительным переживанием традиций нео-энеолитического времени, о чем свидетельствуют памятники типа Засухи и индивидуальные "вытянутые" погребения могильника Госпитальный Холм (Ковалева, 1984; Телегин, 1985).
           К характерным признакам группы относится активное строительство земляных курганных насыпей, в том числе сложной конфигурации. Не имевшие утилитарного назначения рвы и кольцевые оградки из дерева; радиальная обкладка насыпей бревнами с последующим сожжением; одновременное размещение в С. 23. подкурганном пространстве нескольких однокультурных могил с соблюдением рядовой или круговой планировки. Кострища и бофры у могил; челновидные и овальные, односторонне закругленные грунтовые ямы, перекрытые деревом; продукты горения в заполнении могил и посыпке дна; строго вытянутое на спине положение скелетов, иногда со следами свивания трупа; ориентация в восточном секторе; окрашивание скелетов краской специфического блекло-розового цвета; высокий (до 40) процент коллективных захоронений. Стратиграфическое положение постмариупольских погребений Орель-Самарской группы определяется предшествованием всем прочим, включая погребения животиловского типа (Соколове 1, 6/7; Новомосковск, 1/9).
           Бескерамичность является этнографическим признаком всей ПМК; в тех случаях, когда сосуды есть в могилах, их характеризует культурное разнообразие. Чаша из Орлика является подражанием лендельским чашам. Сосуд из Чечелиевки синкретический, трипольско-майкопский. Сосуд из хут. Кабаки близок дереивским кубкам. Сосуд из кургана 3 XIV группы у с. Спасского близок нижнемихайловской посуде. Керамику из тризн объединяет раковинная примесь к глине и отсутствие шнуровой орнаментации, чего явно недостаточно для утверждения о ее принадлежности к квитянской посуде, к тому же происходящей из погребений со скорченным положением скелетов.
           Изделия из камня включают топоры-молоты, обычно сопоставляемые с топорами софиевской локальной культуры позднего Триполья (Дергачев, Манзура, 1991. С.ЗЗЗ), но составляющие специфику именно ПМК. По частоте встречаемости изделий из металла (48%) Орель-Самарская группа занимает лидирующее положение. Спектральный анализ показал преобладание чистой меди, в одном случае (Терны) это медно-серебряный сплав, или (Булаховка 1/9) мышьяковистая бронза с естественной примесью никеля (Галибин, 1991). Н.В. Рындиной выделен постмариупольский очаг металлообработки, рассматриваемый как результат повторного выноса из западного ареала Балкано-Карпатской металлургической провинции навыков обработки совместно с медью трансильванских и венгерских месторождений (Рындина, 1998. С.178-179,192). Основываясь на отмеченной выше насыщенности погребений металлическими изделиями, и исходя из присутствия в группе двух погребений (Верхняя Маевка, гр.ХII, к.2, п. 10; остров Самарский, к.1, п. 9), включавших, кроме матриц для отливки топоров, тигель и полный набор кузнечных инструментов, размещение центра металлообработки в Орель-Самарском междуречье имеет веские основания. Остальной инвентарь не выходит за рамки нормы для других территориальных групп. Он включает кремневые орудия, изделия из кости, в том числе пронизи с V-образными выемками, изделия цилиндрической, дисковидной и других форм, изготовлявшихся из каолиново-охровой массы путем отливки в деревянных и каменных формах и служивших алтарями.
           Вторая территориальная группа выделена в Степном Поднепровье и Днепровском Надпорожье. К ее характерным признакам относится появление кромлехов, заменивших рвы, присутствие погребений под каменными закладками, появление уникальных гробниц, возводимых из дерново-грязевых блоков на деревянном каркасе (Ковалева, 2000а). В инвентаре приднепровской степной группы С. 24. нет существенных отличий от Орель-Сомарской группы. Население ПМК соседствовало со стоговским, о чем свидетельствует совместное залегание вытянутых и скорченных скелетов в погребениях могильников Игрень VIII, о. Виноградный. Трипольский (томашевской локальной группы) сосудик сопровождал ребенка, погребенного по вытянутому обряду рядом с женщиной, ноги которой были согнуты в коленях (Даниленко, 1974; Мовша, 1984).
           Выделение в Приазовье третьей, Молочанской, группы стало возможным благодаря работам Ю.А. Рассамакина. По степени концентрации, она уступает двум первым. Единственной зафиксированной формой является курган с использованием каменных конструкций. Отмечена слабая окрашенность скелетов и отсутствие формованных изделий из каолиново-охровой массы. Керамика разнокультурна; остальной инвентарь повторяет происходящий из других групп. Население ПМК в Приазовье соседствовало с "нижнемихайловским", однако, свидетельства взаимодействия культур отсутствуют. Более того, отмечена тенденция к территориальному размежеванию курганных групп.
           Особое место принадлежит четвертой, Днепро-Бугской, группе. Повторяя в обряде и инвентаре общие для ПМК признаки, погребения несут свидетельства одновременности и активного взаимодействия с нижнемихайловским, широчанско-баратовского этапа (Телегин, 1971), и трипольским, этапов С1-С2, населением. Специфику группы составляют погребения ПМК с антропоморфной пластикой, вне трипольская принадлежность которой подтверждена отсутствием аналогов в собственно трипольской среде (Мовша, 1984; Ковалева, 2000), что требует выведения их из числа памятников серезлиевского типа. Антропоморфная пластика в погребениях ПМК - явление узкого территориального и хронологического диапазона, отражающее начало процесса сращения нескольких культурных линий, завершившегося появлением животиловского культурного типа. Выделение группы получило новое обоснование в раскопках ДНУ у с. Зеленый Гай в 1999-2000 гг.
           Пятую территориальную группу образуют постмариупольские noгребения Северо-Западного Причерноморья. Ее выделение основывается на позднем временном положении погребений ПМК. В курганной стратиграфии они следуют за погребениями типа Хаджидер - Животиловка (Яровой, 2000), в то время как для всех остальных групп наблюдается обратная стратиграфия. В остальном сохраняется, отмечавшаяся выше, устойчивость признаков обряда и инвентаря. Широкое использование камня в виде кромлехов, закладов и перекрытий роднит погребения Северо-Западного Причерноморья с Днепро-Бугской группой, по-видимому, послужившей исходной территорией.
           Таким образом, намеченное около столетия назад работами В.А. Городцова культурное своеобразие небольшой группы памятников, сегодня воплотилось в реально прослеживаемую на обширной территории культуру, во многом определявшую развитие населения древней Украины в хронологическом диапазоне конца IV-третьей четверти III тыс. до н.э.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru