Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Ковалева И.Ф. О времени и культурной принадлежности древнейших погребений в катакомбах Поднепровья // Проблемы истории и археологии Украины: Тезисы докладов науч. конференции. - Харьков: АО "Бизнес Информ", 1997. - С. 12-13.

           Вопреки мнению о том, что катакомба как тип погребального сооружения появляется одновременно с распространением так называемых катакомбных культур среднего бронзового века, сегодня известен ряд энеолитических погребений, произведенных в подбойных могилах или катакомбах. Достоверность их отнесения к энеолиту не вызывает сомнений и основывается на анализе инвентаря и стратиграфическом следовании за постмариупольскими и перекрывании ямными погребениями.
           Автором в докладе, прочитанном на конференции по проблемам катакомбной культурно-исторической общности (Запорожье, 1990 г.) рассмотрено погр. 12 кургана 23 у с. Богуслав в Присамарье, отнесенное к особой группе, признаками которой являются катакомба и отчетливо прослеживаемая в керамике близость посуде центральноевропейской Культуре Шаровидных Амфор (КША).. Хронологическое положение определено, с учетом привлекаемых аналогий, этапом С-II Триполья, ближе к его концу. Тем самым устанавливается синхронность с погребениями животиловского типа, обнаруживающими также несомненную культурную близость энеолитическим погребениям в катакомбах.
           К этому же типу относится погр. 34 кургана 1 у с. Усть-Каменка (раскопки В. И. Костенко, 1988 г.). Основным в кургане являлось постмариупольское погр. 11 с сосудом "квитянского" облика. За ним следует также постмариупольское погр. 14. С уровня первичной насыпи вырыта входная шахта, в СЗ стенке которой устроен сегментовидный подбой. Скелет взрослого лежал скорченно на левом боку в СВ ориентации. Погребенного сопровождало два сосуда: горшок с цилиндрической шейкой и тремя коническими налепами на линии выпуклого плеча; одноручная кружка-аск с оттянутым валиком на линии плеча, рассеченным косыми насечками.
           Культурно-хронологическое положение погр. 34 определяется сосудами. Аналогии горшку находим в памятниках софиевского типа позднего Триполья; в Софиевском могильнике (п. 7, 32, 44, 65 и др.), Чернинском (п. 45, 53), Красный Хутор, памятниках Трояновского типа (Райки). Сходство подтверждает местами сохранившийся на сосуде из Усть-Каменки специфический ангоб, на который обратила каше внимание Т. Г. Мовша.
           Второй сосуд близок аскам позднего Лендьела, аску из погр. 11 кургана 2 у с. Глубокое, который рассматривается как импорт из культуры Чернавода II, ранний этап, асковидному сосуду из Оланешт II (курган 1, погр. 28), имеющему аналогии в сосуде из Хьершова. Такой элемент орнамента как рассеченный валик впервые появляется на посуде Эзеро XIII и продолжает существовать в Чернавода III. Валик присутствует на части посуды памятников типа Фолтешть II, относимых к концу Усатово.
           Современные датировки для памятников софиевского типа установлены в пределах 3296 - 2370 гг. до н. э. Учитывая хронологию культур, содержащих аналогии асковидному сосуду, считаем возможным датировать Усть-Каменское погребение серединой - третьей четвертью III тыс. до н. э. Таким же образом датировано погр. 12 кургана 23 у с. Богуслав Происходящий из него сосуд - круглодонная амфора с мешковидным туловом, цилиндрической шейкой, петлевидными ручками, раковинной примесью к глине и лощением поверхности - имеет близкие по форме и технологии аналогии в амфорах второго этапа развития средней группы КША, куда этот тип переходит из предшествующих культур С. 13. Карпато-Балканского региона. Для разработки намеченной линии важно обнаружение в погр. 3 Богуславского кургана амфоры, но плоскодонной, типа найденных в Колодяжных Сумцах и других памятниках восточной группы. Вместе с тем богуславский сосуд является местным изделием; в нем сохраняется желобчатость венчика, присущая энеолитической посуде Степи. В качестве степного аналога приведем амфорку из погр. 4 кургана 2 у с. Виноградное.
           Определение культурной принадлежности энеолитических погребений Степи в катакомбах сегодня может рассматриваться в контексте общих представлений об этнокультурной ситуации конца энеолита - начала раннего бронзового века. Предложенное Ю. Я. Рассамакиным объединение их в единый животиловско-волчанский тип считаю ошибочным и продиктованным исключительно желанием создать пусть эфемерный, но собственный термин, хотя процессы, вызвавшие к жизни оба рассматриваемых культурных явления, имели общие истоки и протекали во взаимодействии.
 


© 2001 project by Sergey Fedyaev  e-mail: voron@o.chok.finfort.com
© 2001 design by Ivan Vereschaka e-mail: ivan@o.chok.finfort.com